Применение законов гидростатики в технике - Давление твердых тел, жидкостей и газов

Група в ViberГрупа в Facebook

Поурочные разработки по Физике 7 класс к учебникам Перышкина А. В. и Громова С. В.

Применение законов гидростатики в технике - Давление твердых тел, жидкостей и газов

Заранее, за неделю до урока ученики по желанию выбирают темы для краткого (на 3—5 минут) выступления, например:

- Подъем затонувших судов;

- Как Жюль Верн описал «Наутилус»;

- Гибель «Титаника»;

- Экология морей и рек.

Цели урока: продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости; продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам по физике.

Оборудование: небольшой лист алюминия; коробочка (лодочка) из такого же листа; сосуд с водой; рычажные весы; полиэтиленовая бутылка с пробкой; насос с резиновым шлангом.

Демонстрации:

1. плавание алюминиевой лодочки;

2. «подъем затонувшей лодки».

Ход урока

I. Повторение пройденного. Вводная беседа

Урок начинается с постановки учебной проблемы: имеют ли применение законы гидростатики в технике? Фронтально повторяются законы гидростатики.

Учитель раскрывает значение воды в нашей жизни.

Человек издавна плавает на плотах, лодках, судах. В наше время — на судах из металла. Почему можно строить суда из металла, хотя плотность металла больше плотности воды?


II. Демонстрация опыта с алюминиевым листом и лодочкой

Лист алюминия опускается в воду. Он тонет. Из такого же листа делается коробочка (лодочка). На весах можно показать, что массы листа и коробочки равны. Коробочка опускается на поверхность воды. Почему она плавает? Ведь материал один, массы одинаковы. В чем различие?


III. Изучение нового материала

Различие между простым алюминиевым листом и алюминиевой коробочкой в разном объеме вытесненной жидкости. Значит сила Архимеда, действующая на коробочку, больше действующей на лист. В нашем случае коробочка — модель судна.

Далее учитель вводит понятия:

осадка судна — глубина его погружения;

ватерлиния — линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку;

водоизмещение — вес воды, вытесняемый судном при погружении его до ватерлинии;

грузоподъемность судна — принятый на судно груз при погружении до ватерлинии.

Рассказ о водном транспорте может сопровождаться демонстрацией слайдов, таблиц, открыток, диапозитивов.

В тетрадях учащиеся заполняют таблицу:


Надводный транспорт

Подводный транспорт

Корабли весельные, парусные, пароходы, теплоходы;

Суда пассажирские, китобойные, сухогрузы, паромы, траулеры, ледоколы, танкеры;

Корабли военные (линкоры, эсминцы, крейсеры, миноносцы).

Подводные лодки;

Батисферы;

Батискафы.


IV. Демонстрация опыта по подъему затонувшей лодки

В нижней части полиэтиленовой бутылки делается отверстие, через которое она заполняется водой и тонет. Через пробку бутылка присоединяется к насосу резиновым шлангом. Нагнетаемым в бутылку воздухом вода вытесняется, и бутылка всплывает.


V. Продолжение изучения нового материала

Как еще в технике и быту используются законы гидростатики? Например, для определения плотности жидкости.

Теоретические знания позволяют объяснить устройство и принцип работы приборов для определения плотности жидкостей - ареометров.

Можно сконструировать простейший ареометр из пробирки и мензурки: в пробирку наливается такое количество воды, чтобы она плавала в мензурке вертикально и не тонула.

Показывается заводской ареометр. У него вместо пробирки — стеклянная трубка, сужающаяся в верхней части, вместо воды - дробь. Шкалы у приборов разные, т. к. бывают ареометры для определения значительно большей, чем у воды, плотности жидкости и меньшей.

Ареометр для определения плотности раствора сахара называется «сахарометр», жирности молока - «лактометр», содержания спирта в воде — «спиртометр» и т. д.

Можно провести демонстрационный опыт по определению плотности воды и керосина, налитых в две мензурки.


VI. Выступления учеников

Подготовленные выступления можно выслушать в конце урока, а можно по ходу изложения материала — в процессе лекции учителя.


VII. Итог урока

В заключение урока можно особо выделить проблему экологии. Рассказать о чистоте рек, озер, морей, океанов, привести данные о загрязнении рек и морей и результатах такого загрязнения.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.