Вариант 7 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 7 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) создание Второго ополчения

2) поход Ермака в Сибирь

3) нашествие Батыя на Русь

4) Ливонская война

А2 На Руси в XII—XIV веках республиканская форма правления существовала

1) в Киеве и Новгороде

2) в Новгороде и Пскове

3) в Пскове и Чернигове

4) в Киеве и Владимире

А3 Главный итог битвы на Неве и Чудском озере заключался в том, что

1) Русь потеряла часть своих земель

2) Русь добилась выхода в Балтийское море

3) Русь отстояла свою территорию и веру от посягательств

4) был окончательно разгромлен Ливонский орден

А4 Икону «Спас нерукотворный» написал

1) Дионисий

2) Андрей Рублёв

3) Феофан Грек

4) Симон Ушаков

А5 Прочтите отрывок из произведения и назовите событие, о котором в нём идёт речь.

«С голоду помираем, государь! Налогами задавили! Милославский, Шорин и другие на медных деньгах богатеют, а нам чистая погибель!

От мужицких слов лицо Алексея Михайловича потемнело: «Сказал, разберу жалобы! Чего ж ещё?»

Загудели угрожающе мужики. К царю, слуг его оттесняя, придвинулись. Стрелецкого начальника, не в меру ретивого, за грудки схватили. Попятился испуганно царь. А толпа наступает: «Терпения нет! Выдавай бояр ненавистных! Не то силой возьмём! »

1) восстание Хлопка

2) Медный бунт

3) восстание Болотникова

4) Соляной бунт

А6 Какие из названных годов связаны с восстанием Пугачёва?

1) 1787-1790 гг.

2) 1705-1708 гг.

3) 1773-1775 гг.

4) 1705-1711 гг.

А7 «Негласный комитет» — это

1) круг ближайших друзей Александра I

2) высшая судебная инстанция

3) учреждение, наблюдающее за благонадёжностью граждан

4) учреждение, занимающееся цензурой

А8 Одним из итогов Русско-иранской войны 1804—1813 гг. является

1) потеря территории Бакинского ханства

2) получение Россией права свободного плавания на Каспии

3) ухудшение отношений с Грузией

4) усиление влияния Ирана в Закавказье

А9 Прочтите отрывок из документа и укажите, кто был инициатором создания Государственного совета.

«Торжественное открытие Государственного Совета состоялось 1 января 1810 года. Александр I произнёс речь, написанную для него инициатором создания Государственного совета. В состав Совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемых императором. Государственный Совет не издавал законов, а служил совещательным органом при их разработке».

1) А. А. Аракчеев

2) П. Д. Киселёв

3) М. М. Сперанский

4) Е. Ф. Канкрин

А10 Какое из перечисленных событий произошло раньше, чем остальные?

1) начало Первой мировой войны

2) Манифест об отмене крепостного права

3) созыв и роспуск Учредительного собрания

4) Декабрьское вооружённое восстание в Москве

A11 Что из перечисленного относится к итогам Городской реформы 1870 года?

1) развитие рыночных отношений

2) появление мировых судов

3) динамичное развитие промышленности

4) введение органов самоуправления — городских дум

А12 Прочитайте отрывок из документа и определите фамилию флотоводца, о котором идёт речь.

«9 февраля адмирал издал первый в морской истории приказ о борьбе с подводными лодками. Он сам требовал прислать в его распоряжение подводную лодку, но та была отправлена по железной дороге с большим опозданием и в Порт-Артур попасть не смогла.

31 марта 1904 года адмирал вышел на «Петропавловске» в очередной поиск японских судов. На горизонте показалась вся эскадра, и адмирал приказал поворачивать к берегу. В 9 часов 39 минут «Петропавловск» наткнулся на японскую мину. Произошёл взрыв, броненосец стал погружаться в воду. Несмотря на попытки спасти адмирала, всё оказалось тщетно. Была обнаружена лишь его шинель. Подоспевшим шлюпкам удалось спасти 7 офицеров и 52 матроса».

1) С. О. Макаров

2) Ф.Ф. Ушаков

3) А. А. Попов

4) П. С. Нахимов

А13 К архитектурным памятникам Москвы XIX века относится

1) Балтийский вокзал

2) Летний дворец Петра I

3) здание Большого театра

4) Зимний дворец

А14 В 1924 году Высшим органом власти являлся

1) Совет народных комиссаров СССР

2) Государственная дума

3) Центральный комитет РКП(б)

4) Всесоюзный съезд Советов

А15 Главным итогом принятия 10 июля 1918 года Конституции РСФСР стало

1) введение тайного голосования

2) законодательное оформление диктатуры пролетариата

3) закрепление территориального деления страны

4) признание Совнаркома в качестве высшего законодательного органа власти

А16 «Багратион» — название операции по освобождению

1) Смоленска

2) Орла

3) Минска

4) Киева

А17 Прочитайте отрывок из документа и определите, о ком из главнокомандующих идёт речь.

«Он был назначен главкомом северо-западного направления, главной задачей которого была оборона Прибалтики и Ленинграда. Такая высокая должность снова обернулась бедой. На этот раз бедой для всей страны. Он проявил полную неспособность руководить войсками в современных боевых операциях. На его совести трагедия Краснознамённого Балтийского флота: ему не хватило мужества без санкции Сталина разрешить своевременную эвакуацию главной базы флота из Таллина в Кронштадт».

1) С. М. Будённый

2) В. И. Чуйков

3) Г. К. Жуков

4) К. Е. Ворошилов

А18 Укажите имя политика, время правления которого получило название «застой».

