Вариант 8 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 8 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 Укажите город, в котором в XV веке было распущено Вече, а выборных посадников и тысяцких заменили московские наместники.

1) Псков

2) Тверь

3) Владимир

4) Новгород

А2 Царём, избранным Земским собором, был

1) Василий Шуйский

2) Михаил Фёдорович

3) Борис Годунов

4) Пётр I

А3 В результате военной реформы XVI века в русском государстве появились

1) рекруты

2) драгуны

3) гвардейцы

4) стрельцы

А4 О победе Дмитрия Донского на Куликовом поле повествует

1) «Повесть временных лет»

2) «Сказание о великих князьях Владимирских»

3) «Сказание о Мамаевом побоище»

4) «Хронограф»

А5 Прочитайте отрывок из исторической повести и определите, в каком году происходит описываемое событие.

«Священники стояли в сияющих облачениях у самой воды и читали положенные молитвы. Русы садились на землю, снимали обувь и входили в воду. Хотя многие делали это явно с недовольным видом. Видно было также, что русы не понимали, что происходит с ними, но они не осмеливались нарушить волю князя.

Но женщины дико завопили, когда тяжко рухнул и колодой покатился с горы огромный Перун. Чтобы лишний раз доказать народу бессилие старых богов, по велению князя истукана привязали к хвостам косяка диких коней и они далеко умчали его в поля. Надругавшись над Перуном, его бросили в Днепр».

1) 957 г.

2) 984 г.

3) 988 г.

4) 1015 г.

А6 Какая территория была присоединена к России после окончания войны с Наполеоном?

1) Финляндия

2) Польские земли

3) Бессарабия

4) Грузия

А7 Орган власти, являющийся составной частью структуры государственного управления при Александре I, назывался

1) Земский собор

2) Государственный совет

3) Государственная дума

4) Совет министров

А8 Одна из причин русско-турецкой войны 1806—1812 гг.

1) необходимость обеспечить выгодный судоходный режим через Босфор и Дарданеллы

2) отказ Турции присоединиться к континентальной блокаде

3) введение Россией таможенного тарифа на предметы роскоши

4) опасность отторжения Крыма

А9 Прочтите отрывок из документа и укажите, о ком идёт речь.

«В России его называли Благословенным, а за границей — Северным сфинксом. Он обещал, что везде и всюду будет водворять строгую законность, деятельно бороться с проявлениями всякого вида произвола. Он намеривался осуществить радикальную реформу политического строя России, мечтал о конституции, хотел освободить крестьян. Но все попытки обновления Российского государства завершились установлением в стране режима, по сути, близкого к полицейскому».

1) о Николае I

2) об Александре II

3) о Николае II

4) об Александре I

А10 Мировой суд по реформе 1864 года

1) состоял из присяжных заседателей

2) мог приговорить к смертной казни

3) разбирал мелкие уголовные и гражданские дела

4) рассматривал дела о должностных преступлениях чиновников

A11 Что из перечисленного является одной из причин, приведших к первой русской революции?

1) подписание Портсмудского договора России с Японией

2) стремление крестьян получить землю за счёт ликвидации помещичьего землевладения

3) восстание на броненосце «Потёмкин»

4) разрушение крестьянской общины

А12 Прочитайте отрывок из записки М. В. Родзянко и определите, в каком году он её написал.

«Положение России сейчас катастрофическое и вместе с тем глубоко трагическое. Её армия не разбита; она снабжена предметами вооружения более, чем когда бы то ни было раньше, но позади армии, в тылу, идёт такой развал, который грозит сделать бесцельными жертвы, всю пролитую кровь, весь беспримерный героизм и — даже более — решительно склонить чашу военных весов на сторону наших врагов. Со всех концов России приходят вести одна другой безотраднее, одна другой горше. Московский городской голова сообщает в записке, представленной председателю Совета Министров, что положение Москвы в продовольственном отношении критическое: вместо 65 вагонов муки в декабре подвоз муки в Москву не превышал 50 вагонов в сутки, а в январе упал даже до 42 вагонов».

