Базы данных - Создание и обработка информационных объектов - ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информатика - Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Базы данных - Создание и обработка информационных объектов - ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Конспект

В данном разделе мы рассмотрим некоторые технологии, которые используются для хранения на компьютере структурированной информации.

Наиболее традиционным способом структурирования информации является табличный способ. Это значит, что в хранимой информации выделяются отдельные объекты, данные о которых мы собираемся хранить. Эти данные (о каждом объекте) разбиваются на отдельные свойства.

Например, нам потребовалось сохранить данные о канцелярских принадлежностях. Выделяем среди них пишущие принадлежности. Понимаем, что одним объектом будет одна пишущая принадлежность. Анализируем свойства пишущих принадлежностей и выделяем среди них такие, например, как тип (карандаш, фломастер, авторучка, ...), цвет, одноразовость применения, толщину линии.

После этого всё готово для формирования таблицы.

Столбцы таблицы назовём так же, как свойства пишущих принадлежностей.

В строках будем хранить информацию об отдельных объектах.

Тип

Цвет

Одноразовость

Толщина линии, мм

Карандаш

Красный

Да

2

Авторучка

Синий

Нет

1

Фломастер

Фиолетовый

Да

3

Строки такой таблицы принято называть записями. Столбцы — полями. Каждое поле имеет свой тип данных, т. е. информация в столбце всегда одного типа. Каждая строка таблицы хранит информацию об одном объекте.

Конечно, весьма часто требуется хранить информацию не только об объектах одного вида. И при этом объекты разного вида описываются разными наборами свойств и связаны ещё определенными отношениями. Например, ученики и учителя школы.

В этом случае для каждой категории объектов создаётся отдельная таблица и эти таблицы связываются между собой нужными отношениями. Такой метод называется реляционной базой данных. Его подробное изучение не является целью нашего пособия, так как не применяется в заданиях на экзамене по ОГЭ.

Для нас достаточно понимать, что информация хранится в виде таблицы и из этой таблицы информацию необходимо уметь определённым образом извлекать. Например, анализировать количество записей, обладающих указанными свойствами.

Разбор типовых задач

Задача 1. Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных “Отправление поездов дальнего следования”.

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Махачкала

скорый

39.25

Павелецкий

Махачкала

скорый

53.53

Курский

Мурманск

скорый

35.32

Ленинградский

Мурманск

скорый

32.50

Ленинградский

Мурманск

пассажирский

37.52

Ленинградский

Мурманск

пассажирский

37.16

Ленинградский

Назрань

пассажирский

40.23

Павелецкий

Нальчик

скорый

34.55

Казанский

Нерюнгри

скорый

125.41

Казанский

Новосибирск

скорый

47.30

Ярославский

Нижневартовск

скорый

52.33

Казанский

Нижний Тагил

фирменный

31.36

Ярославский

Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию:

(Категория поезда = “скорый”) И (Время в пути > 36.00)?

В ответе укажите одно число — искомое количество записей.

Решение

При выборе метода решения задачи очень важным фактором является его надёжность получения правильного ответа. Мы прекрасно понимаем, что эту задачу (и ещё многие другие задачи) можно решить устно. Но при этом достаточно велик риск получения ошибки. На экзамене будет достаточно много времени, чтобы решать предлагаемые задачи спокойно, методично и не торопясь. Поэтому предлагаем способы решения, которые сводят риски получения ошибок к минимуму.

Именно такой способ мы настоятельно рекомендуем вас использовать и в данной задаче.

Условие, которое в этой задаче нам предлагают проанализировать, является логическим выражением. Нам нужно вычислить это логическое выражение для каждой строки таблицы и посчитать, для какого количества строк получился истинный результат. Наиболее надежным способом нахождения результатов логического выражения, как мы уже писали в главе про логические операции и выражения, является построение таблицы истинности.

Анализируем приведённое логическое выражение на предмет количества логических утверждений и логических операций. Видим в нём два логических утверждения — (Категория поезда = “скорый”) и (Время в пути > 36.00). Также замечаем одну логическую операцию — И. Очевиден порядок выполнения этих действий: сначала проверяются логические утверждения (они записаны в скобках, у них высший приоритет), затем выполняется операция логическое И над результатами проверки данных логических утверждений.

Получаем порядок выполнения действий:

Дорисовываем рядом с данной нам в условии таблицей ещё три столбца и подписываем номера операций:


1

2

3

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Категория поезда = “скорый”

Время в пути > 36.00

(1) И (2)

Махачкала

скорый

39.25

Павелецкий




Махачкала

скорый

53.53

Курский




Мурманск

скорый

35.32

Ленинградский




Мурманск

скорый

32.50

Ленинградский




...

...

...





Нижний Тагил

фирменный

31.36

Ярославский




Последовательно, столбец за столбцом, вычисляем значения логических утверждений и логической операции И:


1

2

3

Пункт назначения

Категория поезда

Время в пути

Вокзал

Категория поезда = “скорый”

Время в пути > 36.00

(1) И (2)

Махачкала

скорый

39.25

Павелецкий

1

1

1

Махачкала

скорый

53.53

Курский

1

1

1

Мурманск

скорый

35.32

Ленинградский

1

0

0

Мурманск

скорый

32.50

Ленинградский

1

0

0

Мурманск

пассажирский

37.52

Ленинградский

0

1

0

Мурманск

пассажирский

37.16

Ленинградский

0

1

0

Назрань

пассажирский

40.23

Павелецкий

0

1

0

Нальчик

скорый

34.55

Казанский

1

0

0

Нерюнгри

скорый

125.41

Казанский

1

1

1

Новосибирск

скорый

47.30

Ярославский

1

1

1

Нижневартовск

скорый

52.33

Казанский

1

1

1

Нижний Тагил

фирменный

31.36

Ярославский

0

0

0

Подсчитываем количество истинных значений (количество единиц) в последнем столбце.

Ответ: 5.

Если вы считаете, что приведённый метод слишком трудоёмок с точки зрения оформления, можете использовать другой способ: вместо подробного рисования дополнительных столбцов и отмечания в них нулей и единиц, пририсуйте рядом с таблицей три дополнительных столбца и отметьте “галочками” в первом дополнительном столбце те строки, для которых выполняется первое условие (Категория поезда = “скорый”). Затем отметьте “галочками” во втором дополнительном столбце те строки, для которых выполняется второе условие (Время в пути > 36.0). После в третьем дополнительном столбце отметьте “галочками” те строки, в которых уже записано две “галочки” в первом и втором дополнительных столбцах. Подсчитайте количество “галочек” в последнем столбце.