Вариант 2 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Подготовка к ЕГЭ - Учебно-методическое пособие

Вариант 2 - УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А21) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 В начале XII века республиканская форма правления сложилась в (во)

1) Москве

2) Пскове

3) Новгороде

4) Владимире

А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) восстание Хлопко

2) поход князя Олега на Царьград

3) присоединение Твери к Москве

4) созыв первого Земского собора

А3 Борьба между Москвой и Тверью за общерусское первенство завершилась в пользу Москвы в связи с тем, что

1) территория Московского княжества была более хорошо защищена от нападения врагов, чем Тверского

2) Тверское княжество было ослаблено в связи с борьбой с великим княжеством Литовским

3) Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде

4) Московские князья оказались более дальновидными политиками

А4 Церковь Успения Богоматери, прозванная Десятиной церковью, находилась в

1) Москве

2) Новгороде

3) Киеве

4) Пскове

А5 Прочитайте отрывок из исторической повести и определите, о ком из князей идёт речь.

«Принимался он нынче весной, когда писал поучение сыновьям, подсчитать дальние свои походы, насчитал восемьдесят три и бросил, со счёта сбился. Чего считать? Чай, никто и так не осмелится назвать домоседом и лежебокой. Что говорить — много сделано за полстолетия. Сбылось, кажется, всё, о чём мечталось смолоду».

1) Андрей Боголюбский

2) Владимир Мономах

3) Дмитрий Донской

4) Иван III

А6 Кто из названных реформаторов подготовил и провёл реформу государственных крестьян?

1) Н. Н. Новосильцев

2) Е. Ф. Канкрин

3) А. А. Аракчеев

4) П. Д. Киселёв

А7 Что из перечисленного произошло во время правления Николая I?

1) деятельность «Северного общества»

2) «хождение в народ»

3) строительство Транссибирской магистрали

4) принят Устав о цензуре, называемый «чугунным»

А8 К итогам Крымской войны 1853—1856 гг. относится

1) присоединение острова в дельте Дуная

2) решение о нейтрализации Чёрного моря

3) присоединение южной части Бессарабии

4) усиление позиции России на Черноморском побережье

А9 Прочтите отрывок из документа и определите название общественного направления, основные положения которого отражены в данном отрывке.

«Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный государству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на хищение одного перла из венца Мономахова.

Самодержавие составляет главное условие политического существования России...

Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий: но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского царства...»

1) радикальное

2) западническое

3) консервативное

4) славянофильское

А10 В начале XX века термин «конституционалисты» стал общепринятым обозначением

1) членов Союза русских социалистов-революционеров

2) представителей либерального движения

3) членов «Союза русского народа»

4) членов РСДРП

A11 Основной причиной создания «зубатовских» организаций послужило стремление правительства

1) взять под контроль рабочее движение

2) разрушить революционные организации изнутри путём проникновения в них сотрудников полиции

3) привлечь к революционной деятельности интеллигенцию

4) введение всеобщей трудовой повинности

А12 Прочтите отрывок из документа и укажите название подписанного договора.

«В результате этого договора Россия стала союзником Франции и врагом Великобритании. Россия присоединилась к Континентальной блокаде и получила из прусских владений Белостокский округ. Александр I признал перекроенную карту Европы и вновь созданные государства, в том числе и легитимность Варшавского герцогства».

1) Ништадский мирный договор

2) Кючук-Кайнаджирский мирный договор

3) Фридрихстамский мирный договор

4) Тильзитский мирный договор

А 13 Картину «Девятый вал» создал

1) Кустодиев Б. М.

2) Врубель М. А.

3) Айвазовский И. К.

4) Федотов П. А.

А14 Укажите, что из названного относится к политике «военного коммунизма».

1) разрешение частного предпринимательства

2) расширение рыночной торговли

3) создание ликбезов

4) введение всеобщей трудовой повинности

А15 Что из перечисленного не относится к причинам индустриализации народного хозяйства СССР?

1) создание военно-политического союза между республиками

2) необходимость усиления обороноспособности страны

3) технико-экономическая отсталость СССР

4) зависимость СССР от импорта машин и оборудования

А16 Стратегический план советского командования в 1942 году предполагал

1) оборону всей линии фронта

2) нанесение ударов по врагу под Ленинградом, на Украине, в Крыму

3) отступление к Волге с целью завлечь врага вглубь страны

4) наступление на Кавказе

А17 Прочтите отрывок из документа и укажите название конференции.

«Собственно конференция заключалась в ежедневных совместных заседаниях, за которыми следовали менее официальные (но не менее важные) разговоры за ужином, который давался по очереди каждым из участников, и во время нескольких двухсторонних бесед. Первым главным результатом, потребовавшим наиболее длительных дебатов, явилось принятие общей военной стратегии. Обнаружив, что западные партнёры всё ещё колеблются, Сталин не остановился перед жёсткими выражениями; он даже дал понять, что если вопрос о втором фронте не будет решён, то он не намерен попусту терять времени и готов уехать домой».

1) Ялтинская конференция

2) Потсдамская конференция

3) Тегеранская конференция

4) Конференция в Сан-Франциско

А18 Что из перечисленного являлось главной целью «доктрины Трумэна»?

1) поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы

2) разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз

3) создать военно-политический союз западных стран

4) не допустить дальнейшего расширения влияния СССР

А19 Укажите, что из перечисленного относится к результатам пребывания на посту М. С. Горбачева.

1) проведение приватизации

2) подписание Хасавюртинского соглашения

3) снижение темпов инфляции

4) роспуск Совета Экономической Взаимопомощи

А20 Создателем «Ленинградской симфонии» является

1) Соловьёв-Седой В. П.

