Мамин праздник - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Уроки музыки 1-4 классы - Поурочные разработки 2015 год

Мамин праздник - МУЗЫКА И ТЫ - 1 класс

Задача урока: раскрыть тему материнства, ценности семейной жизни.

Урок посвящён самому дорогому человеку. Осмысление содержания этого разворота учебника построено на сопоставлении поэзии и музыки стихотворения В. Орлова и инструментальных колыбельных Ген. Гладкова и М. Кажлаева. Главное свойство, которое их объединяет, — это песенное начало, неторопливое, тихое развёртывание как музыки, так и стиха. Именно благодаря напевности, кантилене поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

После выразительного чтения стихотворения В. Орлова спросите у детей, когда они уже встречались с приёмами многократного повторения одного и того же ключевого слова (“Золотая осень” А. Барто). Предложите им поимпровизировать и на эти поэтические строки.

Чтение стихотворения можно сопровождать звучанием одной из колыбельных. Это, несомненно, усилит эмоциональность восприятия детьми и музыки, и поэзии. С другой колыбельной можно выполнить рекомендованные в учебнике задания: исполнить мягкими движениями рук (как бы дирижируя) её пульс или изобразить (девочки), как качают колыбель; “сыграть” фразировку смычком на воображаемой скрипке; украсить начало или конец фраз негромким мелодичным звучанием треугольника или металлофона.

Поскольку обе колыбельные имеют ярко выраженную мелодию, то не будет лишним спеть её как вокализ (на гласную или слог) в удобной тональности. А может быть, кто-то из первоклассников выступит в роли поэта и сочинит к этой мелодии слова. Контрастом к спокойному, ласковому, эмоциональному звучанию стиха и фортепианных пьес послужит приподнятое, праздничное настроение песен, посвящённых маме, бабушке, сестрёнке: “Спасибо” И. Арсеева (слова 3. Петровой), “Вот какая бабушка” Т. Попатенко (слова И. Черницкой), “Праздник бабушек и мам” М. Славкина (слова Е. Кагановой) и др.

Сочинения-импровизации колыбельных песен могут быть продолжены в самостоятельной работе школьников в рабочей тетради.