Применение переместительного свойства сложения для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Применение переместительного свойства сложения для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: научить применять прием перестановки слагаемых при выполнении сложения вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9; проверить знание состава чисел; закреплять изученные вычислительные приемы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять переместительное свойство сложения для случаев вида [ ] + 5, 6, 7, 8, 9; проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения, например прибавление числа по частям; моделировать с помощью схематических рисунков математические законы; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; решать задачи изученных видов; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

Игра “Расшифруй письмо”

— Ребята, Незнайке пришло письмо от Синеглазки из Солнечного города. Но он никак не может его расшифровать. Помогите ему, пожалуйста.

(Учащиеся получают карточки с рисунками и цветные карандаши и рисуют вместо вопросов пропущенные фигуры.)

— Какие фигуры вы нарисовали? О каком математическом законе хотела нам рассказать Синеглазка? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.)

2. Устный счет

Игра “Укрась елочку”

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны равенства.)

4 + 5 = 4 + 5

4 + 5 = 4 + 2 + 3

— Сравните равенства. Что вы заметили? (Слева выражения одинаковые, а справа разные.)

— Какой математический закон используется в первой строке? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется. )

— Как прибавили число 5 во второй строке? (Чтобы прибавить 5, можно сначала прибавить 2, а потом еще 3.)

— Как вы поняли, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 15 задание к уроку.

— Рассмотрите рисунки. Какие книги стояли на полке? (2 желтые и 5 синих.)

— Посмотрите на записи к первому рисунку и объясните, как гномы придвинули к 2 желтым книгам 5 синих книг. (Сначала придвинули 2 синие книги, а потом еще 3.)

— Прокомментируйте решение примера под чертой. (К 2 прибавили 2, получили 4, прибавили еще 3, получили 7.)

— Посмотрите на второй рисунок. Как здесь гномы сложили синие и желтые книги? (К 5 синим книгам прибавили 2 желтые.)

— Сделайте вывод о том, как можно разными способами прибавить число 5.

— Какой способ удобнее, короче?

V. Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку —

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире —

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре —

И на месте поскакать.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 15).

— Рассмотрите рисунки.

— Двум друзьям дали задание сложить красные и желтые кубики вместе. Как они это сделали?

— Объясните по первому рисунку, как складывал кубики первый мальчик. (К 1 красному кубику начал прикладывать желтые кубики.)

— Как сложил вместе кубики второй мальчик? (К желтым кубикам прибавил 1 красный.)

— Кому легче сложить кубики? Почему? (Второму мальчику — к 6 прибавить 1 легче.)

— Прочитайте, какие примеры записаны под рисунками.

— Почему это возможно? (От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется.)

№ 2 (с. 15).

(Учащиеся комментируют решение примеров и записывают их под чертой в тетрадь.)

— В каких случаях полезно переставить слагаемые? Для чего и почему это необходимо?

№ 3 (с. 15).

— Прочитайте условие задачи.

— Сколько вопросов поставлено к этому условию? (Два.)

— Ответим на первый вопрос задачи.

(На доске записаны два варианта решения.)

5 - 2 = 3

5 - 3 = 2

— С помощью сигнального круга покажите, согласны вы или нет.

— Кто согласен с первым решением? Кто согласен со вторым решением?

— Докажите свое мнение. (Правильное первое решение, так как на 2 меньше — это столько же, но без двух. Значит, надо из 5 вычесть 2, а не 3.)

— Можно сказать, что мы решили задачу? (Нет, так как есть второй вопрос. Нужно найти, сколько всего цветочков вышили девочки.)

— Могли ли мы сразу ответить на второй вопрос? (Нет, чтобы узнать, сколько всего цветочков вышили девочки, надо знать, сколько цветочков вышила каждая девочка, а мы не знали, сколько цветочков вышила Вера.)

— А сейчас можем ответить на этот вопрос? (Да.)

— Запишите решение. (5 + 3 = 8 (ц.).)

— Ответьте на вопрос. (Девочки вышили всего 8цветочков.)

№ 4 (с. 15).

— Прочитайте задачу.

— Каким действием будем решать задачу? (Сложением, так как Таня знает на 3 сказки больше.)

— Надо считать, сколько сказок знают обе девочки? (Нет, в задаче спрашивается только о Тане.)

№ 5 (с. 15).

(Соревнование. На решение примеров отводится 5 мин. Проверка. Ученики одного варианта по цепочке называют ответы, а класс оценивает их с помощью “Светофора”. Выявляются победители — ученики, которые не допустили ошибок и решили большее количество примеров.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 9).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 15). Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объясняет решение и называет ответы. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

— Оцените свои знания с помощью “Светофора”.

— Кто понял тему?

— Кто может объяснить ошибки товарищам?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой математический закон мы сегодня использовали при решении примеров?

— Кому новые знания помогли сегодня быстро считать?