Становление американской цивилизации: от колонии к независимости - Революции и реформы в становлении западной цивилизации - Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)

История мировых цивилизаций - Владимир Валентинович Фортунатов

Становление американской цивилизации: от колонии к независимости - Революции и реформы в становлении западной цивилизации - Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв)

Не менее важные изменения происходили на другом континенте, в Северной Америке. Сюда переселились из Европы наиболее предприимчивые, часто преследуемые у себя на родине люди. О представителях англосаксонской расы, населившей Соединенные Штаты, хорошо написал Г. Лебон: «Преобладающими чертами этого душевного склада с точки зрения характера являются: запас воли, каким (может быть, исключая римлян) обладали очень немногие народы, неукротимая энергия, очень большая инициатива, абсолютное самообладание, чувство независимости, доведенное до крайней необщительности, могучая активность, очень живучие религиозные чувства, очень стойкая нравственность и очень ясное представление о долге. С точки зрения интеллектуальной трудно дать специальную характеристику, т. е. указать те особенные черты, каких нельзя было бы отыскать у других цивилизованных наций. Можно только отметить здравый рассудок, позволяющий схватывать на лету практическую и положительную сторону вещей и не блуждать в химерических изысканиях; очень живое отношение к фактам и умеренно-спокойное к общим идеям и религиозным традициям. К этой характеристике следует прибавить еще тот полный оптимизм человека, жизненный путь которого совершенно ясен и который даже не предполагает, что можно выбрать лучший. Он всегда знает, что требуют от него его отечество, его семья и его религия».

Британские колонисты-пуритане, как и выходцы из других европейских стран, считали, что на новом месте они построят реальное Царство Божие на земле. Многие первые поселенцы были членами разного рода сект у себя на родине, что повлияло на формирование новоанглийского (американского) склада ума или, как часто говорят, менталитета. Главным было то, что каждый стремился добиться личных целей вместе с другими членами общины, в рамках которой удачно учитывались личные и общие интересы, складывались яркий индивидуализм и своеобразный коллективизм. Члены общины представляли собой сплоченную, хорошо организованную силу, способную к выживанию в самых трудных условиях.

Американское общество, американский народ, американский характер, менталитет складывались в особых исторических условиях. Большинство американистов отмечает следующие, наиболее важные факторы. Во-первых, переселенцы, колонисты прибыли на территорию, благоприятную в климатическом, географическом и других отношениях. Достаточно сказать, что на большинстве территорий современных США не бывает засух, а северная граница проходит по параллели, пересекающей пространство благодатной Украины значительно южнее Киева. В Северной Америке не было недостатка в земле, лесах, природных ископаемых, богатой была фауна и флора. Во-вторых, североамериканские колонии не знали феодализма. Формально ими управляли губернаторы, назначенные в Англии, но фактически в финансовом отношении эти администраторы были зависимы от управляемого населения. До метрополии было далеко, а колонисты были сплочены в крепкие солидарные общины, нередко состоявшие из членов одной религиозной секты. Свой индивидуализм каждый из поселенцев должен был совмещать с интересами общины, подчиняясь ей. В-третьих, американцев отличал высокий уровень образования. Каждые пятьдесят семей были обязаны содержать учителя. Начальное образование было всеобщим. В Северной Америке рано возникли высшие учебные заведения, которые стали кузницей кадров вождей нации. Образованных людей отличало критическое отношение к политике метрополии, уверенность в том, что они сами смогут построить свою жизнь. В-четвертых, европейских пришельцев объединяло противостояние местным жителям – индейцам. В-пятых, в распоряжении американцев были чернокожие невольники, вывезенные из Африки. По данным ООН, с 1650 по 1850 г. население Африки из-за работорговли не росло и составляло около 100 млн человек. Общее число вывезенных из Африки рабов определяют в 100–150 млн человек. Считается, что до 40 млн африканцев погибло от пребывания в мусульманской неволе, а около 60 – от рук европейцев, точнее американцев.

Северная Америка, чаще называемая Новой Англией, быстро развивалась. В южных колониях преобладало земледелие, выращивались табак, кукуруза, какао и т. д. На Севере развивались промыслы и торговля. Верхушку американского общества составляли промышленники, торговцы, крупные землевладельцы-плантаторы. «Посредине» находились ремесленники, мелкие торговцы, учителя, священники, административные служащие (клерки), в сельской местности – фермеры. В самом низу были черные рабы и белые кабальные слуги (сервенты), различные категории лиц, которые, отслужив обусловленный срок, получали личную свободу.