1) 1905 г.

2) 1907 г.

3) 1914 г.

4) 1917 г.

А13 К какому из перечисленных движений принадлежал А. И. Куинджи?

1) «Бубновый валет»

2) «Серапионовы братья»

3) Ассоциация художников революционной России

4) Товарищество передвижных художественных выставок

А14 Какой документ был принят в 1919 году?

1) «Декларация прав народов России»

2) Декрет «О развёрстке хлеба и фуража»

3) Декрет «О социализации земли»

4) «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

А15 Что из перечисленного не относится к последствиям введения политики «военного коммунизма» в 1919 году?

1) свёртывание демократии

2) роспуск Красной гвардии

3) постепенная узурпация власти большевиками

4) установление партийной диктатуры

А16 В августе 1941 года в должности Верховного Главнокомандующего был утверждён

1) В, М. Молотов

2) Н. Г. Кузнецов

3) Г. К. Жуков

4) И. В. Сталин

А17 Прочитайте отрывок из воспоминаний и определите, кто является его автором

«9 сентября 1941 года вместе с генерал-лейтенантом М. С. Ходиным мы вылетели в блокированный Ленинград. В это время ленинградцы переживали крайне трудные дни. Обстановка для войск и жителей была настолько трудной, что кроме советских людей, никто бы её, пожалуй, не выдержал...

Уже в Смольном я узнал, что рассматривается вопрос о мерах, которые следует провести в случае невозможности удержать Ленинград. Эти меры (я не буду их перечислять) предусматривали уничтожение важнейших военных объектов. Побеседовав с членами военного фронта, мы решили закрыть совещание и указать, что никаких мер на случай сдачи города пока производить не следует. Будем защищать Ленинград до последнего человека. 10 сентября я вступил в командование Ленинградским фронтом».

1) И. С. Конев

2) Г. К. Жуков

3) А. А. Кузнецов

4) А. А. Жданов

А18 Экономическая политика, проводимая Хрущёвым, способствовала

1) складыванию рыночной экономики

2) интенсивному развитию сельского хозяйства

3) экстенсивному развитию сельского хозяйства

4) снижению темпов развития тяжёлой промышленности

А19 Укажите основную причину ввода советских войск в августе 1968 года в ЧССР.

1) возникновение угрозы распада ЧССР на Словакию и Чехию

2) увеличение количества антиправительственных выступлений внутри Чехословакии

3) просьба членов правительства ЧССР об оказании срочной помощи

4) реформы, проводимые в ЧССР, могли подорвать влияние СССР в этой стране

А20 Какое событие в культурной жизни государства произошло в 1922 году?

1) принят декрет о ликвидации неграмотности

2) создан цензурный комитет Главлита

3) упразднена автономия высших учебных заведений

4) введено обязательное восьмилетнее образование

А21 Кто из названных государственных деятелей возглавлял правительство РФ в 2008—2011 годах.

1) B. C. Черномырдин

2) Д. А. Медведев

3) В. В. Путин

4) Е. М. Примаков


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) коллективизация сельского хозяйства в СССР

2) всенародные выборы в Учредительное собрание

3) образование СССР

4) Русско-японская война

5) восстание декабристов

Ответ:







В2 Выберите из списка фамилии трёх исторических лиц, перечисленных ниже, которые были современниками Петра I. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Д. Пожарский

2) Б. Хмельницкий

3) А. Меншиков

4) Ф. Лефорт

5) И. Болотников

6) К. Булавин

Ответ:





В3 Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

А) князь Василий I

Б) царь Иван IV

В) Борис Годунов

Г) царь Алексей Михайлович

1) митрополит Макарий

2) Андрей Рублёв

3) патриарх Никон

4) Емельян Пугачёв

5) Василий Шуйский

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям начала XX века.

1) Первая русская революция; 2) февральская революция; 3) корниловский мятеж; 4) Беловежское соглашение; 5) назначение Столыпина главой правительства; 6) Декрет о земле.

