Вариант 5 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 5 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 Вокруг Ивана IV сложился кружок талантливых государственных деятелей, который получил название

1) Боярская дума

2) Сенат

3) Приказ

4) Избранная рада

А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) взятие Рязани Батыем

2) Ледовое побоище

3) Невская битва

4) сражение на реке Калке

А3 Чем завершился поход новгородского князя Олега на юг?

1) Киевское княжество выиграло сражение

2) Новгородское княжество стало самостоятельным

3) объединением Новгорода и Киева под властью Олега

4) войско Олега потерпело поражение от полян и древлян

А4 Феофан Грек вместе с Андреем Рублёвым расписывал

1) Софийский собор в Новгороде

2) Софийский собор в Киеве

3) Успенский собор во Владимире

4) Благовещенский собор в Москве

А5 Прочитайте отрывок из исторической повести и определите название города, о взятии которого в нём рассказывается.

«На шестой день осады, 21 декабря, татары снова двинулись по лестнице, неся горящие факелы. Татары уже бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех, старых и малых, никому не давали пощады. В числе немногих спасшихся был Савелий. Несмотря на ледяную воду, он переплыл Оку. В мокрой одежде, с топором за поясом, он вылез на береги остановился. В последний раз оглянулся на города. В вихре пламени и дыма выделялись колокольни горевших церквей. Савелий ясно слышал покрывавший вой и крики победителей равномерный одинокий звон набатного колокола, в который продолжал бить слепой звонарь. Так до последнего вздоха, пока его не прикончил разъярённый татарин, звонил старый слепой звонарь, призывая русский люд на защиту родины».

1) Москва

2) Владимир

3) Рязань

4) Новгород

А6 П. И. Пестель разработал первый цельный республиканский конституционный проект. Свою программы он назвал

1) «Русское слово»

2) «Русская правда»

3) «Уставная грамота»

4) «Конституция государства Российского»

А7 Официальной идеологией России в 30-е годы XIX века стала теория

1) славянофилов

2) западников

3) «официальной народности»

4) общинного социализма

А8 Главной причиной, заставившей шведов в 1721 году начать с Россией переговоры о мире, является (-ются)

1) поражение под Полтавой

2) дружеские отношения к России

3) победы русского флота

4) укрепление экономического сотрудничества

А9 Прочтите отрывок из документа и назовите фамилию политика и финансиста, о котором идёт речь.

«Приехал в Россию в 1796 году. Он был широко образованным человеком в области экономических вопросов, опытным политиком и осторожным финансистом. Современники отмечали, что он был человеком, выходящим «из ряда обыкновенных по уму, по сердцу и образу жизни». За известную независимость его не любили при дворе, но с его именем связаны и упорядочение государственного бюджета, и денежная реформа начала 1840-х годов, и организация промышленных выставок, и создание высших технических заведений. Возглавляя работу министерства, он по мере возможности пытался бороться с хищениями и злоупотреблениями чиновников своего ведомства».

1) М. М. Сперанский

2) П. Д. Киселёв

3) С. Ю. Витте

4) Е. Ф. Канкрин

А10 Укажите, когда в Москве произошло вооружённое восстание.

1) декабрь 1905 г.

2) октябрь 1905 г.

3) ноябрь 1905 г.

4) январь 1905 г.

A11 Руководители партии эсеров и большевиков призвали бойкотировать Булыгинскую думу, потому что

1) выборы были многоступенчатыми

2) вводился высокий имущественный ценз

3) Дума наделялась лишь законосовещательными функциями

4) многие категории населения лишались избирательного права

А12 Прочтите отрывок из документа и определите его автора.

«Участие социал-демократов во Временном революционном правительстве вместе с демократической мелкой буржуазией мы считаем по-прежнему допустимым, но только не с революционерами-шовинистами».

1) В. И. Ленин

2) Л. Д. Троцкий

3) Г. Е. Зиновьев

4) Н. И. Бухарин

А13 Одним из создателей «Товарищества передвижников» был

1) Кипренский О. А.

2) Крамской И. Н.

3) Айвазовский И. К.

4) Тропинин В. А.

А14 Укажите, в чём заключалась сущность продразвёрстки.

1) государство заранее сообщало крестьянству точную цифру потребности в зерне

2) выдача хлеба бедноте проводилась бесплатно

3) устанавливалась норма потребления для крестьян, а излишки изымались

4) государство получало хлеб при помощи товарообмена

А15 Что из перечисленного является одной из причин принятия курса на индустриализацию страны?

