Образование чисел второго десятка - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Образование чисел второго десятка - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ

Цели: повторить последовательность и образование чисел второго десятка; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка (работа по учебнику)

— Рассмотрите рисунок на полях на с. 49. Какая фигура лишняя? (Четырехугольник.)

2. Устный счет

— Найдите в каждом столбике лишний пример. Прочитайте его, используя названия компонентов. Решите примеры устно. Назовите ответы.

4 + 3

8 - 3

5 + 4

1 + 7

3 + 3

10 – 6

5 + 3

7 – 4

9 - 0

7 - 2

3. Работа над задачами

(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель задает вопросы по рисунку, учащиеся выбирают решение и поднимают карточку с номером выражения.)

1) 6 + 3

2) 6 - 3

3) 9 - 3

4) 9 - 6

— Сколько яблок в корзине? (3.)

— На сколько яблок около корзины меньше, чем в корзине? (2)

— Сколько яблок около корзины? (4.)

— Сколько всего яблок?

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Все, что вижу во дворе я,

Все, что вижу на пути,

Я умею, я умею

Сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает дикобраз —

Это раз.

Чистит перышки сова —

Это два.

Третьей стала росомаха,

А четвертой — черепаха.

Серый волк улегся спать —

Это пять.

Попугай в листве густой,

Он шестой.

Вот лосенок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять — это бегемот,

Рот как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Дальше мне не сосчитать —

Надо снова начинать!

В. Орлов

— До какого числа научился считать мальчик?

— А до какого числа научились считать на прошлом уроке вы?

— Давайте проверим.

(Один ученик начинает считать от 10 до 20. Во время счета учитель делает хлопок в ладоши, ученик останавливается, другой продолжает.)

— Посчитайте от 11 до 17, от 15 до 19.

— Назовите число, которое при счете стоит перед числом 13, 18, 20, между числами 16 и 18, 13 и 15, 17 и 19.

— Назовите соседей чисел 18, 11, 16.

(Учитель показывает две полоски: на одной полоске десяток, на другой — отдельные квадратики.)

— Как называется это число?

— Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Практическая работа

— Я задумала число, которое идет при счете после числа 17. Какое число я задумала? (18.)

— Положите перед собой 18 палочек. Сколько десятков и сколько отдельных единиц в числе 18? (1 десяток и 8 единиц.)

Число 18 — это 10 и 8, или 1 десяток и 8 единиц. Мы представили число 18 в виде суммы десятка и единиц.

— Я задумала число, которое идет при счете перед числом 16. Положите перед собой палочки так, чтобы было видно, сколько десятков и отдельных единиц в задуманном числе.

(Один ученик выкладывает 1 десяток палочек и 5 отдельных палочек на демонстрационном наборном полотне. Учитель ходит по классу, проверяет, верно ли выполняют задание ученики.)

— Представьте число 15 в виде суммы десятков и отдельных единиц. (15 — это 10 и 5, или 1 десяток и 5 единиц.)

(По аналогии рассматриваются еще два-три числа.)

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы,

(Покачивания вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается —

Да, да, да,

(Хлопки в ладоши.)

Тот не обижается Ни-ког-да!

(Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1, 4 (с. 48).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

№ 2 (с. 48).

— Прочитайте задачу.

— Десяток — это сколько?

— А 2 десятка?

— Как узнать, сколько осталось?

— Какое число получаем, когда вычитаем 1: следующее или предыдущее?

— Какое число стоит перед числом 20?

№ 3 (с. 48).

— Какое число получим, когда прибавим 1?

— Какое число стоит после числа 10?

№ 6 (с. 48).

(Самостоятельное выполнение. Учитель прикрепляет на доску листок с правильным решением. Ученики, решившие задачу, выходят к доске, проверяют свое решение и приступают к выполнению следующего задания.)

№ 8 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся называют пример, которым дополнили столбик, и читают по порядку ответы.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 4-7 (с. 23).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с 49). Работа в парах.)

— Оцените своего товарища:

• молодец, числа названы правильно;

• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;

• тебе нужна помощь учителя.

— Кто понял новую тему?

— Кому нужна помощь?

VIII. Подведение итогов урока

— Какие числа мы сегодня изучали?

— Что означают части слова в названии чисел до 20?

— Как образуются такие числа?