Британские власти боялись конкуренции североамериканских колоний: вводили несправедливые таможенные налоги, ограничительные акты в области торговли, которые колонисты торпедировали путем контрабандной торговли. В 1773 г. в г. Бостоне местные жители, переодетые индейцами, выбросили ночью в воду ящики с чаем, в стоимость которого входил налог в пользу английской казны. Через два года после «бостонского чаепития», в апреле 1775 г. состоялось первое вооруженное столкновение колонистов с британскими войсками. Война колоний за независимость с переменным успехом продолжалась 8 лет. В 1783 г. независимость американцев была признана Англией. На стороне США выступили Франция и Россия. Екатерина II отказала королю Англии Георгу III в его просьбе направить в Америку для подавления «мятежа» 20 тыс. русских солдат и позже провозгласила декларацию о «вооруженном нейтралитете», что ограничивало действия британского флота.

В Америке народ отстоял право самому решать свою судьбу. В Декларации независимости (4 июля 1776 г.), Американской конституции (1787), Билле о правах (1791) нашли свое воплощение ценности формирующегося буржуазного общества, провозглашались права граждан, создавался республиканский строй.


• Тексты

«Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание, ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений… право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям… Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами… никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы и имущества без законного судебного разбирательства; никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения… Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление… обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты… Перечисление в Конституции определенных прав не должно трактоваться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом».


• Имена. Джордж Вашингтон

Джордж Вашингтон (1732–1799), североамериканский политический деятель. Из семьи английских колонистов, поселившихся в Виргинии в середине XVII в. После окончания школы работал землемером, управлял своей плантацией, был офицером виргинской милиции. После женитьбы стал одним из самых богатых людей в колониях. Высказывался против рабства, но не видел путей его ликвидации.

В 1775 г. по решению второго конгресса назначен главнокомандующим армией американских колонистов в чине генерала. Армию фактически создал с нуля, обеспечил ее всем необходимым, проявив личную честность. Нанес поражение английским войскам.

В 1789 и 1792 гг. Д. Вашингтон дважды выбирался коллегией выборщиков американским президентом, за которого голосовали единогласно (единственный из всех президентов США). Умело руководил правительством. Отказался стать президентом на третий срок, и этому примеру следовали все последующие президенты. (Королем отказался стать и по убеждениям, и, как некоторые считают, потому, что у него не было детей.)

Последние годы провел в своем имении Маунт-Вернон, превращенном сейчас в музей, недалеко от столицы США, носящей его имя. По завещанию дал свободу всем своим рабам. В США множество памятников Джорджу Вашингтону, в том числе каменный обелиск высотой 170 м недалеко от Белого Дома. Джордж Вашингтон – бесспорный «отец отечества», первый среди «отцов-основателей». Изображен на купюре достоинством в один доллар.

• Имена. Джеймс Смитсон

Джеймс Смитсон (1765–1829), меценат. Родился во Франции. Будучи бастардом (незаконнорожденным сыном английского аристократа) Джеймс не мог попасть на государственную, гражданскую или военную службу. Под именем Джеймса Луиса Мейси он стал выдающимся химиком и минералогом. Опубликовал 27 научных работ по химии. Открыл карбонат цинка, новый минерал, названный в его честь «смитсонитом». После смерти матери взял фамилию Смитсон. Предпочел, как и многие бастарды, остаться холостяком и все состояние завещал США. Был похоронен в Генуе. Завещанное – 105 мешков с золотыми соверенами стоимостью 508 318 долларов и 46 центов – было перевезено в США. В 1847 г. был заложен Смитсоновский институт, целью которого было пополнение и распространение знаний.

В настоящее время в Вашингтоне в комплекс Смитсоновского института входит 13 учреждений: музеи воздушного и космического пространства, естествознания, американской истории, африканского искусства, Национальная художественная галерея, Центр исследовательских искусств имени Джона Ф. Кеннеди, Научный центр имени Вудро Вильсона и др. Еще одно учреждение размещено в Нью-Йорке. В систему Смитсоновского института входит также Национальный парк в Вашингтоне. В 1904 г. останки Д. Смитсона, который никогда не бывал в США, были перенесены в часовню в центре всего комплекса.

К концу XVIII в. новую цивилизацию отличало сочетание таких принципиальных основ, как мессианство (уверенность в избранности судьбы американцев и их страны), рационализм (умение реально и конкретно, разумно решать возникающие вопросы) идемократизм (определившаяся тенденция совместного и активного участия народа в организации своей жизни). Именно эти обстоятельства обусловили прогрессирующее превосходство Нового Света над Старым, которому пришлось вплотную столкнуться не только с этими чертами нового общества, но и с такими, как панамериканизм, экспансионизм, изоляционизм, империализм, т. е. стремление установить гегемонию Америки над всем миром.







Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.