1) наличие в республиках единой социально-экономической системы

2) технико-экономическая отсталость

3) необходимость создания рыночных отношений

4) низкий уровень жизни населения

А16 В первой конференции антигитлеровской коалиции в сентябре 1941 года приняли участие

1) СССР, Франция, США

2) СССР, Франция, Великобритания

3) СССР, США, Великобритания

4) США, Великобритания, Франция

А17 Прочтите отрывок из фронтовой листовки и определите название города, об обороне которого идёт речь.

«Неравный бой отважных бойцов против семи стальных чудовищ длился около двух часов, и звериное сердце фашистов не выдержало: три танка запылали, подожжённые бутылками с горючей смесью. Четыре машины развернулись и пошли назад. Казалось бы, можно уходить, но моряки не привыкли отдавать уже занятое.

Через несколько часов снова показались фашистские танки. Разгорелся беспримерный бой отважных моряков с 15 стальными машинами».

1) Ленинград

2) Курск

3) Новороссийск

4) Севастополь

А18 Один из признаков «оттепели» выражался в

1) изменении избирательной системы

2) изменении структуры управления государством

3) демократизации системы руководства культурой

4) ослаблении роли партии в решении государственных вопросов

А19 Что из перечисленного явилось результатом «косыгинских» реформ, проводимых в конце 60-х годов?

1) развитие рыночных отношений

2) организация управления промышленностью по отраслевому принципу

3) укрупнение колхозов и совхозов

4) заинтересованность трудящихся в результате своего труда

А20 В творческий коллектив графиков и живописцев Кукрыниксы входили

1) Кандинский В. В., Грабарь И. Э., Пластов А. А.

2) Кустодиев Б. М., Филимонов П. Н., Нестеров П. М.

3) Крылов П. Н., Фаворский В. А., Петров-Водкин К. С.

4) Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов Н. А.

А21 «Яблоко», ЛДПР, «Выбор России» в 1990-х годах представляли

1) умеренно-оппозиционные партии

2) социалистические партии

3) центристские партии

4) рабочие партии


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Крестьянская война Е. Пугачёва

2) Учреждение Московского университета

3) Судебник Ивана III

4) восстание Хлопко

5) Жалованная грамота дворянству

Ответ:







В2 Какие три из перечисленных ниже положений относятся к реформе, предложенной М. М. Сперанским? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) избирательным правом пользуются все граждане России

2) четырёхступенчатые выборы в Государственную Думу

3) введение разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную

4) введение военных поселений

5) создание Негласного комитета

6) создание при Императоре совещательного органа — Государственного совета

Ответ:





В3 Установите соответствие между правителями Древней Руси и историческими событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Правители

А) Иван IV

Б) Владимир Мономах

В) княгиня Ольга

Г) Святослав

Исторические события

1) поход на половцев

2) крещение Руси

3) присоединение Казанского ханства

4) установление уроков и погостов

5) поход на Дунай

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён список художников. Все они, за исключением одного, жили в XIX веке.

1) Айвазовский Иван; 2) Брюллов Карл; 3) Ге Николай; 4) Иванов Александр; 5) Крамской Иван; 6) Рублёв Андрей.

Найдите и запишите порядковый номер фамилии художника, жившего в другом историческом периоде.

Ответ: ________________­____________________

В5 Напишите пропущенное слово.

Реформы патриарха _____________________ явились причиной раскола православной церкви.

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Строительство Зимнего дворца в Санкт- Петербурге

_______________ (А)

Растрел\и В.

Строительство Большого театра В Москве

_______________ (Б)

_______________ (В)

_______________(Г)

XIV век

Сафоний Рязанец

Создание произведения «Хождение за три моря»

_______________ (Д)

_______________ (Е)


Пропущенные элементы:

1) Афанасий Никитин

2) 1417—1418гг.

3) XIX в.

4) «Задонщина»

5) Епифаний Премудрый

6) 1466—1472 гг.

7) Бове О. И.

8) 1735-1739

9) Андрей Рублёв

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

Е








В7 Прочтите отрывок из документа.

«Считается, что указ о наборе рекрутов положил начало формированию в России регулярной армии, хотя создание регулярной русской армии началось с указа от 17 ноября 1699 г.

Армия комплектовалась солдатами на смешанной основе. Приём в армию лично свободных людей именовался «вольницей». «Даточными» назывались те, кого принудительно направляли в армию. Это были крепостные крестьяне, принадлежавшие помещикам или монастырям. Была установлена норма — 2 рекрута с каждых 500 человек крепостных. Можно было заменить одного рекрута денежным взносом в 11 рублей.

