Вариант 6 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 6 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 В каком году князь Олег совершил поход на Царьград и прибил свой щит к его воротам?

1) 882 г.

2) 907 г.

3) 945 г.

4) 1242 г.

А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) правление Ивана Калиты

2) правление Семёна Гордого

3) правление Александра Невского

4) правление Дмитрия Донского

А3 Одним из следствий правления княгини Ольги является

1) установление дипломатических отношений с Константинополем

2) установление точного размера дани и места её сбора

3) уменьшение размера дани

4) решение о том, что все важнейшие вопросы рассматривает Вече

А4 Собор Двенадцати Апостолов в Кремле был построен по заказу

1) Ярослава Мудрого

2) Владимира Мономаха

3) патриарха Никона

4) Андрея Боголюбского

А 5 Прочитайте отрывок из исторической повести и определите имя князя, о котором идёт речь.

«Ты, Василь Васильич, соседнему князю денег взаймы дал бы? — Да зачем... что там, — начал было тянуть Кочёва и вдруг отрубил: — Не к чему, много охотников найдётся!

— А вот и есть к чему, — весело возразил князь. Скажем, занять соседу самую малость. Ради Бога! Только красны займы отдачею, а особливо с придачею. Глядишь, а деньга деньгу за руку ведёт, в кошеле позванивает. Ну, дал рогожу, а взял кожу — и то не в зачёт! А как влезет сосед в долги, ручным станет, и не к чему его земли силой брать: сами в руки идут. Да и прикупить село — другое можно. Так- то!»

1) Иван Грозный

2) Юрий Долгорукий

3) Иван III

4) Иван Калита

А6 Великое посольство, участие в Северном союзе, Ништадтский мир относятся к внешней политике

1) Михаила Фёдоровича Романова

2) Петра I

3) Екатерины I

4) Алексея Романова

А7 Что является характерным для времени правления Николая I?

1) отмена крепостного права

2) введение министерств

3) дворянско-разночинский этап общественного движения

4) военный конфликт с Францией

А8 Последствием экономических реформ, проводимых Петром I, является

1) введение государственной монополии на продажу соли

2) принудительное переселение купцов в Санкт-Петербург

3) введение рекрутской повинности

4) увеличение числа мануфактур

А9 Прочтите отрывок из документа и укажите название города, в котором был заключён данный мирный трактат.

«В 1837—1841 годах под его руководством была осуществлена реформа государственной деревни, способствовавшая развитию самоуправления казённых крестьян, улучшению агрокультуры, повышению уровня жизни и хозяйственного быта значительной части населения страны...

Он сформулировал и основные принципы преобразования помещичьей деревни. Его реформа отчасти служила моделью для реализации Крестьянской реформы в 1861 году».

1) А. А. Аракчеев

2) П. Д. Киселёв

3) М. М. Сперанский

4) П. А. Столыпин

А10 Что из перечисленного явилось одной из причин поражения Белого движения в гражданской войне?

1) начало революции в Германии и Австро-Венгрии

2) восстание чехословацкого корпуса

3) поддержка Красной Армии со стороны Антанты

4) отсутствие политического единства лидеров Белого движения

А11 Причиной отказа Александра I от введения конституции в России является (-ются)

1) начавшаяся война 1812 года

2) сопротивление подавляющей части дворянства

3) восстание декабристов

4) крестьянские волнения в России

А12 Прочитайте отрывок из документа и определите фамилию полководца, о котором идёт речь.

«Стратегия его, очевидно, заключалась, помимо прочего, в том, что он не рассматривал генерального сражения как главное и единственное условие в достижении конечного успеха. Именно то, что не мог предусмотреть его грозный противник, предвидел он, когда сказал, что Москва, как губка, всосёт в себя французов».

1) А. В. Суворов

2) П. И. Багратион

3) М. И. Кутузов

4) А. П. Тормасов

А13 Кто из перечисленных художников является представителем романтизма?

1) Верещагин В. В.

2) Саврасов А. К.

3) Перов В. П.

4) Кипренский О. А.

А14 Какое из перечисленных событий произошло раньше, чем остальные?

1) подписание в Москве советско-германского пакта о ненападении

2) принятие Декрета о национализации промышленности

3) принятие решения о переходе к новой экономической политике (НЭП)

4) принятие СССР в Лигу Наций

А15 Что из названного явилось последствием проведения коллективизации сельского хозяйства в СССР?

