Вариант 10 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 10 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 В июле 1610 года к власти пришла Боярская дума; в неё вошли семь знатных бояр, во главе которых находился

1) Василий Шуйский

2) Иван Басманов

3) Фёдор Мстиславский

4) Андрей Курбский

А2 Какое из названных событий произошло позже других?

1) Указ об отмене Юрьева дня

2) церковная реформа Никона

3) поход Ермака в Сибирь

4) Смутное время

А3 Иван IV в 1554 году ввёл опричнину потому, что

1) хотел всю землю отдать в ведение бояр

2) добивался усиления дворянства

3) стремился расширить полномочия выборных органов власти

4) добивался неограниченной власти царя

А4 Успенский собор во Владимире заложил

1) Иван III

2) Андрей Боголюбский

3) Дмитрий Донской

4) Юрий Долгоруков

А5 Прочитайте отрывок из документа и определите, о каком городе идёт речь.

«Над спокойной полноводной рекой, над лугами и болотами, над невзрачными кровлями посадских изб господствовал Кремль.

Стены Кремля, рубленные из строевого леса-кремлевника, опоясывали Боровицкий холм со всех сторон. Две прорезные воротные башни были в Кремле. Одни ворота выводили на восток, к посаду и пристаням, другие — на запад, к устью Неглинной. Грозен был Кремль в своей мощи и неизменности».

1) Казань

2) Новгород

3) Москва

4) Владимир

А6 Проект общероссийской Конституции Александр I поручил разработать

1) М. М. Сперанскому

2) Н. Н. Новосильцеву

3) П. А. Строганову

4) А. А. Аракчееву

А7 Победа русского флота при Чесме, «Жалованная грамота дворянству» относятся к правлению

1) Екатерины II

2) Екатерины I

3) Петра II

4) Анны Иоанновны

А8 Результатом церковной реформы Никона является

1) упразднение патриаршества

2) перенос столицы в Санкт-Петербург

3) церковный раскол

4) усиление позиции патриарха

А9 Прочтите отрывок из конвенции и укажите, в каком году она была заключена.

«Его величество император Российский и его величество император Австрийский, имея целью упрочить мир, господствующий ныне в Европе, и от всего сердца желая удалить возможность войны, которая могла бы его нарушить, убеждённые, что эта цель наилучше может быть достигнута лишь прямым и личным соглашением между государями, единогласно установили следующие пункты: Их величества обещают друг другу, даже когда в требованиях интересов их государств окажется некоторое разногласие по поводу частных вопросов, сговориться так, чтобы эти разногласия не могли одержать верх над соображениями высшего порядка, какими они озабочены.

На тот случай, если бы нападение со стороны третьей державы грозило нарушить европейский мир, их величества взаимно обязуются, не ища и не заключая новых союзов, сначала сговориться между собой, чтобы согласиться насчёт образа действий, коего следует держаться сообща».

1) 1814 г.

2) 1823 г.

3) 1837 г.

4) 1845 г.

А10 Какое из названных событий произошло раньше, чем остальные?

1) Брусиловский прорыв

2) Всероссийская Октябрьская политическая стачка

3) деятельность III Государственной думы

4) Февральская революция

A11 Следствием проведения реформы государственных крестьян П. Д. Киселёва является

1) смягчение остроты вопроса крестьянского малоземелья

2) сократились размеры собираемых налогов

3) зарождение сельскохозяйственной кооперации

4) крепостные крестьяне получили свободу

А12 Прочитайте отрывок и определите, о ком из политических деятелей в нём идёт речь.

«После свержения Временного правительства его министр- председатель, выехав из Петрограда, до мая 1918 года оставался в России. Все его попытки изменить ситуацию в свою пользу оказались безрезультатными. Судьба Временного правительства была решена раз и навсегда. В конце мая, когда уже началась гражданская война, бывший премьер-демократ с фиктивными документами через Мурманск выехал из России, как оказалось, навсегда.

