Государство и церковь. Церковный раскол - «Бунташный» XVII век

Група в ViberГрупа в Facebook

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Государство и церковь. Церковный раскол - «Бунташный» XVII век

Русское государство в XVII в. стояло на пороге Нового времени. В городах быстро росла грамотность. С 1621 г. для нужд правительства выходили «Куранты» - рукописный сборник зарубежных известий. В 1667 г. был издан первый печатный исторический труд - «Синопсис», в котором излагалась история Руси с древнейших времен. Вышли «Степенная Книга» - систематизированная история Московского государства, «Царственная Книга» - одиннадцатитомная иллюстрированная история мира, «Азбуковник» - энциклопедический словарь. В 1687 г. в Москве открылся первый университет (Славяно-греко-латинская академия). Ее преподаватели позднее создали первые учебники по математике и по русской грамматике.

Огромные успехи казаков и служилых людей в освоении Сибири (в середине века русские ходили по Амуру и Тихому океану) привели к тому, что в 1675 г. в Китай отправилось первое московское посольство. Его целями были улаживание пограничных споров с маньчжурским правительством и организация первой государственной научно-исследовательской экспедиции. А. Л. Ордин-Нащокин, дипломат и сторонник глубоких реформ в администрации и культуре России по западному образцу, создал государственную почтовую службу (до этого были лишь частные и государевы гонцы).

С середины XVII в. усилилось светское влияние на духовную жизнь общества, а споры между традиционалистами и поклонниками новшеств захватили и церковь. В немалой степени это связывалось с заметным притоком в Россию украинского духовенства и греческих ученых монахов. Пополнение православного мира киевлянами и греками имело для Русской церкви сложные идеологические последствия. С одной стороны, на Украине в условиях господства католической Речи Посполитой росло стремление сохранить православие и проявлялись антикатолические настроения. С другой же стороны, в то время как Русская православная церковь давно уже получила автокефалию, Украина продолжала оставаться в сфере Константинопольской патриархии. Там закрепились изменения в обрядах, проведенные по греческому образцу.

Никон, возглавлявший Русскую церковь с 1652 г., провел церковную реформу, в соответствии с которой вместо старорусской обрядности вводилась греческая: двоеперстие заменялось троеперстием, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного. Никон объявлял об исправлении старославянских церковных текстов по греческим образцам.

Никоновская реформа имела политический подтекст. Именно в это время решался вопрос о присоединении Малороссии. Стремление Никона ввести греческую обрядность объяснялось желанием сделать в глазах украинцев воссоединение с Россией максимально привлекательным, продемонстрировать отсутствие различий между православием Московии и Украины. При этом он опирался как на влиятельную прослойку выходцев с Украины, так и на поддержку царя.

Предписанное сверху изменение традиции народ воспринимал как ересь. Значительная часть населения «ушла в раскол», отказавшись признать государственную церковь. Это общественно-религиозное движение, где правительство преследовало раскольников, а те сопротивлялись, уходя в леса и даже сжигая себя, напоминало европейскую Реформацию. Репрессии против старообрядцев расширились после смерти Алексея Михайловича, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 г. было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 г. по приказу царя Федора был сожжен виднейший представитель раскола протопоп Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников.

Структура общества в XVII в. продолжала быть феодальной. Сословный строй принял четкие очертания. Господствующее, привилегированное сословие феодалов сложилось в систему так называемых чинов «думных», «московских» и «городских». Лагерь феодалов объединяла общность коренных интересов, направленных на укрепление собственности на землю (в частности, путем перенесения на поместья норм вотчинного права), и крестьянский труд. В 1682 г. Земский собор отменил местничество, т. е. приравнял бояр к дворянам, объединив эти сословия. Для дворян формой предъявления своих требований правительству была подача коллективных челобитных об отмене «урочных» лет, о сыске беглых крестьян, об описании и межевании земель.

Взаимоотношения сословий и борьба между ними оказали воздействие на эволюцию государственного строя в стране. Земский собор первой половины XVII в. не был органом, конституционно ограничивавшим власть царя. Правительство, по сути, использовало сословно-представительные учреждения в интересах самодержавия, а потому должно было считаться с их запросами. Удовлетворив при посредничестве Земских соборов требования дворян и посадского населения, правительство взяло от сословий то, что могло взять для усиления централизованного аппарата власти.

Отмирание Земских соборов во второй половине XVII в. свидетельствовало о переходе сословно-представительной монархии в монархию абсолютную. Идеологом абсолютизма был патриарх Филарет. В составленном по его инициативе публицистическом произведении «Новый летописец» давалось идеологическое обоснование самодержавия и прав на престол династии Романовых на основе якобы божественного предопределения, перехода царской власти по наследству и всенародного его признания.

К концу XVII в. в Российском государстве сложились предпосылки абсолютизма в области организации власти и управления, вооруженных сил, финансов. В связи с развитием всероссийского рынка окрепла экономическая база государственной централизации. Укрепилась феодальная собственность на землю. Дворяне-крепостники и верхи посада объединились с царизмом перед лицом опасности со стороны крестьянства и посадских низов. Размежевание господствующего сословия и закрепощенной крестьянской массы стало более рельефным. С тех пор как перестали собираться земские соборы, независимая от сословий царская власть стала проводить продворянскую политику, учитывая, однако, и интересы купечества.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.