1) прекращение продажи зерна за границу

2) переход на денежную оплату труда крестьян

3) создание крупной кооперативной собственности в деревне

4) рост благосостояния населения страны

А16 Главнокомандующим партизанским движением 6 сентября 1942 года был назначен

1) С. М. Будённый

2) К. Е. Ворошилов

3) А. М. Василевский

4) П. К. Пономаренко

А17 Прочитайте отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова и определите, когда происходила его встреча со Сталиным.

«И. В. Сталин спросил:

— Как вы расцениваете дальнейшие планы и возможности противника?

— В настоящий момент, — ответил я, кроме Ленинграда, самым опасным для нас является Юго-Западный фронт. Считаю, что в ближайшие дни там может сложиться тяжёлая обстановка. Группа армий «Центр», вышедшая в район Чернигов — Новгород—Северский, может смять 21-ю армию и прорваться в тыл Юго-Западного фронта.

Уверен, что группа армий «Юг», захватившая плацдармы в районе Кременчуга, будет осуществлять взаимодействие с армией Гудериана. Я вновь рекомендую немедленно отвести киевскую группу на восточный берег Днепра и создать резервы где-то в районе Конотопа.

— А как же Киев?

— Как ни тяжело, а Киев придётся оставить. Иного выхода у нас нет».

1) июль 1942 г.

2) сентябрь 1941 г.

3) декабрь 1942 г.

4) ноябрь 1943 г.

А 18 12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял

1) Указ Президента России «О приостановлении деятельности КПСС на территории России»

2) Соглашение о создании Содружества Независимых Государств

3) программу «500 дней»

4) «Декларацию о государственном суверенитете»

А19 Главной предпосылкой разрядки международной напряжённости в 70-е годы стало

1) подписание в Хельсинки Заключительного акта

2) размещение на территории ГДР и Чехословакии ядерных ракет средней дальности

3) достижение военно-стратегического паритета между СССР и США

4) подписание четырёхстороннего соглашения по Западному Берлину

А20 Какой вклад в развитие музыкальной культуры России XX века внёс В. Г. Захаров

1) создал стиль индивидуальной многоголосой песни

2) создал хоровой концерт «Пушкинский вальс»

3) создал ансамбль песни и пляски

4) разработал систему музыкального образования в школе

А21 Внутриполитический курс 1993 года был вызван

1) отставкой правительства В. С. Черномырдина

2) ростом долга страны по внутренним и внешним обязательствам

3) снижением цены на нефть

4) указом о поэтапной конституционной реформе в России


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите названия восстаний в хронологической последовательности дат их прохождения. Запишите цифры, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.

1) восстание под предводительством Хлопка

2) восстание в земле древлян

3) восстание Е. Пугачёва

4) восстание в Твери против ордынцев

5) Башкирское восстание

Ответ:







В2 Выберите из списка фамилии трёх деятелей, принявших участие в развитии художественной культуры XVIII века. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) В. Баженов

2) В. Беринг

3) А. Радищев

4) Н. Новиков

5) Э. Бирон

6) П. Демидов

Ответ:





В3 Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Имена князей

А) П. А. Столыпин

Б) Александр I

В) А. А. Аракчеев

Г) С. Ю Витте

События

1) создание военных поселений

2) развитие банковского дела

3) аграрная реформа

4) создание корпуса жандармов

5) Отечественная война 1812 года

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVII в.

1) Восстание под предводительством И. Болотникова; 2) Смоленская война; 3) восстание под предводительством К. Булавина; 4) Медный бунт в Москве; 5) восстание под предводительством С. Разина; 6) Азовские походы Петра I.

Найдите и запишите порядковый номер события, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ: ________________­_________________________

В5 Напишите пропущенное слово.

В 1696 году Пётр I подписал указ о создании_____ ____________________ в России.

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Второй Азовский поход

______________ (А)

Шеин А. С.

______________ (Б)

1812 г.

М. И. Кутузов

Синопское сражение

______________ (B)

______________ (Г)

______________ (Д)

______________ (Е)

Минин и Пожарский


1) 1612 г.

2) П. С. Нахимов

3) 1597 г.

4) 1696 г.

