Раздел 5. РОССИЯ В XX - НАЧАЛЕ XXI в. (1945-2010 гг.) - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ

Група в ViberГрупа в Facebook

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Раздел 5. РОССИЯ В XX - НАЧАЛЕ XXI в. (1945-2010 гг.) - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ

Часть 1 (А)

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

1

4

3

7

2

2

4

5

1

8

2

3

3

6

2

9

2

10

3

32

4

54

3

11

4

33

3

55

4

12

2

34

1

56

2

13

2

35

4

57

2

14

2

36

2

58

4

15

2

37

3

59

3

16

3

38

2

60

1

17

2

39

3

61

1

18

1

40

4

62

2

19

3

41

4

63

1

20

3

42

1

64

4

21

3

43

2

65

4

22

2

44

4

66

3

23

1

45

2

67

2

24

2

46

3

68

2

25

3

47

2

69

2

26

4

48

1

70

4

27

3

49

1

71

1

28

1

50

3

72

4

29

3

51

3

73

3

30

1

52

2

74

1

31

1

53

4

75

2

76

4

98

3

120

4

77

2

99

3

121

3

78

3

100

2

122

4

79

1

101

4

123

3

80

1

102

3

124

4

81

4

103

2

125

2

82

2

104

1

126

3

83

2

105

3

127

3

84

1

106

4

128

1

85

1

107

3

129

4

86

1

108

2

130

4

87

3

109

4

131

4

88

1

110

2

132

2

89

4

111

3

133

2

90

1

112

3

134

1

91

3

113

4

135

1

92

3

114

4

136

4

93

3

115

3

137

3

94

3

116

3

138

2

95

1

117

4

139

3

96

3

118

1

140

3

97

4

119

3

141

4

142

2

151

1

160

3

143

1

152

3

161

4

144

3

153

3

162

3

145

3

154

4

163

3

146

4

155

3

164

3

147

1

156

3

165

1

148

1

157

2

166

4

149

1

158

3

167

3

150

2

159

4

168

4


Часть 2 (В)

№ задания

Ответ

1

31425

2

45132

3

32154

4

14325

5

41235

6

34152

7

25314

8

35214

9

15324

10

45231

11

54123

12

43125

13

32514

14

145

15

134

16

134

17

235

18

136

19

235

20

234

21

125

22

135

23

456

24

256

25

123

26

125

27

346

28

245

29

134

30

135

31

Сталин

32

Сталин

33

СЭВ

34

холоднаявойна

35

Берия

36

Хрущёв

37

Новочеркасск

38

Хрущёв

39

Хрущёв

40

Карибский

41

застой

42

Брежнев

43

Косыгин

44

застой

45

перестройка

46

Горбачёв

47

ГКЧП

48

Горбачёв

49

Сталин

50

Солженицын

51

1542

52

4521

53

2431

54

2315

55

3154

56

5231

57

2315

58

2154

59

2453

60

3415

61

5432

62

совнархозы

63

СНК

64

колхозы

65

разрядки

66

261897


Часть 3 (С)

№ задания

Тип задания

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1

С1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) руководитель СССР — Н. С. Хрущёв;

2) название периода — «оттепель»;

3) хронологические рамки — 1953-1964 гг.

2

С2

Могут быть указаны следующие характерные черты :

— относительная демократизация советского общества;

— частичная реабилитация жертв сталинского режима;

— осуждение культа личности Сталина;

— борьба между сталинистами и антисталинистами;

— расширение прав национальных республик, децентрализация власти;

— постоянная ротация (смена) партийно-государственных кадров;

— «кампанейщина», непродуманность и непоследовательность многих политических решений, связанные с личными качествами Н. С. Хрущёва

3

С3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

основные участники группы:

— В. М. Молотов, Л. М. Каганович и Г. М. Маленков.

последствие:

— постепенный отход от коллективного руководства страной

4

С1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название движения — диссидентское (диссиденты);

2) время возникновения движения — 1960-е гг.;

3) руководитель СССР в этот период — Л. И. Брежнев

5

С2

Могут быть названы следующие цели:

— демократизация политической жизни в СССР;

— предоставление населению реальных гражданских и политических прав и свобод, защита прав и свобод;

— снятие цензурных ограничений, предоставление творческой свободы интеллигенции;

— установление более тесных контактов с западными странами, снятие «железного занавеса»;

— синтез двух общественных систем (социалистической и капиталистической);

— недопущение неосталинизма;

— борьба с экстремизмом левого и правого толка

6

С3

Могут быть указаны следующие средства:

— уголовное преследование диссидентов;

— цензурные ограничения, запрет на творческую деятельность;

— помещение диссидентов в психиотрические лечебные заведения;

