Маньчжурский цикл китайской цивилизации - Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития - Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации

История мировых цивилизаций - Владимир Валентинович Фортунатов

Маньчжурский цикл китайской цивилизации - Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития - Феодальная эпоха в развитии мировой цивилизации

В истории Китая неоднократно повторялась одна и та же модель развития: кризис существующей системы, внешнее вторжение, определенные изменения в жизни китайского общества, затем наступал очередной кризис.

В 30-40-х гг. XVII в. Китай оказался в состоянии глубокого упадка. Жизнь населения постоянно ухудшалась в результате усиления налогового бремени, обезземеливания крестьянства, злоупотреблений чиновников. Начались народные восстания. В Хубэй-Шэньсийском районе восстание возглавил выходец из крестьянской семьи, бывший пастух и почтовый курьер Ли Цзычэн. В ходе восстания он был провозглашен императором. В 1644 г. войска Ли Цзычэна захватили столицу страны – Пекин. Последний император из династии Мин покончил жизнь самоубийством.

Новый правитель пытался наладить жизнь в стране, но большие военные расходы не позволили решить главную проблему – сократить налоги. Однако главная опасность находилась за пределами китайского государства.

В конце XVI – начале XVII в. на северных рубежах Китая произошло объединение маньчжурских племен, потомков воинственных чжурчженей. Было провозглашено образование государства Цин (Чистое), первым правителем которого стал Абахай. Управление государством маньчжуров осуществляли шесть ведомств. Главной опорой государства являлось сильное, по преимуществу конное войско, которое составляли армии (знамена) из самих маньчжуров, а также из монголов и…китайцев!

Весной 1644 г., когда Ли Цзычэн занял Пекин, маньчжурские военачальники получили предложение от минского генерала У Саньгуя, командовавшего правительственными войсками на подступах к Великой китайской стене. По приказу У Саньгуя его воины изменили прическу на маньчжурский лад. Голову обривали спереди, а длинные волосы, оставленные на затылке, заплетали в косу. Эта прическа для китайцев стала символом национального подчинения.

27 мая 1644 г. в районе Шаньхайгуаньского прохода в Великой китайской стене произошло сражение между войсками Ли Цзычэна и объединенными силами маньчжуров и У Саньгуя. Через год Ли Цзычэн погиб. Сопротивление маньчжурам в других районах Китая было жестоко подавлено. Например, в городе Янчжоу в ходе десятидневного грабежа погибло около 800 тыс. человек. Завоевание Китая маньчжурами завершилось в 1683 г. У Саньгуй умер, став олицетворением национального предательства.

Маньчжурское нашествие сопровождалось значительными человеческими потерями. Результатом многолетней внутренней смуты стало то, что примерно 300 тыс. завоевателей покорили многомиллионную страну и управляли ею вплоть до начала XX в. (1644–1911).