НАД, ПОД, ЛЕВЕЕ, ПРАВЕЕ, МЕЖДУ

Математика 1 класс - Поурочные разработки

НАД, ПОД, ЛЕВЕЕ, ПРАВЕЕ, МЕЖДУ

Цели: учить устанавливать пространственные отношения: спереди – сзади, перед, между; продолжить формирование умения ориентироваться в пространстве; развивать речевые навыки, умение анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Задание на развитие внимания.

Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть карточки и сравнить фигуры, изображенные на них.

Учащиеся сравнивают фигуры по цвету и дают характеристику местоположения данных фигур, используя слова “вверху”, “внизу”, “в центре”.

2. Игра “Построй домик”.

– Помогите Зайке собрать домик из данных деталей.

Строить – трудная задача.

Бедный зайка чуть не плачет:

Есть окно и даже крыша,

Только дом, увы, не вышел.

3. Упражнение “Доскажи словечко”.

Две розы Маша сорвала,

В подарок маме принесла.

Сорви еще и подари

Ты мамочке не две, а ... (три).

У куклы пять нарядных платьев,

Какое нынче надевать?

Есть у меня для куклы шерсть,

Свяжу – и платьев будет ... (шесть).

III. Сообщение темы урока.

– Положите круг правее треугольника.

– Положите прямоугольник левее треугольника.

– Какая фигура находится “между” двумя другими.

– Сегодня на уроке будем определять положение предметов, используя слова “над”, “под”, “между”, “правее”, “левее”.

IV. Знакомство с новым материалом. Работа по учебнику (с. 9).

Задание № 1.

В задании в качестве характеристики местоположения предмета необходимо использовать соответствующие предлоги “над”, “на”, “под”, обращая при этом внимание учащихся на их смысл.

Задание № 2.

Знакомые уже термины “слева” и “справа” заменяются терминами “левее” и “правее”. Отличие этих понятий проявляется в том случае, когда описывается некоторое изменение местоположения. Фраза “отойди левее” нам понятна, а вот фраза “отойди слева” лишена смысла.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнение.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда

Делай “раз” и делай “два”.

V. Продолжение работы по теме урока (с. 9).

1. Задание № 3.

Термин “между” применяется для характеристики местоположения объектов, выстроенных в определенной последовательности. Если этого нет, то такая характеристика лишена смысла.

Работа в учебнике (расстановка фишек):

2. Игра “Расположи предметы в нужных местах”.

Физкультминутка

VI. Работа в рабочей тетради. Развитие моторики пальцев рук.

1. Упражнения.

Учитель предлагает детям выполнить следующие упражнения:

1) “Зайчик” – пальцы сжаты в кулачок. Ребенок выпрямляет и разводит в стороны указательный и средний пальцы. “Зайка” вытянул уши.

2) “Кольцо” – пальцы сжаты в кулачок.

Ребенок выпрямляет большой и указательный пальцы, а затем их соединяет.

3) “Пальчики поздоровались” – ладони рук с поднятыми пальцами напротив друг друга.

Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Дети сжимают пальцы в “замок”.)

Мы с вами подружимся,

Маленькие пальчики.

(Дети разжимают пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.)

Начинай играть опять.

2. Задание.

Далее учащиеся выполняют узоры по образцу.

VII. Итог урока.