1) Н. С. Хрущёв

2) М. С. Горбачёв

3) Л. И. Брежнев

4) К. У. Черненко

А19 Итогом экономической реформы 1987 года является

1) введение системы государственной приёмки выпускаемой продукции

2) более глубокая интеграция в мировой рынок

3) укрепление на предприятиях трудовой дисциплины

4) начало оформления в экономике частного сектора

А20 В каком году был создан Союз писателей?

1) 1927 г.

2) 1953 г.

3) 1934 г.

4) 1961 г.

А21 Открытое столкновение между Президентом и Верховным Советом, произошедшее в октября 1993, было вызвано проблемой

1) вывода российских войск из восточно-европейских стран

2) установления основ конституционного строя страны

3) принятия закона о приватизации страны

4) вступления России в Европейский союз


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.

1) гражданская война и интервенция

2) Курская битва

3) Крымская война

4) Принятие Конституции РФ

5) Потсдамская конференция

Ответ:







В2 Выберите из списка названия трёх реформ, которые были проведены во время правления Екатерины II, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) секуляризация церковных земель

2) введение нового летоисчисления

3) создание стрелецких полков

4) учреждение городских дум с подчинением их губернаторам

5) освобождение дворян от уплаты налогов и введение дворянского самоуправления

6) учреждение Сената

Ответ:





В3 Установите соответствие между фамилиями реформаторов и названиями предложенных ими реформ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Фамилия реформатора

А) Е. Ф. Канкрин

Б) М. М. Сперанский

В) Н. Н. Новосильцев

Г) П. Д. Киселёв

Название реформы

1) проект политической реформы 1809 г.

2) финансовая реформа 1839—1843 гг.

3) реформа государственной деревни

4) «Уставная грамота России»

5) проект об отмене крепостного права

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVII века.

1) Семибоярщина; 2) Смутное время; 3) «Великое посольство»; 4) появление старообрядцев; 5) первый дворцовый переворот; 6) восстание С. Разина.

Найдите и запишите порядковый номер события, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ________________­____________________

В5 Напишите пропущенное слово.

В 1721 году Россия была провозглашена _________________ .

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Морское сражение при Чесме

_______________ (А)

Орлов А. Г., Свиридов Г. А.

«Союз трёх императоров»

_______________ (Б)

_______________ (В)

_______________ (Г)

1799 г.

Суворов А.В.

Реформа государственной деревни

_______________ (Д)

_______________ (Е)


Пропущенные элементы:

1) Итальянский поход

2) 1799 г.

3) 1795 г.

4) Россия, Германия, Австрия

5) П. Д. Киселёв

6) 1770 г.

7) Сперанский М. М.

8) 1873 г.

9) 1837-1841 гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

Е








В7 Прочтите отрывок из документа.

«... в правительственных структурах развернулась работа над проектом закона о предприятии. Одновременно готовилась серия законодательных актов, охвативших коренную перестройку планирования, переход к системе госзаказа, изменение банковской системы и другие вопросы, упреждающие создание правовой базы реформы — один из важнейших и поучительных уроков, который, к сожалению, не всегда соблюдался в последующем».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) реформа, о которой идёт речь в документе, была проведена в 1987 году

2) автором упоминаемой реформы являлся Е. Гайдар

3) в период проведения указанной реформы руководителем страны был М. С. Горбачёв

4) итогом проведения данной реформы явилась приватизация заводов и фабрик

5) период, когда проводилась реформа, получил в истории название «перестройка»

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).



В8 Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ: ____________________________

В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 5.

Ответ: ____________________________

В10 Напишите название города, обозначенной цифрой 3, который во время правления князя, совершившего поход, обозначенный на схеме стрелками, стал центром единого древнерусского государства.

Ответ: ____________________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) русская рать двинулась в поход в 910 году

2) во время боевых действий князь приказал своим воинам поставить ладьи на колёса

3) одним из последствий похода стало возникновение древнерусского государства с центром во Владимире

4) в результате похода русские купцы получили право беспошлинной торговли на византийских рынках

5) в знак окончания боевых действий князь повесил свой щит на воротах побеждённого города

6) мирный договор с Византией был заключён в 917 году

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12 Какие суждения о картине, репродукция которой представлена ниже, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


image149


1) Автором этой картины был монах Троице-Сергиева монастыря.

2) Эту икону создал Феофан Г рек.

3) Икона создана в XIII веке.

4) Икона была создана для иконостаса Благовещенского собора в Кремле.

5) На этой иконе живописец воплотил мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

Ответ:




В13 Укажите, какое здание было воздвигнуто в том же веке, в котором написана картина, репродукция которой представлена выше. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из манифеста-обращения

«Божьею милостью, мы, Пётр III, император и самодержец Всероссийский, жалуем сим именным указом с монаршеским и отеческим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением земель, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озёрами без покупки и без оброку, и прочими всеми угодьями, и освобождаем от всех прежде чинимых от дворян и градских мздоимцев-судей всем крестьянам налагаемых податей и отягощений.

Кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, чинили с нами, крестьянами. По истреблению противников, злодеев-дворян, всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет».

С1 Кто является автором данного манифеста? Укажите период, в рамках которого происходят упомянутые события и правителя России этого периода.

С2 Какие идеи были выдвинуты в данном документе. Укажите не менее двух идей.

С3 Каков итог реализации идей, рассматриваемых в документе? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

С4 30 декабря 1922 года был образован Союз Советских социалистических республик. Объясните, что способствовало возникновению этого союза республик (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Россия лишилась умного и попечительного царя. Борис Годунов — один из разумнейших властителей мира. Он благоустроил державу и возвысил её в глазах Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Екатерина II; 2) Иван Калита; 3) Александр II; 4) Б. Н. Ельцин.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.