— высылка видных диссидентов за границу

7

С1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ввод советских войск в Афганистан произошёл в 1979 г.;

2) Афганская война началась при Л. И. Брежневе;

3) советские войска были выведены при М. С. Горбачёве

8

С2

Могут быть указаны следующие причины:

— нестабильность в Афганистане, граничившем с СССР, угрожала стабильности в советских среднеазиатских регионах;

— в условиях «холодной войны» советские власти опасались установления американского контроля над нестабильным Афганистаном;

— руководители Советской армии желали проверить эффективность боевой техники и степень обученности войск в условиях реальной, но локальной войны

9

С2

Могут быть названы следующие последствия:

— большие людские потери;

— большие материальные потери;

— падение престижа Вооружённых сил СССР;

— рост враждебного отношения к СССР в мусульманском мире;

— падение международного престижа СССР;

— усиление позиций США в среднеазиатском регионе

10

С1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период — перестройка;

2) фамилия Генерального секретаря — М.С. Горбачёв

11

С2

Могут быть названы следующие характерные черты «старого экономического механизма»:

— отсутствие частной собственности на средства производства;

— плановый характер хозяйства;

— командные (бюрократические) методы руководства экономикой;

— отсутствие материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

— бесхозяйственность, нерациональное потребление ресурсов;

— государственный контроль за ценообразованием;

— государственная монополия на внешнюю торговлю.

Могут быть названы другие характерные черты

12

С3

Могут быть названы следующие экономические реформы, преобразования периода перестройки:

— введение системы госприёмки;

— расширение самостоятельности предприятий, хозрасчёт;

— развитие кооперативного движения;

— разрешение индивидуального предпринимательства;

— создание фермерских хозяйств (признание пяти основных форм хозяйствования на селе);

— создание коммерческих банков.

Могут быть названы другие реформы, преобразования

13

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— амбиции двух сверхдержав — СССР и США;

— страх правительств западных стран перед «красной угрозой», неприятие коммунистической идеологии;

— установление контроля СССР над странами Восточной Европы, утверждение здесь коммунистических режимов вразрез прежним договорённостям;

— авторитарный режим в СССР и демократические режимы западных стран неизбежно вступали друг с другом в противоречия.

Могут быть даны другие объяснения

14

С4

Могут быть даны следующие объяснения:

— усиление культа личности Сталина как вождя победившего народа;

— многие советские граждане считали, что победа была одержана благодаря существовавшему до войны политическому режиму;

— демократические тенденции не отвечали интересам партийной верхушки во главе со Сталиным, боявшейся ответственности за свои преступления и ошибки;

— необходимость восстановления разрушенной в результате войны экономики диктовала требование сохранения жёсткой централизованной власти;

— в условиях начавшейся «холодной войны» было удобно оправдывать сохранение прежнего режима;

— многие демократические свободы, полученные населением западных стран, уже принадлежали советскому народу (советские женщины получили равные права ещё по Конституции 1918 г., с 1936 г. было закреплено право на труд).

Могут быть даны другие объяснения

15

С5

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения;

2) аргументы, например:

при выборе первой точки зрения:

— в начале правления Л. И. Брежнева были проведены экономические реформы А. Н. Косыгина, что свидетельствует о первоначальном реформаторском потенциале правления Брежнева, утраченном в результате его болезни;

— от лидера и, соответственно, его физического состояния в советской системе традиционно многое зависело;

— болезнью Брежнева воспользовалась консервативно настроенная партноменклатура, которая и несёт ответственность за «застой»;

при выборе второй точки зрения:

— все реформы были фактически свёрнуты ещё до болезни Брежнева;

— Л.И. Брежнев отличался консервативными взглядами, был против резких перемен, не был реформатором по натуре;

— с самого начала Л.И. Брежнев был марионеткой в руках партийной номенклатуры, не желавшей перемен, он сам был выходцем из неё;

— отказ от реформ был вызван тем, что в результате реформирования система могла разрушиться (что показала перестройка), а отказаться от неё правящая элита тогда была не в состоянии

16

С6

Приводится пример данного при апробации задания ответа учащегося, получившего максимальный балл при проверке (с сохранением стилистики и пунктуации ответа):

Н. С. Хрущёв — руководитель СССР в 19531964 гг. (до 1957 г. шла борьба за лидерство с Л. П. Берия, Г. М. Маленковым, В. М. Молотовым и др.).

