Сложение натуральных чисел и его свойства - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Сложение натуральных чисел и его свойства - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Планируемые предметные результаты: выполнять сложение и вычитание с натуральными числами, делать проверку вычислений; формулировать свойства арифметических действий, записывать их с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения; знать и применять алгоритм действия сложения и вычитания; составлять буквенные выражения по условию задачи.

Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать задачи на сложение и вычитание, составлять аналогичные; уметь сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы.

Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей.

Урок 16. Сложение натуральных чисел и его свойства

Основная дидактическая цель урока: актуализировать знания учащихся о сложении многозначных чисел; повторить название компонентов и результатов действия сложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устная работа. Определение темы урока

Математическое лото.

(На парту выдают карточку лото и полоски бумаги размером в одну ячейку карточки. Учитель читает примеры, а учащиеся закрывают на карточке соответствующие ответы. Работу можно проводить как в паре, так и индивидуально. По расположению закрытых ячеек учитель легко увидит вычисления каждого учащегося. Из оставшихся незакрытыми букв можно складывать слова, которые подскажут тему урока. Данная работа хороша тем, что карточку можно использовать в течение нескольких уроков.)

— Ребята, вы сможете прочитать тему урока, если правильно решите примеры и закроете ответы на своей карточке.

296

513

1000

499

С

3

М

Н

877

630

45

555

П

У

О

Т

40

8

90

4

М

Е

Ь

А

7

57

96

14

Р

И

Е

Р

1) Число 28 уменьшите в 4 раза.

2) Из числа 90 вычтите 82.

3) Число 500 увеличьте на 13.

4) Число 111 умножьте на 5.

5) Из числа 900 вычтите 23.

6) Число 114 разделите на 2.

7) Число 9 умножьте на 5.

8) Из числа 500 вычтите 1.

9) Число 42 разделите на 3.

10) Число 45 увеличьте в 2 раза.

11) Число 100 уменьшите на 4.

— Из оставшихся букв составьте слово. (Сумма.)

— Какое действие мы будем сегодня повторять?

III. Работа по теме урока

1. С. 33—34 (работа по статье учебника).

— Прочитайте статью и приготовьтесь отвечать на вопросы.

— Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете?

— Как называются компоненты действия сложения?

— Какие свойства сложения вы знаете?

— Где они используются?

2. На доске:

567 200     7     211     433

— Прочитайте числа.

— Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом. (567 + 433 = 1000.)

— Прочитайте пример всеми возможными способами.

— Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение.

3. С. 35, № 188, 189 (работа в паре).

4. С. 35, № 190.

— Прочитайте первое выражение.

— Назовите в нем первое слагаемое.

— Отметьте первое слагаемое на числовом луче.

— Что значит прибавить 3?

— В какую сторону следует отложить три единичных отрезка? (Аналогично выполняется работа с другими выражениями.)

IV. Работа над задачами

1. С. 35, № 185.

— Прочитайте задачу.

— О чем говорится в задаче?

— Сколько малины собрала первая девочка?

— Что сказано про вторую девочку?

— Что значит на 300 г больше? (Это столько же и еще 300 г.)

— Можно ли узнать, сколько малины собрала вторая девочка?

— Можно ли теперь ответить на вопрос задачи?

— Составьте план решения задачи.

— Решите задачу.

1) 1 кг 250 г + 300 г = 1 кг 550 г — собрала вторая девочка.

2) 1 кг 250 г + 1 кг 550 г = 2 кг 800 г — собрали обе девочки вместе.

— Прочитайте внимательно вопрос.

— Что нужно сделать? (2 кг 800 г = 2800 г.)

— Внесите изменение в формулировку условия задачи так, чтобы решение осталось прежним. (Две девочки собирали в лесу малину. Первая девочка собрала 1 кг 250 г малины, что на 300 г меньше, чем собрала вторая. Сколько граммов малины собрат обе девочки вместе7)

2. С. 35, № 186 (работа в паре).

Проверка

1) 23 + 8 = 31 (кн.) — во второй пачке.

2) 31 + 6 = 37 (кн.) — в третьей пачке.

3) 23 + 31 + 37 = 91 (кн.) — в трех пачках вместе.

— Внесите изменение в формулировку условия задачи так, чтобы решение осталось прежним. (В одной пачке 23 книги, во второй на 8 книг больше, чем в первой, а в третьей пачке на 6 книг больше, чем во второй. Сколько книг в трех пачках вместе?)

V. Повторение изученного материала

С. 38, № 220.

— Расскажите, как сравнивать числа.

Проверка

375 < 383

123 > 103

3789 < 3798

VI. Выполнение заданий

— Сравните числа (работа в паре).

544 и 455

999 и 1000

6000 и 5999

678 и 768

3421 и 3241

VII. Самостоятельная работа

КИМы: проверочный тест 5 по теме “Сложение и вычитание натуральных чисел”.

VIII. Рефлексия

— Определите свое настроение после урока.

— Как называются числа при сложении?

— Может ли сумма быть равной слагаемому? (Да, если второе слагаемое нуль.)

Домашнее задание

С. 39, № 229; с. 41, № 239.