Дифракционная решётка. Решение задач - СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ - ОПТИКА

Физика - Поурочные разработки 11 класс - 2017 год

Дифракционная решётка. Решение задач - СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ - ОПТИКА

Задачи урока: продолжить изучение явления дифракции света; рассмотреть практическое применение дифракции света; сформировать умение качественно и количественно описывать дифракционные картины.

Ход урока

I. Один из школьников отвечает у доски на вопросы учителя и учащихся. Разрешается использовать рабочую тетрадь. Примерные вопросы для обсуждения: как получаются когерентные источники света в случае интерференции света в тонких плёнках? Почему не наблюдается интерференционной картины при отражении света от поверхности оконного стекла? Почему существует предел в наблюдении деталей предметов? Как доказать существование границы применимости законов геометрической оптики?

II. Рассказ учитель сопровождает демонстрацией опыта (ДЭ-2, опыт 88), показом дифракционных решёток, работой с учебником при выводе формулы для максимумов дифракционной картины.

III. Для отработки знаний организуется решение задач. Желательно подобрать задачи для индивидуального решения.

1. Какой наибольший порядок спектра можно видеть в дифракционной решётке, имеющей 500 штрихов на 1 мм, при освещении её светом длиной волны 720 нм? Как изменится спектр, если использовать свет длиной волны 600 нм?

2. Предложите все возможные виды задач на использование формулы для максимумов дифракционной картины.

3. Можно ли по дифракционной картине определить, какая из двух дифракционных решёток имеет больше штрихов на 1 мм?

4. Сравните дифракционный и призматический спектры; объясните их различие.

5. Какие изменения будут происходить в дифракционном спектре, если увеличивать число щелей?

6. В каком из указанных случаев проявляется дифракция света: ореол вокруг лампы уличного освещения при большой влажности воздуха, радужная окраска перламутровых пуговиц, неразличимость частиц размером 0,2 мкм при наблюдении их в микроскоп, радужные полосы при наблюдении слоя керосина на поверхности воды?

7. Изобразите на графике изменение интенсивности света в интерференционной картине опыта Юнга (рис. 7.53 учебника).

IV. Домашнее задание: § 58; П., № 771, 772.