Хотя Хрущёв был выходцем из сталинского окружения и участвовал в репрессиях, но он стал ключевой фигурой в развенчании культа личности Сталина. На XX съезде он выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Благодаря ему процесс реабилитации принял широкий характер. Из лагерей вышли многие политзаключённые, ослабла цензура, стали выходить в свет произведения о репрессиях («Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына), стали более широко обсуждаться общественные проблемы. Поэтому период правления Хрущёва получил название «оттепель». Хрущёв больше, чем Сталин, думал о людях, об их нуждах. При нём была облегчена жизнь колхозников, развернулось жилищное строительство, расширилась выплата пенсий. Но при этом Хрущёву было свойственно проведение недостаточно продуманных экономических реформ — создание совнархозов, ликвидация МТС, что только ухудшило положение. Ему была присуща «кампанейщина», в том числе кампания по посадке кукурузы. Хотя при нём произошла частичная демократизация, сам он демократом не был (разгром художников- абстракционистов, методы борьбы за власть). Хрущёв был малограмотным и импульсивным человеком. Он пытался крепить контакты с США, но при нём произошёл самый страшный международный кризис — Карибский. В 1964 г. он стал первым советским руководителем, отправленным на пенсию.

16

С6

В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).

16

С6





Критерии оценивания

Баллы

К1

Время жизни исторического деятеля

1

Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется).

1

ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.

ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель.

В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности

Указан только век, когда жил исторический деятель.

ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано

1

К2

Характеристика основных направлений деятельности и её результатов (событий, достижений и т. п.)

4


Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности (события, достижения и т. п.)

4

Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности

3

Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности.

ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности

2

Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности

1

Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана.

ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа

0





Максимальный балл

5

См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764


Тема 2. Российская Федерация в 1992 г. — 2010 гг.


Часть 1 (А)

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

1

2

11

1

21

2

2

1

12

2

22

3

3

4

13

4

23

4

4

2

14

1

24

4

5

1

15

1

25

3

6

3

16

4

26

3

7

3

17

2

27

1

8

4

18

1

28

2

9

3

19

2

29

2

10

2

20

4

30

4


Часть 2 (В)

№ задания

Ответ

1

34512

2

23415

3

45231

4

356

5

146

6

245

7

146

8

Гайдар

9

Ельцин

10

Ельцин

11

Путин

12

2143

13

Гайдар

14

дефолт

15

312457


Часть 3 (С)

№ задания

Тип задания

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1

С1

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) события относятся к 1993 г.;

2) президент — Б. Н. Ельцин

2

С2

Могут быть названы следующие причины:

— разные представления о государственном устройстве России у президента и Верховного Совета в условиях устаревшего законодательства

— нежелание Верховного Совета поддерживать курс на либеральные экономические реформы;

— конфликт идеологий в условиях новой российской государственности;

— личные амбиции президента и руководства Верховного Совета

3

С3

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) конфликт завершился победой президента и его сторонников;

2) средства:

— использование армии;

— обращение за поддержкой к населению, использование СМИ для обоснования своей позиции

4

С6

Примерный вариант ответа:

Б. Н. Ельцин — первый Президент России (с 1991 по 1999 г.). Он был партийным функционером, но во время перестройки выступил за более решительную демократизацию общества, переход к рыночной экономике, вошёл в конфликт с М. С. Горбачёвым.

В июне 1991 г. Ельцин был избран президентом в первый раз. Во время августовского путча он сыграл важную роль в его подавлении, а вскоре в Беловежской пуще подписал соглашения о прекращении существования СССР. После он выступал за установление в России президентской республики. В 1993 г. Ельцин распустил Верховный Совет и подавил вооружённое сопротивление его сторонников. Это позволило ему принять новую Конституцию, по которой устанавливалась сильная президентская власть. Б. Н. Ельцин был честолюбив, любил власть, но при нём происходили демократические процессы: СМИ получили реальную свободу, появилось много возможностей для предпринимательства. Но при Ельцине едва не распалась Россия — многие субъекты перестали слушаться Центра, произошли чеченские события. При Ельцине наполнились прилавки магазинов, но большая часть населения оказалась за гранью нищеты. Особое влияние получили олигархи.

При Ельцине сложились хорошие отношения с западными странами, но продолжилось падение международного престижа России. В последние годы своего президентства Ельцин почти утратил контроль над страной. 31 декабря 1999 г. он передал президентские полномочия В. В. Путину.

4

С6

В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).



Критерии оценивания

Баллы


К1

Время жизни исторического деятеля

1

Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля.

ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель.

1

В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности

Указан только век, когда жил исторический деятель.

ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века).

ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано

0

К2

Характеристика основных направлений деятельности и её результатов (событий, достижений и т. п.)

4

Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности (события, достижения и т. п.)

4

Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности

3

Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности.

ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности

2

Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.

ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности.

ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности

1

Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана.

ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности.

ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа

0


Максимальный балл

5


См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764












Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.