Урок-КВН - Работа и мощность. Энергия

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.

Урок-КВН - Работа и мощность. Энергия

Цель урока: повторить и обобщить материал, изученный по темам «Сила. Силы в природе» и «Работа. Мощность».

Ход урока

Учащиеся заранее делятся на две команды, выбираются капитаны команд.

I. Разминка. Конкурс «Найди правильную дорогу»

Каждая команда получает карточку, где в три столбика выписаны обозначения физических величин, их единицы и их названия. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием:

V

м/с

Плотность

ρ

Дж

Сила

m

м3

Работа

А

Вт

Масса

F

кг/м3

Объем

v

кг

Мощность

N

Н

Скорость

Такое задание помогает с самого начала игры вспомнить основные физические величины, изученные по теме.


II. Реши кроссворд

Каждой команде дается кроссворд. Необходимо узнать, какая физическая величина зашифрована в вертикальной строке.

Кроссворд 1.



1. Прибор для измерения сил. 2. Соревнование. 3. Физическая величина, показывающая, какой путь проходит тело в единицу времени. 4. Сила, являющаяся результатом сложения нескольких сил. 5. Результат решения экспериментальной задачи.

Ответы: 1. Динамометр. 2. Олимпиада. 3. Скорость. 4. Равнодействующая. 5. Величина (физическая).

Ключевое слово: МАССА.


Кроссворд 2.



1. Прибор для определения вертикального направления. 2. Вид взаимодействия двух тел. 3. Линия, вдоль которой движется тело. 4. Процесс экспериментального сравнения физической величины с ее единицей. 5. Вид равномерного движения.

Ответ: 1. Отвес. 2. Притяжение. 3. Траектория. 4. Измерение. 5. Прямолинейное.

Ключевое слово: ВРЕМЯ.


III. «Найди лишнего»

Каждая команда получает по три конверта, в которые вложены карточки с терминами. Необходимо в каждом конверте найти лишнюю карточку.

1. Конверт «Физические величины»

Объем; масса; плотность; сила; скорость; механическая работа; вес; газ; длина; время; давление; мощность; вес и др.

Лишняя карточка: газ.

2. Конверт «Физические приборы и механизмы»

Весы; динамометр; блок; барометр; термометр; спидометр; жидкость; мензурка; рычаг и др.

Лишняя карточка: жидкость.

3. Конверт «Физические явления»

Молния; инерция; радуга; падение тел; тяготение; движение; момент силы; нагревание; трение и др.

Лишняя карточка: момент силы.


IV. «Найди правильные формулы»

Каждой команде выдается по конверту с 10—15 карточками, на которых выписаны формулы. Среди всех формул только 4—6 — правильные, например.



Необходимо найти все правильные формулы.


V. «Найди ошибку»

На доске вывешиваются картинки с различными физическими явлениями, например:



Через 1 минуту картинки снимаются. Выигрывает та команда, которая назовет и объяснит все ошибки, допущенные в картинках.


VI. Итог урока

Подводится итог игры, определяется команда-победитель.

Учитель оценивает работу наиболее активных учеников. Оценивая работу в подобных играх, желательно ставить ученикам только «пятерки» и «четверки» (возможно даже «четверки» — только по желанию ученика).

Можно провести общий анализ знаний по теме и дать некоторым ученикам «спец. задание» — повторить тот или иной параграф, формулу, вспомнить решение задач.

Задачи, упражнения по теме

1. В чем состоит различие между житейским и научным понятием «работа»? Приведите другие примеры, когда в науке и повседневной жизни одно и то же слово имеет разный смысл.

2. От чего зависит механическая работа?

3. Работа в 1 Дж — это большая или маленькая величина? Ответ поясните.

4. Можно ли говорить: «Тело имеет 10 Дж работы»? Почему?

5. Можно ли утверждать, что мощность зависит от работы и промежутка времени, за который эта работа совершена? Обоснуйте свой ответ.

6. Мощность в 1 Вт, 1 кВт, 1 мВт — это большие или маленькие величины? Ответ обоснуйте.

7. Работа — это процесс или величина? Ответ обоснуйте.

8. Зачем человек создал простые механизмы?

9. Работает ли простой механизм?

10. Откуда нам известно правило рычага?

11. Как лучше сказать: «Человек придумал правило рычага» или «Человек открыл правило рычага»? Ответ поясните.

12. Справедливо ли правило рычага не только для простых механизмов, но и для живых организмов (растений, животных)? Ответ поясните.

13. Почему правило «Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в расстоянии» называют золотым?

14. Всегда ли верно золотое правило механики? Свое мнение обоснуйте.

15. Может ли КПД быть больше 100%? Ответ поясните.

16. Как вы думаете, золотое правило механики — это физический закон или нет? Ответ поясните.

17. Еще недавно применялась на практике такая единица измерения мощности как лошадиная сила. 1 лошадиная сила равна 750 Вт. Как вы думаете, это большая мощность или нет. Ответ обоснуйте.

18. Любое ли движущееся тело совершает работу? Ответ поясните примером.

19. Может ли тело обладать работой? Ответ обоснуйте.

20. Сравните две физические величины: работу и энергию. В чем сходство и различие между ними?

21. Можно ли говорить: «Тело обладает энергией», «Тело совершает энергию»? Ответ обоснуйте.

22. В чем сходство и различие понятий потенциальная энергия и кинетическая энергия?

23. Можно ли сказать, что одно и то же покоящееся тело обладает и не обладает потенциальной энергией? Ответ поясните.

24. Существуют ли кроме потенциальной и кинетической энергии какие-либо другие виды энергии? Ответ поясните.

25. Обладает ли потенциальной энергией тело на космическом корабле? Ответ обоснуйте.