В Англии он встречался с премьер-министром Ллойд Джорджем, во Франции — с главой правительства Жоржем Клемансо. Он просил их об оказании помощи в свержении большевиков и в восстановлении в России демократического строя, но, по его признанию, эта миссия «завершилась полным провалом».

1) М. В. Родзянко

2) А. И. Гучков

3) А. Ф. Керенский

4) П. Н. Милюков

А13 Оперу «Князь Игорь» создал

1) Глинка М. И.

2) Бородин А. П.

3) Чайковский П. П.

4) Рахманинов С. В.

А14 Главной целью политики сплошной коллективизации было

1) создание предпосылок для улучшения жизни крестьянства

2) повышение производительности труда в сельском хозяйстве

3) создание условий для перекачки средств из деревни на нужды индустриализации

4) ликвидация неграмотности среди сельских жителей

А15 Что из перечисленного не относится к отличительной черте политической системы СССР в период с 1925 по 1940 годы?

1) создавался культ харизматического вождя

2) партийный аппарат выполнял функции государственного аппарата

3) оформился сильный репрессивный аппарат

4) существовала многопартийная система

А16 В годы Великой Отечественной войны верховным органом власти в стране являлся

1) съезд партии

2) Верховный совет СССР

3) Государственный комитет обороны

4) Совет Народных Комиссаров

А17 Прочитайте отрывок из документа и определите, о каком сражении идёт речь.

«10 июля 3-я танковая группа немцев из района Витебска начала наносить удар прямо на восток — в направлении Ярцево, часть её сил выступала из района южнее Орши — тоже прямо на восток и из района южнее Могилёва на Кричев, Рославль. Противник надеялся рассечь фронт нашей обороны на три части, затем окружить наши войска и уничтожить. Гитлеровцы надеялись, что после этого откроется дорога к Москве».

1) сражение под Ленинградом

2) сражение под Киевом

3) Смоленское сражение

4) сражение под Сталинградом

А18 Странами Восточной Европы в 1949 был создан

1) Общий рынок

2) Организация Варшавского Договора

3) Всемирная торговая организация

4) Совет Экономической Взаимопомощи

А19 Главным итогом проведения политики «нового мышления» является

1) подписание в 1987 году договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

2) вывод войск из Афганистана

3) падение Берлинской стены

4) окончание «холодной войны»

А20 А. Н. Пахмутова является

1) художником

2) скульптором

3) композитором

4) архитектором

А21 Разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны

1) Государственная дума

2) Президент

3) Совет Федерации

4) Правительство


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите имена руководителей народных восстаний в хронологической последовательности дат их деятельности, Запишите цифры, которыми они обозначены, в правильной последовательности в таблицу.

1) Степан Разин

2) Емельян Пугачёв

3) Хлопка

4) Иван Болотников

5) Кондратий Булавин

Ответ:







В2 Выберите из списка три органа правления, появившиеся в России в годы правления Петра I, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) магистраты

2) коллегии

3) приказы

4) Государственная дума

5) Земские соборы

6) Сенат

Ответ:





В3 Установите соответствие между полководцами и сражениями войск под их командованием. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Полководцы

А) А. В. Суворов

Б) А. С. Шейн

В) П. С. Нахимов

Г) Ф. Ф. Ушаков

Сражения

1) взятие Азова

2) взятие крепости Очаков

3) взятие крепости Корфу

4) сражение при Фокшанах и Рымнике

5) Синопское сражение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям второй половины XX века.

1) ввод войск в Чехословакию; 2) избрание Президентом СССР М. С. Горбачёва; 3) освоение целины; 4) полёт Ю. Гагарина в космос; 5) Брестский мирный договор с Германией; 6) референдум о судьбе СССР.

Найдите и запишите порядковый номер события, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ___________________________

В5 Напишите пропущенное слово.

Система заготовок продуктов сельского хозяйства, применявшаяся советской властью в период гражданской войны называлась _____________________.

