Развитие культуры в первой половине XIX в. - Россия в 1801-1860 гг. - Россия в ХІХ в.

История универсальный справочник - подготовка к ЕГЭ

Развитие культуры в первой половине XIX в. - Россия в 1801-1860 гг. - Россия в ХІХ в.

В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. впервые в России было создано Министерство народного просвещения. Было образовано шесть учебных округов. В каждом из них намечалось создать университет, и в эти годы, помимо Московского, были открыты университеты в Дерпте (1802 г.), в Казани (1804 г.), в Харькове (1804 г.), Вильно (1804 г.), Петербурге (1819 г.). Университеты давали высшее образование. По уставу 1804 г. при всех университетах должны были действовать высшие педагогические учебные заведения, в которых готовили учителей. Таким образом, университеты являлись центрами и учебной, и педагогической деятельности. Во второй трети XIX в. были открыты различные военные и технические учебные заведения. Это Петербургский горный институт, Петербургский практический технологический институт, Инженерная и Артиллерийская академии и др.

Близкое к университетскому образование давали привилегированные дворянские учебные заведения — Демидовский в Ярославле (1805 г.) и Александровский в Царском Селе (1811 г.) лицеи. Их целью являлась подготовка государственных чиновников. В Царскосельском лицее учились А. С. Пушкин, А. М. Горчаков и другие талантливые соотечественники, проявившие себя в различных сферах жизни страны. Среднее образование давали гимназии, число которых росло. К середине XIX в. их насчитывалось более 50 — почти вдвое больше, чем в конце царствования Александра I. В гимназиях учились дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии.

Церковно-приходские школы, волостные и уездные училища давали начальное образование. В них могли учиться дети низших сословий. Образование носило сословный характер. Дети крепостных крестьян лишались возможности учиться в гимназиях и университетах.

Помимо заботы об образовании в стране, Министерство народного просвещения осуществляло общее руководство цензурой.

Ослабление цензуры в царствование Александра I способствовало оживлению и расширению в России издательской деятельности. Увеличилось число издаваемых книг, появились новые журналы и литературные альманахи («Вестник Европы», «Сын Отечества», «Журнал российской словесности» и др.). Расширилась читательская аудитория, развивалось библиотечное дело. Спрос на печатную продукцию создавал условия для книгоиздания. В 1820—1840-е гг. наибольшей известностью пользовалась книжная продукция А. Ф. Смирдина. Это издательство выпустило в свет сочинения многих российских писателей и поэтов — В. А. Жуковского, И. А. Крылова, А. С. Пушкина и др. Невысокие цены на эти издания делали их доступными для широких слоев населения. Впервые из отечественных книгоиздателей Смирдин ввел авторский гонорар — оплату литературного труда писателей; организовал продажу книг по почте в масштабах всей страны.

Во второй четверти XIX в. правительство Николая I вновь ужесточило цензуру, что повлекло за собой закрытие некоторых литературных изданий («Литературной газеты» А. Дельвига, газеты «Северная пчела» Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина), а также гонения на многих известных писателей (М. Е. Салтыкова-Щедрина. И. С. Тургенева, И. С. Аксакова и др.).

Был усилен и контроль за университетами. Осознавая растущую потребность в образованных людях, правительство в то же время с осторожностью относилось к развитию народного просвещения. Под правительственным контролем находились все учебные программы, которые наполнялись религиозным и верноподданническим содержанием.

В первой половине XIX в. значительных успехов достигла отечественная наука.

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский совершил величайшее открытие в области математики. В 1826 г. он предложил новую геометрическую систему, коренным образом изменившую привычные представления о природе пространства, в основе которых лежало учение древнегреческого математика и философа Евклида. Неевклидова геометрия Лобачевского оказала огромное влияние на дальнейшее развитие математического мышления.

Ученые-физики В. В. Петров, Б. С. Якоби и Э. X. Ленц трудились над разработкой теории электрических явлений.

Петров впервые продемонстрировал явление электрической дуги и положил начало практическому применению электричества (для сварки металлов и т.д.). Якоби открыл метод гальванотехники батареи. На основе этих открытий стало возможным создание ученым П. Л. Шиллингом электромагнитного телеграфа (1832 г.). В 1839 г. начала работу Пулковская астрономическая обсерватория, оснащенная современным оборудованием. Возглавил ее В. Я. Струве. Этот выдающийся астроном обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути, что стало значительным открытием в области астрономии.

