Информация и ее свойства - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Информатика - Методическое пособие для 7-9 классов - 2015 год

Информация и ее свойства - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ В 7 КЛАССЕ

Планируемые образовательные результаты:

предметные — общие представления об информации и ее свойствах;

метапредметные — понимание общепредметной сущности понятий “информация”, “сигнал”;

личностные — представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления об информации;

2) рассмотрение подходов к классификации информации;

3) рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции ее свойств;

4) формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

• информация;

• сигнал (непрерывный, дискретный);

• виды информации;

• свойства информации.

Средства ИКТ, используемые на уроке:

• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

• ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

• презентация “Информация и ее свойства”.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

1) анимация “Субъективный подход к определению понятия “информация”” (134931);

2) анимация “Пример отличия информации от материальных объектов” (134860);

3) демонстрация к лекции “Восприятие информации” (119295);

4) анимация “Кто как видит” (135131);

5) виртуальная лаборатория “Оптические иллюзии” (134876);

6) анимация “Классификация информации по способу ее восприятия” (134872);

7) тест по теме “Восприятие информации” — “Система тестов и заданий N4” (134948);

8) опорная схема “Свойства информации” (135118);

9) анимация “Актуальность (своевременность) информации” (134946);

10) анимация “Достоверность информации” (135076);

11) анимация “Объективность информации” (134992);

12) анимация “Полнота информации” (134891);

13) анимация “Понятность информации” (134896);

14) анимация “Ценность информации” (134963);

15) анимация “Синергетический эффект” (135116);

16) тест по теме “Свойства информации” — “Система тестов и заданий N6” (134994).

Особенности изложения содержания темы урока

В начале урока заслушиваются несколько сообщений, подготовленных учениками в качестве домашнего задания; повторяются правила техники безопасности.

Новый материал излагается в сопровождении презентации “Информация и ее свойства”, в которую уже включены ссылки на многие из рекомендуемых ЭОР. В процессе изложения материала выполняются задания № 2, 3 и 5 в РТ.

В практической части урока ученикам можно предложить ответить на вопросы теста по теме “Свойства информации”; при наличии времени дополнительно ответить на вопросы теста по теме “Восприятие информации”.

Домашнее задание

§ 1.1, вопросы и задания № 1-8 к параграфу; № 4, 6, 7 в РТ.

Дополнительное задание*: № 9 в учебнике.

Указания, комментарии, ответы и решения

Задания в учебнике

№ 7. а) 2; б) 1; в) 1; г) 1; д) 2.

№ 8. 1) Первоклассник, семиклассник и ученик 11 класса обладают различным багажом знаний. 2) Каждый семиклассник обладает различными способностями к восприятию одной и той же информации.

Задания в рабочей тетради

№ 2. Выполнение этого задания способствуют лучшему пониманию учащимися того факта, что единого определения понятия “информация” не существует, что в зависимости от области знания используются различные подходы к его определению. Если ученик дает ответ, отличающийся от того, что приведен нами в качестве правильного, то нужно обязательно выслушать ребенка, понять его точку зрения. Например, мы исходим из того, что сведения, содержащиеся в книге, которая прочитывается нами повторно, не являются для нас новыми, т. е. на 3-й вопрос в соответствии с определением 3 мы отвечаем “Нет”. Но, возможно, ученик из личного опыта знает, что при повторном прочтении он понимает материал полнее и глубже, обращает внимание на то, что ускользнуло от него при первом прочтении.

Вопросы

Ответы

1

2

3

4

5

1

Да

Да

Нет

Нет

Да

2

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

3

Да

Да

Нет

Нет

Да

№ 3. Непрерывный; дискретный.

№ 4

Пример

Вид информации

По способу восприятия

По форме представления

Чертеж к задаче по геометрии

Визуальная

Комбинированная

Письмо к другу

Визуальная

Текстовая

Картина в галерее

Визуальная

Графическая

Радиопередача

Аудиальная

Текстовая

Телепередача

Визуальная и аудиальная

Комбинированная

Аромат сирени

Обонятельная

-

Вкус лимона

Вкусовая

-

Температура воздуха

Тактильная

-

Желтый цвет

Визуальная

Графическая

№ 7. 1) Информация; 2) файл; 3) программа; 4) меню; 5) окно; 6) сеть; 7) почта; 8) память; 9) обеспечение.


* Дополнительные задания не носят обязательного характера и выполняются учениками по желанию.