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Андрианопольский мирный договор

________________ (А)

Россия, Турция

________________(Б)

________________ (В)

священник Гапон

________________ (Г)

27 февраля 1917 г.

М. Родзянко

Битва за Москву

________________ (Д)

________________ (Е)


Пропущенные элементы:

1) установление двоевластия

2) февраль 1943 г.

3) октябрь-декабрь 1941 г.

4) Кровавое воскресенье

5) декабрь 1905 г.

6) В. М. Молотов

7) 9 января 1905 г.

8) Г. К. Жуков, И. С. Конев

9) 1829 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

Е








В7 Прочтите отрывок из документа.

«Честная смерть лучше позорной жизни! — воскликнул Великий князь. — Уж лучше было вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.

Войско двинулось к Дону и стало на его берегу. Завязались стычки передовых отрядов. «Только одна ночь между нашими и их полками, — говорили в войске князя. — Вооружайтесь княже! Завтра нападут на нас ордынцы». Русские стали строить мосты, искать брода и перешли Дон».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) речь перед войском произнёс князь Дмитрий

2) описанные события произошли в 1480 году

3) во главе войска ордынцев находился хан Батый.

4) кровопролитная битва разыгралась в устье реки Дон

5) по обычаю, битва началась сражением богатырей Пересвета и Челубея

6) после этой битвы князя, возглавлявшего русское войско, стали называть Донским

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).



В8 Напишите имя полководца, совершившего поход, обозначенный стрелками.

Ответ: ______________________

В9 Напишите, название озера, обозначенного на схеме цифрой 2.

Ответ:______________________

В10 Напишите, название освобождённого русскими войсками города, обозначенного цифрой 4.

Ответ:______________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) решающая битва состоялась в 1240 году

2) битва вошла в историю под названием Ледового побоища

3) в этой битве участвовали русские и шведские войска

4) рыцари построили свои войска в форме клина

5) князь Александр находился во главе киевской дружины

6) последствием этой битвы являлось заключение договора об отказе Ливонии от претензий на русские земли

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12 Какие суждения о памятнике, приведённом на расположенной ниже иллюстрации, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1) памятник был сооружён перед Великой Отечественной войной

2) памятник посвящён великому русскому учёному

3) этот памятник создала скульптор Мухина

4) в настоящее время памятник находится в Санкт-Петербурге

5) в работе этого памятника принимали участие скульптор Н. В. Томский и архитектор Л. В. Руднев

Ответ:




В13

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором создан приведённый памятник? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Война принесла разруху и голод стране. В стране произошли всеобщая политическая забастовка и демонстрации. С этого момента войска начали переходить на сторону бастующих рабочих.

Указом императора «занятия» Думы были прерваны. Члены Думы лихорадочно выискивали пути спасения монархии. Был создан специальный комитет, который обратился к председателю Совета Министров Н. Д. Голицыну, чтобы наделить этот комитет большими полномочиями.

Император, находясь в Ставке в Могилёве, получал отчаянные телеграммы от царицы. Было решено послать в Петроград воинские части, но было уже поздно, так как правительство не контролировало положение дел в стране. К вечеру весь город, за исключением Градоначальства, Адмиралтейства, Зимнего дворца и Петропавловской крепости, был в руках восставших. Министры в 11 часов вечера спасались из Мариинского дворца по чёрному ходу.

Таким образом, в Петрограде свершилась революция».

С1 Укажите год, когда произошло описанное событие и имя императора, являвшегося участником этих событий. Укажите название, которое получил этот период в истории.

С2 Какие причины вызвали описанные события? Укажите три причины.

С3 Какой итог имели описанные события? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

С4 Вторая половина XI — первая половина XIV века — это период раздробленности Древнерусского государства. Объясните почему в указанный период происходит распад государства (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже проведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Смута была вызвана вмешательством в дела России поляков, рассчитывающих на усиление своего влияния».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Екатерина I; 2) С. Б. Витте; 3) В. В. Путин; 4) Ярослав Мудрый.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.