Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 3 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! - О РОССИИ ПЕТЬ — ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ - 3 класс

Задачи уроков: воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины, развитие толерантности по отношению к культуре других стран и народов; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления на основе восприятия живописных полотен и икон.

Две молитвы — два музыкальных обращения к Богородице. Их авторы — Ф. Шуберт и С. Рахманинов. Эти музыкальные произведения можно послушать и сравнить на одном уроке. После этого можно попытаться напеть первые фразы со словами названия молитв (“Ave Maria” и “Богородице Дево, радуйся”), ориентируясь на нотный текст в учебнике (с. 40, 44) или на гласный звук.

Главное в процессе слушания — выявить интонационное сходство молитв через характер звучания, лад, динамику, распевность, чтобы помочь детям почувствовать красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы. Подобного рода шедевры трудно описывать своими словами, лучше прочитать поэтические строки Данте и А. Пушкина, обращённые к произведениям художников (см. соответственно с. 41, 43).

Картину Рафаэля от иконы В. Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Разговор о музыке можно предварить расспросом детей об изображении Девы Марии. • Откуда явилась Мария? • Куда направляет свои стопы? • Куда устремила взгляд? • Какие краски на холстах художников, какого цвета больше? • Есть ли разница на картинах между небом и землёй? • Где происходит действие? • Перед кем стоит Дева Мария?

Хотим предостеречь учителя от сравнения образа Божией Матери на иконе и мадонны на картине. На картине лицо мадонны может быть чьим-то портретом, а икона пишется по канону (церковному установлению, правилу), и лик на ней не несёт чьих-то индивидуальных черт.

Эпитет “Всепетая”, обращённый к Божией Матери, поможет сохранить в детском сознании стихи А. Пушкина и итальянского поэта Данте, икону В. Васнецова и картину Рафаэля как произведения мирового искусства. В них величие и благородство Царицы Небесной: Божия Матерь служит примером человеческого достоинства.

7 апреля отмечается двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Вспомним евангельскую историю, которая лежит в основе праздника. В этот день архангел Гавриил, посланный Богом, принёс Деве Марии благую весть о том, что Она избрана между женами и от Неё воплотится Сын Божий. Он сказал Ей такие слова: “Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами”. Этот же текст, несколько изменённый, является и текстом “Молитвы” С. Рахманинова и других русских композиторов, которые обращались к этой теме:

Богородице Дево, радуйся.

Благодатная Марие, Господь с Тобою.

Благословенна Ты в женах,

И благословен плод чрева Твоего.

Яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва Ф. Шуберта также могла бы быть написана на этот текст, так как некоторые молитвы у православных и католиков одинаковы, но композитор выбрал текст Вальтера Скотта. Практика церковной музыки показывает возможность разнообразного воплощения одного и того же текста.

“Древнейшая песнь материнства”. Эти страницы посвящены Владимирской иконе Божией Матери, небесной заступнице Москвы. Эта величайшая святыня Руси в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Многое “видела” и “слышала” икона:

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом...

Здесь в Успенском — в сердце стен Кремлёвых,

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

М. Волошин

Путь иконы с Сиона (Иерусалим) в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву — путь многовековой, а образ остаётся неизменным.

Нет в мирах слепительнее чуда

Откровенья вечной красоты!

По выражению художника И. Грабаря, эта икона — “древнейшая песнь материнства”.

По уставу православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией Матери. В нём частично рассказана история иконы. Обычно тропарь поётся на определённый глас, т. е. имеет навсегда закреплённую за ним мелодию. В данном случае мы знакомим вас с авторской мелодией. Композитором является московский священнослужитель, протоиерей Борис Писарев. Это пример подлинной церковной музыки в соединении с текстом. Тропарь должен прозвучать на уроке, ребята могут проследить за первыми словами текста по учебнику, напеть мелодию.

У А. Фета есть стихотворение “Ave Maria”1 (в переводе с латинского “Радуйся, Мария”). Оно тоже подчёркивает мировую общность различных культур, связанных образом Богородицы.

Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращённое к ней несёт характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

“Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!”. На этом развороте представлены две картины: “Петроградская мадонна” К. Петрова-Водкина и “Мадам Шарпантье с детьми” О. Ренуара. К. Петров-Водкин рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Название мадонны — “петроградская” (с привязкой к определённому месту) — ассоциируется с традиционным изображением икон Божией Матери (Владимирская, Донская, Казанская). Общая интонация картины тревожная — жест матери, сжимающей руку ребёнка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.

Картина О. Ренуара, напротив, передаёт атмосферу уюта, любви, счастья. Непринуждённые позы матери, детей и даже собаки полны покоя и умиротворения.

Сравнение песен, предлагаемых для исполнения детьми, — “Мама” В. Гаврилина (на слова А. Шульгиной) и “Мама” итальянского композитора Биксио — аналогично сопоставлению картин. • Какая из песен больше соответствует картине О. Ренуара?

Возможно, не всем известно, что песня “Мама” — последний (седьмой) номер вокально-симфонического цикла “Земля” В. Гаврилина. Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. Мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать... Выразительностью музыкального решения нежных и трогательных строк о маме в соединении их с интонациями песенной мелодии, чистой, строгой, но возвышенной простотой распева песня “Мама” напоминает классическое Adagio.

На контрасте с песней В. Гаврилина звучит песня итальянского композитора Биксио. Её национальный колорит придаёт музыке страстность и экспрессивность выражения чувства.


1 В рабочей тетради для IV класса учащиеся вновь встретятся с этим стихотворением. Творческое задание, помещённое на странице тетради, ещё ярче оттенит особенности молитвенных песнопений.