загрузка...

Поурочные планы к учебникам Мякишева Г. Я. и Касьянова В. А. 11 класс

Поурочные разработки к учебнику Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева

 

Квантовая физика

Глава 12. Атомная физика

Урок 114. Урок-игра «Своя игра»

 

Цель: показать, что физика связана со многими школьными предметами.

Ход урока

I. Подготовительный этап

От ребят требуется серьезная подготовка по физике, ее истории, математике и литературе.

Каждый вопрос выписан на отдельную карточку (плотный картон), на другой стороне которой указаны баллы.

Зрители раскладывают карточки на своем столе в определенной последовательности, например:

 

Оптика

100

200

300

400

500

Великие открытия

100

200

300

400

500

Квантовая физика

100

200

300

400

500

Физика и природа

100

200

300

400

500

 

Подобные же схемы находятся на столах игроков. Правила игры те же, что и в ТВ-игре: 3 тура и финал.

 

II. Ход игры

1-й тур

Оптика

100. Что такое луч света?

200. Что такое световой пучок?

300. Какими явлениями можно подтвердить прямолинейность распространения света?

400. В чем состоит принцип обратимости световых лучей?

500. Какое отражение света называют зеркальным?

Великие открытия

100. С его фамилией связывается название силы, с которой магнитное поле действует на движущуюся заряженную частицу.

200. Известный врач, физик, астроном, механик-металлург, египтолог, физиолог, политолог, способный гимнаст.

300. В 1821 г. ученый записал в своем дневнике «Превратить магнетизм в электричество». Через 10 лет эта задача была им решена.

400. Он экспериментально доказал существование электромагнитных волн.

500. С его именем связаны установление первой в мире телеграфной связи между Америкой и Европой и абсолютная шкала температур.

Квантовая физика

100. Какую роль сыграло в физике изучение излучения абсолютно черного тела?

200. Почему законы классической электродинамики не могут объяснить излучение абсолютно черного тела?

300. Какие из законов фотоэффекта, полученные в результате экспериментов, не объясняются с позиций классической электродинамики?

400. Сопоставьте гипотезы Планка и Эйнштейна об электромагнитном излучении.

500. Как взаимосвязаны уравнение Эйнштейна для фотоэффекта и законы Столетова, полученные эмпирическим путем?

Физика и природа

100. Почему в ясный солнечный день солнечные блики под деревьями кажутся нам круглыми - ведь промежутки между листьями имеют самую разнообразную форму?

200. Необходимо расположить по прямой линии молодые деревья, высаживаемые в землю при озеленении улицы. Каким свойством световых лучей пользуются при этом?

300. Почему длинная аллея деревьев на значительном расстоянии от наблюдателя кажется сходящейся в одну точку?

400. Почему у кошки в темноте светятся глаза?

500. Что представляет собой зеркало, применяемое при исследовании глазного дна больного?

 

2-й тур

Оптика

100. Какие условия необходимы для получения изображения в плоском зеркале?

200. Какое изображение имеет источник в плоском зеркале?

300. Какое изображение называют действительным, мнимым?

400. Может ли источник быть мнимым?

500. Какое отражение света называют диффузным?

Великие открытия

100. Что открыл X. Эрстед 15 февраля 1820 г., читая лекцию студентам университета?

200. В своем дневнике немецкий физик Георг Симон Ом пишет: «Я брал куски цилиндрической проволоки произвольной длины из различных материалов и помещал их поочередно в цепь...». Какую зависимость установил Ом в этих экспериментах?

300. Назовите первого русского академика?

400. Открыл водород, углекислый газ, определил состав воздуха, постоянную тяготения, будучи английским лордом, он первым установил закон взаимодействия электрических зарядов. Кто это?

500. Автор научного труда «Математические начала натуральной философии».

Квантовая физика

100. Что общего имеют и чем отличаются фотоны и частицы вещества?

200. Какое из следующих утверждений о свете является, на ваш взгляд, наиболее верным:

а)  «Свет - это электромагнитные волны»;

б)  «Свет - это поток частиц фотонов»;

в)  «Свет - это электромагнитные волны и поток фотонов одновременно»;

г)  «Свет - это ни электромагнитные волны, ни поток фотонов»;

д)  «Свет - это и то и другое, ни то ни другое одновременно».

300. Можно ли считать фотон материальным объектом, ведь его масса равна нулю?

400. Покажите взаимосвязь материи и движения на примере:

а)  существования фотона;

б)  распространения электромагнитной волны.

500. Сравните вещество и электромагнитное поле как виды материи.

Физика и природа

100. Какие животные используют «перископ» для наблюдения предметов из-за укрытий?

200. Почему растения не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?

300. Чему равна оптическая сила хрусталика человеческого глаза?

400. Какая часть человеческого глаза больше всего преломляет световые лучи?

500. Известно, что принцип работы глаза подобен принципу работы многих оптических приборов. Но почему же в жизни без специальных приспособлений мы не замечаем хроматической аберрации глаза?

 

3-й тур

Оптика

100. В чем сущность методов генетической оптики?

200. Почему плоское зеркало иногда дает искаженное изображение?

300. Справедливы ли законы отражения в случае падения света на лист тетрадной бумаги?

400. Почему нельзя использовать плоское зеркало в качестве киноэкрана?

500. Какими способами измерялась скорость света? В чем трудности измерения скорости света?

Великие открытия

100. «Эврика! Эврика! Я нашел!» - кому принадлежат эти слова?

200. Ученый, который под угрозой смерти, вынужден был отречься от своего учения, но, по преданию, уже выходя из зала суда, произнес историческую фразу: «А все-таки она вертится!». Кто он?

300. Французский ученый и философ сформулировал закон сохранения количества движения, его системой координат пользуются в геометрии.

400. Про него сказали: «Он остановил Солнце и сдвинул Землю». О ком идет речь?

500. О каком русском ученом наш великий поэт А. С. Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом»?

Квантовая физика

100. Как бы вы отнеслись к сообщению о том, что открыт новый вид материи, отличный от вещества и от поля?

200. Как вы понимаете слова о единстве видов материи - вещества и поля?

300. Укажите волновые, корпускулярные и квантовые свойства света. Какова связь между этими свойствами?

400. Могло ли случиться так, что в истории науки победила бы одна из концепций о природе света - волновая или корпускулярная?

500. Как вы понимаете утверждение: «Корпускулярно-волновой дуализм - это общее свойство материи»?

Физика и природа

100. Почему близорукие люди, чтобы лучше видеть, щурят глаза?

200. Два наблюдателя - близорукий и дальнозоркий - рассматривают предмет через лупу, располагая ее на одинаковом расстоянии от глаза. Который из наблюдателей должен расположить предмет ближе к лупе?

300. Почему с наступлением темноты мы становимся как бы близорукими, и очертания предметов перестают быть резкими?

400. Почему днем зрачки у людей сужаются, а ночью расширяются?

500. Почему находясь в освещенной комнате, мы ничего не видим за окном, когда стемнеет?

 

Финал

Учитель задает вопрос. Первый ответивший побеждает.

- Объясните с точки зрения оптики выражение «Ночью все кошки серы».

 

III. Подведение итогов игры

Подводятся итоги и выставляются оценки.





загрузка...

загрузка...