2) Шостакович Д. А.

3) Пахмутова А. Н.

4) Мокроусов Б. А.

А21 Укажите фамилию политического деятеля, одержавшего победу на выборах Президента РФ в 1996 году.

1) М. С. Горбачёв

2) Д. А. Медведев

3) Б. Н. Ельцин

4) В. В. Путин


Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.

1) Полтавская битва

2) правление Бориса Годунова

3) военный совет в деревне Фили

4) отмена крепостного права

5) Крымская война

Ответ:







В2 Выберите из списка три народных волнения, относящиеся к царствованию Петра I и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) «Соляной бунт»

2) восстание горожан Астрахани

3) «Медный бунт»

4) восстание Кондратия Булавина

5) восстание башкир

6) восстание Емельяна Пугачёва

Ответ:





В3 Установите соответствие между именами и деятельностью исторических персонажей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Фамилии

А) П. А. Столыпин

Б) А. Суворов

В) С. Витте

Г) К. Булавин

Деятельность

1) Итальянский поход

2) Аграрная реформа

3) восстание на Дону

4) Военная реформа

5) Портсмутский мир

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведён перечень соборов. Все они, за исключением одного, построены в X—XII в.

1) Десятиная церковь в Киеве;

2) Софийский собор в Киеве;

3) Софийский в Новгороде;

4) Успенский собор во Владимире;

5) Благовещенский собор в Москве.

Найдите и запишите порядковый номер собора, построенного в другой исторический период.

Ответ: ______________­__________________

В5 Напишите пропущенное слово.

Судебник Ивана IV наделял _________________ правами высшего законодательного органа при царе.

В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Церковная реформа

____________ (А)

Никон

Сражение на реке Неве

____________ (Б)

____________ (В)

____________(Г)

1480 г.

Иван III, хан Ахмат

Присоединение Смоленска к Москве

____________ (Д)

____________ (Е)


Пропущенные элементы:

1) Дмитрий Донской

2) 1514 г.

3) Александр Невский

4) 1653 г.

5) Иван Грозный

6) Василий III

7) 1380 г.

8) 1240 г.

9) Стояние на реке «Угре»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

Е








В7 Прочтите отрывок из документа.

«Блестяще осуществлённый марш-маневр имел огромное стратегическое значение. Этим были созданы условия для подготовки контрнаступления. Русская армия надёжно прикрыла от неприятеля Южные губернии. В случае необходимости армия могла преградить противнику дорогу на Петербург. Из района Тарутина было удобно обеспечивать связь с 3-й армией и руководить действиями партизанских отрядов.

Численность находившихся в Таруте войск составляла 120 тысяч, а вместе с полками ополчения — 240 тысяч человек. "Каждый день, проведённый в этой позиции, был золотым днём для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались", — писал полководец».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) описанный маневр был осуществлён во время Итальянского похода

2) во главе армии, осуществившей маневр, находился А. В. Суворов.

3) предпринятый маневр изменил стратегическую обстановку в пользу русских войск

4) описанные события происходят во время правления Александра II

5) тарутинский маневр был осуществлён с целью защиты Тулы с её оружейными заводами, Брянска и Калуги с их большими продовольственными запасами

6) описанные события произошли во время Отечественной войны 1812 года

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания (В8—В11).



В8 Напишите имя царя, во время правления которого был осуществлён поход русских войск, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ: ______________­___________________

В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 3, который находился на территории Литвы и перешёл к русскому войску в результате военных действий.

Ответ: ______________­___________________

В10 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 5, в котором был заключён мирный договор между воюющими сторонами.

Ответ: ______________­___________________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) русская армия начала военные действия в 1558 году

2) во главе войск противников находился Карл XII

3) одной из причин войны является стремление России приобрести новые, хозяйственно-освоенные земли

4) походы, обозначенные на схеме стрелками, относятся к Ливонской войне

5) воюющие стороны заключили мирный договор в 1575 году

6) в результате событий, обозначенных на схеме, Россия расширила свои территориальные владения

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12 Какие суждения о картине, репродукция которой представлена ниже, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.



1) на этой картине изображён новгородский князь

2) при этом князе Русь освободилась от татаро-монгольского нашествия

3) эта картина создана в XVI веке

4) время правления князя, изображённого на картине, совпало со временем правления короля Карла XII

5) автором этой картины является П. Корин

Ответ:




В13 Какое из архитектурных сооружений, представленных ниже, построено в том же веке, в котором правил князь, изображённый на репродукции картины. В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:



Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1—С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Статья III.

Россия и Япония взаимно обязуются: возвратить в исключительное управление Китаем вполне и во всём объёме все части Манчжурии, которые нынче заняты русскими или японскими войсками.

Статья V.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой...

Статья VI.

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-Чун и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге...

Статья IX.

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории».

С1 Укажите год и место подписания мирного договора между Россией и Японией. Кто являлся императором России в тот период?

С2 На основании текста укажите не менее трёх вопросов, которые обсуждались во время подписания договора.

С3 Каков итог подписания мирного договора? Привлекая исторические знания, назовите не менее двух причин, приведших к подписанию этого договора.

С4 1598-1613 годы — это период смуты в России. Объясните, чем была вызвана смута (приведите три объяснения).

С5 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже проведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, по поводу продолжения войны с Наполеоном после изгнания французской армии с территории России.

«С. Ю. Витте - исключительно одарённый, высокой степени выдающийся государственный деятель. Он был европеец и либерал».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Ярослав Мудрый; 2) Пётр I; 3) В. В. Путин; 4) Екатерина II.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.