Развитие органической химии в нашей стране в этот период связано с именем ученого Н. Н. Зинина. Ряд его разработок получил практическое применение (в частности, использовались созданные им и А. М. Бутлеровым устойчивые химические красители в текстильной промышленности).

Происходило быстрое внедрение научных и технических новшеств в производстве. Выдающийся металлург П. П. Аносов раскрыл утраченный секрет изготовления булатной стали и разработал четыре варианта технологий ее получения. В 1834 г. в Нижнем Тагиле (на Урале) на заводе Демидова братьями Черепановыми были созданы первый паровоз и железная дорога на паровой тяге. Уже в 1837 г. железнодорожное сообщение было установлено между Петербургом и Царским Селом, а в 1843 г. началось строительство первой двухпутной железной дороги между Петербургом и Москвой (было завершено в 1851 г.). К 1856 г. общая протяженность железных дорог в стране составила 980 верст.

В медицине выдающиеся открытия были совершены профессором Медико-хирургической академии Н. И. Пироговым. Основоположник военно-полевой хирургии, он впервые в мире стал делать операции под эфирным наркозом прямо на поле боя. Не только операции, но и широкое применение замечательным хирургом антисептических средств, гипсовых повязок спасли жизнь тысячам раненых солдат и офицеров.

В первой половине XIX в. в особую отрасль выделились гуманитарные науки. Развитию гуманитарного знания во многом способствовал рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 года, а также «просвещенная политика», проводимая Александром I в первые годы его царствования. Стремление познать русскую историю, ее героические страницы, постичь славные традиции и культурные достижения предков привело к важным практическим шагам в этом направлении.

При Московском университете было создано Общество истории и древностей Российских. Начались поиски и публикации документов по русской истории, литературных произведений прежних эпох (в 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве»).

В 1818 г. вышел в свет 8-томный исторический труд «История государства Российского». Автором «Истории» был Н. М. Карамзин. Несмотря на неоднозначные отклики на выводы и оценки автора, это первое капитальное историческое произведение пробудило интерес общества к прошлому страны и оказало влияние на формирование общественного сознания.

Большие успехи были достигнуты в развитии мореплавания. Русские исследователи совершили крупнейшие географические открытия, хотя русские корабли впервые вышли в мировой океан.

В 1803 г. началось первое в истории российского мореходства кругосветное путешествие, возглавили которое И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. Руководимые ими корабли «Надежда» и «Нева» три года находились в плавании. За это время на карту были нанесены новые проливы, бухты, мысы, уточнены координаты многих островов. Много интересных данных было собрано о территориях, через которые проплывали участники экспедиции. Тем самым было положено начало развитию новой науки в России — этнографии.

В 1819—1821 гг. Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» совершили еще одно кругосветное путешествие, в ходе которого был открыт новый материк — Антарктида.

Первая половина XIX в. стала «золотым веком» русской культуры.

В литературе происходит быстрая смена направлений, идет становление современного литературного языка, основанного на традициях народной речи и сменившего тяжеловесную речь предшествующего столетия.

На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма к сентиментализму (ярким его представителем был писатель и историк Н. М. Карамзин). Вскоре на смену сентиментализму пришел романтизм. Представители романтизма — В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Н. Загоскин и др. — стремились противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Дань романтизму отдал и молодой Пушкин. Он стал также родоначальником в русской литературе реализма, который утвердился в ней несколько позднее. В произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева правдиво отражена окружающая действительность, уделено внимание простому человеку, содержатся глубокие раздумья о судьбах страны и ее народа.

В общественно-культурной жизни России все более заметную роль начинает играть театр. Наиболее известными государственными театрами были: Александринский в Петербурге, Большой (предназначенный для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический) в Москве. Драматический театр переживал такую же быструю смену идейно-художественных направлений, как и литература: на рубеже XVIII—XIX вв. на театральной сцене господствовал классицизм, в 1820—1830-х гг. на смену ему приходит романтизм, а с 1840-х гг. развивается реалистическое направление.

Крупнейшими представителями русского театрального искусства, заложившими основы русской театральной школы, были актеры П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.

