Вариант 9 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 9 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 Первый на Руси письменный свод законов получил название

1) Устав Владимира Мономаха

2) «Русская правда»

3) «Правда Ярославичей»

4) Судебник

А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) восстание под предводительством С. Разина

2) правление царя Бориса Годунова

3) первый Азовский поход Петра I

4) раздел земель на земские и опричные

А3 Укажите главную причину принятия Русью христианства.

1) необходимость установления с Византией торговых связей

2) стремление обезопасить русских купцов, которые подвергались различным притеснениям в христианских странах

3) князь Владимир понял, что нельзя удержать славянские земли вместе, опираясь лишь на военную силу

4) христиане не посягали на русские территории

А4 Кто является автором «Задонщины»?

1) Софоний Рязанец

2) Афанасий Никитин

3) Епифаний Премудрый

4) Нестор

А5 Прочтите отрывок из исторической повести и определите, о ком идёт речь.

«Чинно вошла в палату блестящая толпа царедворцев и разместилась по скамьям. На столах в это время, кроме солонок, перечниц и уксусниц, не было никакой посуды, а из яств стояли только блюда холодного мяса на постном масле, солёные огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашах.

Опричники уселись, но не начинали обеда, ожидая государя. Вскоре стольники попарно вошли в палату и стали у царских кресел; за стольниками шествовали дворецкий и кравчий.

Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошёл сам царь...»

1) Иван III

2) Иван IV

3) Всеволод Большое Гнездо

4) Василий III

А6 В каком году Александром I был подписан указ «о вольных хлебопашцах»?

1) 1800 г.

2) 1802 г.

3) 1803 г.

4) 1809 г.

А7 Какое из приведённых положений является характерным для правления царя Алексея Михайловича?

1) усиление влияния Земского собора

2) ослабление крепостного права

3) проведение городской реформы

4) система крепостного права получила юридическое оформление

А8 В результате реформ Петра I

1) ускорилось экономическое развитие России

2) усилилась власть церкви

3) ослабла российская государственность

4) ослабла российская армия

А9 Прочтите отрывок из документа и укажите имя императора, во время правления которого происходят описанные события.

«Были восстановлены привилегии дворянства, введены в армию военные, уволенные Павлом, освобождены из крепостей политические заключённые, объявлена амнистия бежавшим от царского гнева за границу, разрешены свободный въезд и выезд из страны, а также ввоз иностранных книг и журналов, были открыты частные типографии, уничтожена тайная экспедиция. Эти указы вызвали восторг и ликование и породили надежды на дальнейшие перемены в стране».

1) Николай I

2) Александр I

3) Александр III

4) Александр II

А10 Укажите, кому, по мнению меньшевиков, должна была принадлежать роль руководителя революции.

1) пролетариату

2) крестьянству

3) интеллигенции

4) либеральной буржуазии

A11 К итогам коллективизации относится

1) создание слоя зажиточных крестьян

2) укрепление частного сектора в сельском хозяйстве

3) отчуждение крестьян от собственности и земли

4) рост экономических стимулов труда в сельском хозяйстве

А12 Прочитайте отрывок из документа и укажите императора, о котором в нём идёт речь.

«Первая бомба убила двух прохожих и ранила казачьего офицера. Император вышел из экипажа невредим. Кучер умолял его вернуться боковыми улицами обратно во дворец, но государь стал оказывать помощь раненым. В это время какой-то незнакомец, который всё время стоял на углу, бросил вторую бомбу под ноги Государю».

1) Николай I

2) Александр II

3) Николай II

4) Александр III

А13 Основателем и руководителем творческого союза русских композиторов «Могучая кучка» был

1) Балакирев М. А.

2) Бородин А. П.

3) Римский-Корсаков Н. А.

4) Мусоргский М. П.

А14 Организации в деревне, созданные во второй половине 1918 года и оказывающие поддержку советской власти, назывались

1) сельская община

2) местные Советы

3) волостные земства

4) комбеды

А15 Что из перечисленного не относится к главным мероприятиям политики «военного коммунизма»?

1) введение трудовой повинности

2) национализация промышленности

3) введение свободной торговли

4) уравниловка в оплате труда

А16 Второй фронт против фашистской Германии в Западной Европе был открыт в

1) июне 1944 г.

2) ноябре 1943 г.

3) мае 1944 г.

4) феврале 1945 г.

А17 Прочитайте отрывок из документа и определите, о каком сражении идёт речь.

«Между войсками 5-ой армии, оборонявшей Коростенский укреплённый район, и войсками, прикрывавшими город, образовался разрыв в 60 километров. В эту брешь и устремился противник. К 11 июля передовые отряды немецкой мотопехоты достигли реки Ирпень, до города оставалось всего 15—20 километров. На ближних подступах к городу начались бои.

Дивизии 6-ой немецкой армии, встретив ожесточённое сопротивление советских войск, понесли серьёзные потери и десятого августа были вынуждены прекратить наступление. Попытка противника овладеть городом лобовым ударом не удалась».

1) сражение под Курском

2) Сталинградское сражение

3) оборона Севастополя

4) сражение под Киевом

А18 Какое образное название получил внешнеполитический курс, проводимый Советским правительством в период «перестройки» ?

1) гуманизация

2) гласность

3) «новое политическое мышление»

4) реабилитация

А19 Последствием «шоковой терапии», проводимой с января 1992 года, является

1) снижение цен на товары народного потребления

2) безработица приобрела массовый характер

3) повышение жизненного уровня населения

4) опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом цен

А20 Создание кинофильма «Сибирский цирюльник», присуждение премии «Оскар» за кинофильм «Утомлённые солнцем» связано с

1) Н. Михалковым

2) А. Сокуровым

3) С. Бодровым-старшим

4) С. Тодоровским

А21 Что из перечисленного не относится к итогам принятия Конституции СССР в декабре 1993 года?

