Деление с остатком - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ - Четвёртая четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА

Уроки математики 3 класс

Деление с остатком - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ - Четвёртая четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА

Цели урока:

1) познакомить учащихся с алгоритмом деления с остатком, научить использовать его при вычислениях;

2) отрабатывать умение измерять площадь прямоугольника, повторять соотношение единиц площади, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Устный счёт.

Игра «День — ночь».

По команде учителя «Ночь» дети кладут головы на парты, закрывают глаза и слушают задание учителя. Когда учитель произнесёт слово «День», учащиеся, выполнившие задание, поднимают руки и отвечают, а учитель записывает правильные ответы на доске.

— Делимое 54, делитель 6. Найдите частное.

— Разделите число 48 на 2.

— 24 яблока разложили на тарелки, по 3 яблока на каждую. Сколько потребовалось тарелок?

— Во сколько раз 51 больше 17?

— Уменьшите 42 в 6 раз.

— Делимое 75, частное 5. Найдите делитель.

— На какое число надо умножить 8, чтобы получилось 64?

В результате на доске появляется запись:

9, 24, 6, 3, 7, 15, 8.

— Каким арифметическим действием вы пользовались, выполняя задания? (Делением.)

— На какие числа данного ряда (учитель показывает на ответы) делится число 9? (Само на себя и на 3.) На какие числа данного ряда делится число 24? (На 24, на 6, на 3 и на 8.) На какие числа данного ряда делится число 6? И т. д.

— Какие числа называются чётными? (Которые оканчиваются на 0, 2, 4, 6 и 8.) Назовите чётные числа из данного ряда. (24, 6 и 8.) Какие числа называются нечётными? (Числа, которые оканчиваются на 1, 3, 5, 7 и 9.) Сколько нечётных чисел в данном ряду? (4 числа.) Назовите их. (9, 3, 7 и 15.)

3. Изучение нового материала.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом деления — делением с остатком.

— У меня на столе 20 тетрадей. (Учитель пересчитывает тетради.) Их нужно раздать учащимся, по 3 тетради каждому. (Учитель вызывает к доске одного из учеников класса и просит выполнить это задание.) Все ли тетради ты раздал? (Нет.) Сколько тетрадей у тебя осталось? (2 тетради.) Пусть встанут те ученики, которые получили тетради. Сосчитаем, сколько учеников получили по 3 тетради. (Дети встают, а учащиеся их считают.) Итак, 6 учеников получили по 3 тетради и ещё 2 тетради осталось. Можно сказать, что мы выполнили деление с остатком. Запишем выражение, соответствующее нашим действиям, на доске и в тетрадях:

20 : 3 = 6 (ост. 2).

Читают эту запись так: «20 разделить на 3, получится 6 и остаток 2». В этом выражении число 20 называют делимым, 3 — делителем, 6 — частным, а 2 — остатком.

Далее учитель с классом рассматривает задачу из объяснительного текста учебника.

4. Работа с учебником.

Упр. 1, с. 80 направлено на первичное закрепление изученного, усвоение названий компонентов действия деления с остатком и правила проверки вычислений. Это задание рекомендуется выполнить письменно на доске и в тетрадях.

Первую строку примеров из упр. 2, с. 80 можно выполнить на доске и в тетрадях, вторую строку учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой в классе.

Упр. 3, с. 80 учащиеся выполняют устно в ходе фронтальной работы с классом. Важно довести до сознания детей, что остаток всегда меньше делителя.

5. Физкультминутка.

6. Работа с учебником (продолжение).

Упр. 4, с. 80. Под руководством учителя дети по рисункам составляют выражения на деление с остатком и записывают их в тетрадь.

Упр. 5, с. 80 рекомендуется выполнить устно, на доске можно оформить только краткую запись:

image96

Упр. 6, с. 91 учащиеся выполняют письменно: один ученик у доски, остальные — в тетрадях.

Упр. 7—8, с. 81 рекомендуется выполнить дома.

Упр. 9, с. 81 служит совершенствованию умений анализировать текст задачи. Учащиеся должны понять, что стоимость двух переплётов вычисляется так: 100 - 20 = 80 (р.). Тогда переплёт стоит 40 р., а книга без переплёта 60 р.

7. Итог урока.