5) Тарутинский маневр

6) военная реформа

7) 1853 г.

8) «Семибоярщина»

9) Второе ополчение

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

Е








В7 Прочтите отрывок из документа.

«В Москве прошли пышные торжества, посвящённые годовщине подписания Кючук-Кайнарджийского мира. Героем празднества стал фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев, получивший осыпанные бриллиантами жезл и шпагу, золотой лавровый венок, пять тысяч крестьян и другие подарки.

На Ходынском поле были устроены грандиозные временные павильоны по проекту архитектора В.И. Баженова и М. Казакова: «Азовский замок», «город Таганрог», «Крепость Кинбурн» и много других чрезвычайно живописных построек.

В Петербурге в честь годовщины Кючук-Кайнарджийского мира был дан грандиозный спектакль на открытом воздухе, на Васильевском острове, у бывшего меньшиковского дворца. В представлении участвовало четыреста человек, действовали Аполлон и аллегорические фигуры Благоденствия, Славы, Правды, Любви, Отечества. В конце спектакля Добродетель отворяла врата храма, являлось Благоденствие, пели и танцевали Утехи».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Описанные события происходят во время правления Екатерины II.

2) Кючук-Кайнарджийский договор был заключён в 1794 году.

3) Мирный договор был подписан между Россией и Ираном.

4) Фельдмаршал П. А. Румянцев внёс большой вклад в победный исход войны с Турцией.

5) По Кючук-Кайнарджийскому договору Россия получила выход в Чёрное и Средиземное моря.

6) Описанные торжества состоялись в 1768 году.

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).



В8 Напишите в каком году состоялся поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ: _______________________

В9 Напишите название реки, обозначенной цифрой 3, на которой произошла решающая битва между войсками противников.

Ответ: _______________________

В10 Напишите название земли, обозначенной цифрой 6, в которой в период данного похода правил Мстислав Удалой.

Ответ: _______________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) половецкий князь Котян, в пределы которого вступили войска противника, обратился за помощью к русским князьям

2) для принятия решения о походе против монголов русские князья собрались в Любече

3) решающая битва между объединённым русским войском и монголами произошла зимой 1237 года.

4) войсками монголов руководил Чингисхан

5) одержав победу, монгольские войска пошли в Волжскую Булгарию

6) русские войска в этой битве имели общее командование и действовали согласовано

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12 Какие суждения о здании, представленном на приведённой ниже иллюстрации, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите н таблицу цифры, под которыми они указаны.



1) данное архитектурное сооружение построено в XX веке.

2) с июля по ноябрь 1917 года в этом здании размещалось Временное правительство

3) данное здание находится в городе Москве

4) в настоящее время в этом здании заседает Государственная Дума РФ

5) автором проекта этого здания является итальянский архитектор Б. Ф. Растрелли

Ответ:




В13 Укажите, что из представленного ниже, было создано в том же веке, в котором построено здание на приведённой выше иллюстрации. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи «О задачах пролетариата в данной революции»

1. Кончить войну истинно демократическим, не насильническим миром нельзя без свержения капитала. Организация самой широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии.

2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, ко второму её этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоёв крестьянства...

3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех обещаний, особенно относительно отказа от аннексий...

4. Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве. Разъяснение массам, что Советы рабочих депутатов есть единственно возможная форма революционного правительства...

5. Не парламентская республика, — возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху...

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель в стране, распоряжение землёю местными Советами батрацких и крестьянских депутатов.

7. Немедленное слияние всех банков в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С.Р.Д.

8. Не введение социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С.Р.Д. за общественным производством и распределением продуктов.

С1 Укажите год написания статьи и название войны, о которой в ней идёт речь. Назовите фамилию политического деятеля, написавшего эту статью.

С2 Какие задачи, по мнению автора статьи, необходимо решить в экономической области? Укажите любые три задачи.

С3 Каков итог, предложенного стратегического курса. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

С4 В XIII веке наблюдается усиление Московского княжества. Объясните, что способствовало возвышению Москвы (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже проведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Социал-демократы были правы, называя Манифест 17 октября «бумажной конституцией».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Владимир Мономах; 2) П.А. Столыпин; 3) Иван Долгорукий; 4) Д. А Медведев.

Укажите время жизни исторического деятеля ( с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.