Найдите и запишите порядковый номер события, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ______________­__________________

В5 Напишите пропущенное слово.

Политика увеличения привилегий ________________ начинается при Екатерине I.

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Манифест об отмене крепостного права

____________ (А)

Александр II

Бородинское сражение

____________ (Б)

____________ (В)

____________(Г)

1816

Александр I, Аракчеев А. А.

«Северное общество»

____________ (Д)

____________ (Е)


Пропущенные элементы:

1) 1841 г.

2) П. Пестель

3) введение военных поселений

4) 1812 г.

5) 1821-1825 гг.

6) Кутузов М. И.

7) 1861 г.

8) Суворов А. В.

9) К. Рылеев, Н. Муравьёв

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

Е








В7 Прочтите отрывок из документа.

«Верховный уголовный суд совершил вверенное ему дело. Преступники восприняли достойную их казнь. Отечество очищено от следствий заразы, столько лет среди его таившейся.

Не в свойствах, не во нравах русских был сей умысел. Составленный горстью извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную; но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. Сердце России для него было и всегда будет непреступно. Не посрамится имя русское изменою Отечеству и престолу.

Следственная Комиссия в течение пяти месяцев неусыпных трудов деятельностью, разборчивостью, беспристрастием, мерами кроткого убеждения привела самых ожесточённых к смягчению, обратила к добровольному и чистосердечному признанию».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) в этом документе речь идёт о восстании Е. Пугачёва

2) описанные в документе события произошли после восстания декабристов на Сенатской площади

3) описанные события произошли во время правления Александра II

4) автор текста резко осуждает участников происшедшего события

5) автором текста является царь Николай I.

6) участниками происшедшего события были крестьяне

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).



В8 Напишите, кто возглавлял поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ: ________________________

В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 3.

Ответ: ________________________

В10 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 4, из которого войско двинулось на Москву.

Ответ: ________________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Второе ополчение было создано в Рязани

2) в результате событий, обозначенных на схеме, Москва была освобождена

3) «Совет всея земли» был создан в Нижнем Новгороде

4) в «Совет всея земли» входили представители только дворян

5) в январе 1613 года бояре избрали царём Михаила Фёдоровича Романова

6) избрание царя означало возрождение страны, её суверенитета, самостоятельности и самобытности

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12 Какие суждения о приведённом памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


image152


1) Этот памятник — работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина.

2) Строительство памятника началось в 1946 году.

3) Памятник посвящен Героям Курской битвы

4) Памятник находится в городе Волгограде.

5) Этот памятник создан в годы правления И. В. Сталина

Ответ:




В13 Какое из сооружений создано в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором был создан приведённый памятник? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из мирного договора

«Статья III.

Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежащие раньше России, не будут более находиться под её верховной властью; установленная линия обозначена на приложенной карте, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора...

Статья V.

Россия незамедлительно произведёт полную демобилизацию своей армии, включая и воинские части, вновь сформированные теперешним правительством.

Статья VI.

...Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии... Эстляндия и Лифляндня также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии... Финляндия и Аландские острова также будут немедленно очищены от русских войск и русской Красной гвардии, а финские порты — от русского флота и русских военно-морских сил...

Статья IX.

Договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т.е. государственных издержек на ведение войны, равно как и от возмещения военных убытков, т.е. тех убытков, которые были причинены ими их гражданам в зоне военных действий военными мероприятиями, в том числе и всеми произведёнными во вражеской стране реквизициями».

С1 Какие страны подписали данный договор? В каком году и где был подписан данный договор?

С2 Почему необходимо было заключить этот договор? Укажите любые три причины.

С3 Каков итог заключения мира? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

С4 В 1653 году началось проведение церковной реформы. Объясните, почему Аввакум и его сторонники выступили против проведения этой реформы (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже проведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Создание ГКЧП — это попытка реакционного конституционного переворота. Действия этой организации являются не чем иным, как государственным преступлением».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Александр Невский; 2) Ю. В. Андропов; 3) Павел I; 4) Анна Иоанновна.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.