1) Президент получал значительные права

2) закреплялся принцип разделения властей

3) создание президентско-парламентской республики

4) распускалась Государственная дума


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) принятие «Декларации о государственном суверенитете РСФСР»

2) установление двоевластия

3) деятельность «Народной воли»

4) принятие курса на индустриализацию страны

5) Кавказская война

Ответ:







В2 Выберите из списка трёх исторических современников императрицы Екатерины II Великой. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) А. В. Суворов

2) Патриарх Никон

3) А. Н. Радищев

4) Е. И. Пугачёв

5) С. Т. Разин

6) Бирон

Ответ:





В3 Установите соответствие между общественно-политическими партиями и их лидерами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) КПРФ

Б) ЛДПР

В) «Яблоко»

Г) «Единая Россия»

1) С. Шойгу

2) Г. Зюганов

3) В. Жириновский

4) Г. Явлинский

5) Д. Медведев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён список деятелей науки. Все они, за исключением одного, жили в XIX в.

1) А. М. Бутлеров; 2) А. Ф. Можайский; 3) А. Г. Столетов; 4) Б. С. Якоби; 5) Н. И. Пирогов; 6) А. М. Туполев.

Найдите и запишите деятеля науки, жившего в другом историческом периоде.

Ответ: ______________­_________________

В5 Напишите пропущенное слово.

Правительство, возглавлявшее Россию в марте—октябре 1917 года, называлось ________________ правительством.

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Учреждение Московского университета

_______________ (А)

М. В. Ломоносов, И. И. Шувалов

Созыв первого Земского собора

_______________ (Б)

_______________ (В)

_______________ (Г)

1700-1721 гг.

Пётр I

Сан-Стефанский мирный договор

_______________ (Д)

_______________ (Е)


1) 1549 г.

2) Россия и Франция

3) Иван IV

4) 1870 г.

5) 1755 г.

6) Северная война

7) Россия и Турция

8) Екатерина II

9) 1878 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

Е








В7 Прочтите отрывок из документа.

«Стойте же твёрдо в вере и незыблемо, страха же человеческого не убойтесь, Господа же Бога святите в сердцах ваших.

Когда же был патриархом злой змей, и начал казнить правоверие, повелевая тремя перстами креститься, мы же не умолчав начали обличать еретика.

Он же нас мучал много, и разослал в ссылки всех. Епископа Павла Коломенского, муча, и в Новгородских пределах огнём сжёг. Даниила, костромского протопопа, и в Астрахани в земляной тюрьме заморил. Со мною 60 человек у всенощной взял, муча и бив и проклиная, в тюрьме держал, сослал за Сибирь. На Москве старца Авраамия, Исаю Салтыкова в костре сожгли. А иные ревнители закона собираются во дворы с жёнами и детьми, и сжигаются огнём своею волею. Бояриня Федосья Прокопьевна Морозова и сестра её Евдокия Прокопьевна Урусова в Боровске в землю живыми закопаны, во многих муках, и пытках».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) события описанные в данном документе происходили во время правления Ивана IV Грозного

2) автором данного послания является Аввакум

3) в середине XVII века в русской православной церкви произошёл раскол

4) в лагере сторонников Аввакума были только крестьяне

5) реформу православной церкви осуществлял патриарх Никон

6) Аввакум считал, что необходимо креститься тремя пальцами

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).


image154


В8 Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ: ______________­___________________

В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 3, возле которого отступающей русской армии удалось соединиться.

Ответ: ______________­___________________

В10 Напишите название населённого пункта обозначенного цифрой 4, где расположились русские войска, чтобы прикрыть оружейные заводы.

Ответ: ______________­___________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Бородинское сражение началось 26 августа 1812 года

2) во время Бородинского сражения главнокомандующим был Барклай

3) русская армия отступила по рязанской дороге на восток, затем развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино

4) в результате событий, обозначенных на схеме французские войска вошли в Москву

5) одним из последствий, обозначенных на схеме, явилась уверенность французских войск в своей непобедимости

6) поход, который обозначен на схеме стрелками, был осуществлён во время правления Александра II.

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

В12 Какие суждения о картине, репродукция которой представлена ниже, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1) Сражение, изображённое на картине, произошло возле Порт-Артура.

2) Картину написал художник И.К. Айвазовский.

3) На картине изображено последнее крупное сражение парусного флота.

4) В сражении принимали участие русский и японский флот.

5) Это сражение произошло во время правления Николая I.

Ответ:




В13 Укажите флотоводца, который командовал русским флотом во время сражения, изображённого на приведённой репродукции картины. В ответе запишите цифру, под которой приведён его портрет.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Наступать на кулачество — это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс. Вне этих целей наступление есть декламация, царапанье, пустозвонство, всё, что угодно, только не настоящее большевистское наступление. Наступать на кулачество — это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги. Это и называется у нас, большевиков, настоящим наступлением».

С1 Укажите года и название периода в истории СССР, в рамках которых происходили указанные события. Назовите фамилию политического деятеля, произнёсшего данную речь.

С2 Какие задачи, по рассматриваемому вопросу, были выдвинуты? Укажите не менее трёх задач.

С3 Каковы итоги реализации намеченных в документе задач? Укажите не менее двух последствий реализации намеченных задач.

С4 В 1905-1907 году в России произошла первая русская революция. Объясните, почему в этой революции приняли участие все слои населения (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Выступление декабристов было в основном вызвано внешними факторами, внутри страны не было серьёзных предпосылок для подобного восстания».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Владимир Святославович; 2) Алексей Михайлович Романов; 3) В. М. Ленин; 4) Елизавета Петровна

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.