В музыке появляется особый жанр — русский романс, сочетавший народные мотивы с эмоциональной проникновенностью, психологизмом. В этом жанре создавали свои произведения композиторы А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Р. Гурилев и др.

Представителем романтического направления в музыкальном искусстве был А. Н. Верстовский, автор оперы «Аскольдова могила».

Особое место в русском музыкальном искусстве первой половины XIX в. принадлежит М. И. Глинке — автору романсов, этюдов, хоров, опер. М. И. Глинка стал родоначальником основных жанров отечественной классической музыки. Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») прославила простого костромского крестьянина-патриота, а вместе с ним силу и стойкость всего русского народа.

Как и Глинка, представителем реализма в музыке был композитор А. С. Даргомыжский. Его оперы «Русалка», «Каменный гость» при всем своем академизме были насыщены народными песенными мелодиями.

В живописи этого периода присутствуют различные художественные направления. Классицизм представлен творчеством К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Всадница» и др.), а также картинами А. А. Иванова («Явление Христа народу» и др.). На своих полотнах художники сумели передать настроение и переживания героев, придать индивидуальность каждому образу.

Одним из ярких представителей романтизма был живописец О. А. Кипренский — автор замечательных по своей выразительности портретов (в том числе А. С. Пушкина).

Реалистичная манера присуща творчеству В. А. Тропинина, стремившегося запечатлеть на своих картинах человека в окружающей его обстановке, за любимым занятием («Кружевница», «Золотошвейка» и др.).

Основоположником критического реализма в русской живописи стал П. А. Федотов («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор»).

В бытовом жанре, который вошел в русскую живопись в первой половине XIX в., написаны картины А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Захарка», «На жатве. Лето» и др. На своих полотнах художник в поэтической форме изобразил повседневный быт и труд крестьян.

На рубеже XVIII—XIX вв. происходит подъем русской скульптуры. В 1818 г. был сооружен первый в Москве памятник — К. Минину и Д. Пожарскому, — установленный на Красной площади (автор памятника — И. П. Мартос).

В Петербурге были воздвигнуты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли (работы скульптора Б. И. Орловского).

П. К. Клодту принадлежит скульптурная группа «Укротители коней» (на Аничковом мосту в Петербурге) и конная статуя Николая I. Главным направлением в архитектуре и градостроительстве было создание грандиозных ансамблей и их упорядочение. Наряду с ансамблевой застройкой велось сооружение специальных зданий государственного и общественного значения: музеев, библиотек, театров, больниц.

В архитектуре продолжал господствовать классицизм. Своеобразным развитием и завершением его стал ампир с присущей ему массивностью и монументальностью архитектурных форм, богатым декором и т.д.

Крупнейшими представителями русского ампира были А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге), классицизма — А. Н. Воронихин (Горный институт, Казанский собор в Петербурге), К. И. Росси (здание Сената и Синода, Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Михайловский дворец, Русский музей, ансамбль Александрийского театра в Петербурге). По проекту французского архитектора О. Монферрана в Петербурге был построен Исаакиевский собор — самое грандиозное архитектурное сооружение в России в первой половине XIX в. По его же проекту была воздвигнута 40-метровая колонна на Дворцовой площади в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. Венчает колонну скульптура ангела с лицом императора Александра I (скульптор Б. И. Орловский).

В этот же период в Петербурге сформировались Дворцовая, Сенатская и Адмиралтейская площади. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мировой архитектуры.

Успешно восстанавливалась и отстраивалась после пожара 1812 г. Москва. Архитектором О. И. Бове была реконструирована Красная площадь, разбит Александровский сад, возведены Манеж и Триумфальные ворота, оформлен ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров.

В стиле ампир творил также архитектор Д. И. Жилярди (здание Московского университета, здание Опекунского совета).

В 1830-е гг. на смену классицизму приходит «русско-византийский» стиль. В этом стиле архитектором К. А. Тоном в Москве были созданы Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, а также Храм Христа Спасителя.

Преображались и губернские города, перестройка которых шла по специальным планам.

В целом, в первой половине XIX в. русская культура переживала колоссальный подъем, возрастало ее влияние на жизнь всех слоев общества. Многие достижения наших соотечественников стали неотъемлемой частью мировой культуры.