Однако первый набор показал, что «вольницы» явно недостаточно, а помещики предпочитают вместо поставки рекрутов платить деньги. В связи с этим был введён единый принцип комплектования солдатами — рекрутский набор. Рекрутские наборы являлись нерегулярными указами царя в зависимости от потребности армии.

Срок солдатской службы не определялся. Подлежащий призыву в армию мог выставить себе замену. Увольняли только полностью непригодных к службе. Солдаты по особому разрешению могли жениться, причём сыновья их сразу по рождению зачислялись на военную службу. По приказу царя при каждом полку имелась гарнизонная школа для солдатских сыновей, в которой детей обучали грамоте и ремёслам».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) создание регулярной армии в России началось при правлении царя Михаила Фёдоровича Романова.

2) единый принцип комплектования армии был введён Петром I

3) рекрутские наборы в армию проводились в зависимости от потребности армии

4) срок службы определялся в армии сроком 25 лет

5) до начала Военной реформы, проведённой Петром I, русская армия комплектовалась солдатами на смешанной основе

6) рекрутами были людьми, которые добровольно пожелали служить в армии

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).



В8 Напишите с кем Россия вела войну, осуществляя походы, отмеченные на схеме стрелками.

Ответ: ________________­____________________

В9 Напишите название бухты, обозначенной на схеме цифрой 3, где русский флот полностью уничтожил флот противника.

Ответ: ________________­____________________

В10 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 5, в котором между воюющими сторонами был подписан мирный договор.

Ответ: ________________­____________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) военные действия, изображённые на схеме, охватывают период с 1768 по 1774 годы

2) причиной войны явилось то, что Россия хотела расширить свои владения на Кавказе, подчинить Астрахань

3) в результате событий, обозначенных на схеме, Россия получила право свободного выхода в Чёрное и Средиземное моря

4) в этой войне Франция выступала союзником России

5) в 1791 году русским войскам удалось захватить Крым, блокировать пролив Дарданеллы

6) военные действия, изображённые на схеме происходили в период правления Екатерины II

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12 Какие суждения о памятнике, приведённом на иллюстрации ниже, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1) памятник посвящён победе в Отечественной войне 1812 года

2) автор памятника Иван Мартоса

3) торжественное открытие памятника состоялось в 1920 году

4) на памятнике изображены руководители второго народного ополчения

5) памятник установлен в Нижнем Новгороде

Ответ:



I

В 13 Какое из зданий, представленных ниже было построено в годы правления того императора, при котором была создана данная скульптура. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода._

Из проекта правительственной декларации по вопросам экономической политики.

«Перед лицом происходящего развала правительство считает своим долгом указать народу, каких основ социальной экономической политики оно будет придерживаться.

...Вместе с тем правительство определённо заявляет о невозможности изменения существующего хозяйственного строя на социалистический ни сейчас, ни в ближайшее за войной время. Социализм должен покоиться на мощном фундаменте всеобщей организованности, чего в России нет; на полном развитии производительных сил, к надлежащему использованию которых Россия, в сущности, ещё не приступала; наконец, переход к социалистическому строю в рамках одного государства даже невозможен.

Но для настоящего момента и ближайшего будущего настойчиво требуется устранение всякой неопределённое™ по вопросу о хозяйственном строе России. Помимо других мотивов, это требует ещё и то обстоятельство, что мощное развитие наших производительных сил немыслимо без привлечения иностранных капиталов и создания выгодных условий для их приложения. Необходимо планомерное вмешательство государства в экономическую жизнь страны, регулирование главнейших отраслей народного хозяйства. Личная инициатива и частная собственность остаются непоколебимыми, но должны стать в подчинённое положение к общему интересу.

Далёкое от мысли охватить регулированием всё народное хозяйство, правительство определит главные отрасли производства, которые должны подчиняться его общему руководству и надзору. Таковы, прежде всего, промышленное сырьё, топливо, металлы и вообще главнейшие предметы первой необходимости и жизненного обихода. Где окажется возможным по условиям хозяйственной жизни, будут введены торговые правительственные монополии».

С1 Укажите период действия правительства и его название. Почему правительство получило такое название?

С2 На основании текста укажите, что, по мнению авторов документа, является основой развития экономики России. Укажите не менее трёх факторов.

С3 Каковы итоги деятельности указанного правительства? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

С4 В Гражданской войне активное участие принимало «Белое движение». Объясните, почему это движение потерпело поражение (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке о реформах, проводимых Александром I.

«Скажем ли, повторим ли, что одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи, и значение коих остаётся доселе сомнительно...»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Иван III; 2) Александр III; 3) М. С. Горбачев; 4) князь Олег

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.