Тренировочные задания - Урок 11 - РОССИЯ В XX в. (1900-1945 гг.)

Група в ViberГрупа в Facebook

История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем

Тренировочные задания - Урок 11 - РОССИЯ В XX в. (1900-1945 гг.)

Часть 1 (А)

При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.

Знание дат

1. Антибольшевистское восстание в Кронштадте под лозунгом «Власть Советам, а не партиям!» произошло в

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1921 г.

4) 1924 г.

2. Х съезд РКП(б), на котором был провозглашён переход к новой экономической политике (нэпу), произошёл в

1) 1918 г.

2) 1921 г.

3) 1924 г.

4) 1927 г.

3. Денежная реформа с введением золотого червонца была проведена в СССР в

1) 1922-1924 гг.

2) 1930-1932 гг.

3) 1935-1937 гг.

4) 1939-1940 гг.

4. Комиссия по разработке плана электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в

1) начале 1920-х гг.

2) начале 1930-х гг.

3) конце 1930-х гг.

4) конце 1940-х гг.

5. И. В. Сталин занял пост генерального секретаря РКП(б) в

1) 1917 г.

2) 1922 г.

3) 1929 г.

4) 1936 г.

6. В декабре 1922 г.

1) подписан Договор об образовании СССР

2) принята «сталинская» Конституция СССР

3) подписан сепаратный мирный договор с Германией

4) принята Декларация прав народов России

7. Кризис хлебозаготовок, ставший одной из причин «Великого перелома», перехода к массовой коллективизации, произошёл в СССР в

1) 1918-1918 гг.

2) 1920-1921 гг.

3) 1927-1928 гг.

4) 1935-1936 гг.

8. И. В. Сталин объявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса» в

1) 1921 г.

2) 1924 г.

3) 1929 г.

4) 1934 г.

9. Какое из названных событий произошло в 1928 г.?

1) принятие первой Конституции СССР

2) введение паспортной системы

3) убийство С. М. Кирова

4) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

10. Какие из названных событий относятся к периоду 1930-1934 гг.?

1) образование СССР, смерть В. И. Ленина

2) введение паспортной системы, вступление СССР в Лигу Наций

3) хлебозаготовительный кризис, принятие первого пятилетнего плана

4) принятие второй («сталинской») Конституции СССР, бои на реке Халхин-Гол

11. 1918, 1924, 1936 — это даты, связанные с

1) принятием советских конституций

2) военными конфликтами с западными странами

3) сменой руководства Коммунистической партии

4) присоединением к Советскому государству новых территорий

12. Стахановское движение развернулось в СССР в

1) начале 1920-х гг.

2) середине 1930-х гг.

3) конце 1940-х гг.

4) начале 1950-х гг.

13. Какое из перечисленных событий произошло позже остальных?

1) провозглашение политики раскулачивания

2) создание Союза Советских Социалистических Республик

3) принятие «сталинской» Конституции

4) переход к нэпу

14. Генуэзская конференция, на которой состоялся «дебют советской дипломатии», проходила в

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1922 г.

4) 1924 г.

15. В каком году началась полоса дипломатического признания СССР ведущими державами?

1) 1918 г.

2) 1924 г.

3) 1939 г.

4) 1956 г.

16. Военное столкновение между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол произошло в

1) 1928 г.

2) 1934 г.

3) 1939 г.

4) 1941 г.

17. Какое из названных событий произошло в 1939 г.?

1) вступление СССР в Лигу Наций

2) столкновение советско-японских войск у озера Хасан

3) роспуск Коминтерна

4) начало войны СССР с Финляндией

18. Какое из названных событий произошло в 1930-е гг.?

1) принятие первого пятилетнего плана

2) создание СССР

3) провозглашение нэпа

4) образование Союза советских писателей


Знание понятий

19. Как называется характерная для нэпа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование

2) приватизация

3) синдицирование

4) концессия

20. План ГОЭЛРО — это план

1) перехода к политике «военного коммунизма»

2) пятилетнего развития народного хозяйства

3) электрификации страны

4) коллективизации сельского хозяйства

21. План объединения советских республик в результате их вхождения в состав РСФСР, предложенный И. В. Сталиным, получил название плана

1) автономизации

2) федерализации

3) советизации

4) коллективизации

22. В Конституции 1924 г. СССР был провозглашён

1) Федерацией республик

2) Союзом автономий

3) Конфедерацией регионов

4) унитарным государством

23. Как согласно Конституции СССР 1924 г. назывался высший орган законодательной власти СССР?

1) Совет народных комиссаров

2) Всесоюзный съезд Советов

3) Совет Союза

4) Съезд народных депутатов СССР

24. Высшим органом исполнительной власти в 1930-е гг. был

1) Комитет министров

2) Верховный Совет СССР

3) Совет министров

4) Совет народных комиссаров

25. Политика создания в СССР подконтрольного государству крупного сельского хозяйства взамен массы мелких индивидуальных хозяйств называлась

1) коллективизацией

2) муниципализацией

3) секуляризацией

4) национализацией

26. Появление какого понятия связано со временем проведения массовой коллективизации в СССР?

1) нэпман

2) подкулачник

3) басмач

4) трудовик

27. К советской государственной системе 1930-х гг. относится понятие

1) НКВД

2) совнархозы

3) Съезд народных депутатов

4) Совет министров

28. Существовавшие в 1920-1930-е гг. в СССР народные комиссариаты — это

1) центральные органы государственного управления

2) органы ВЧК, отвечавшие за борьбу с контрреволюцией в районах

3) отделы в Красной Армии, созданные для политработы в войсках

4) органы местного самоуправления

29. Возникшее в конце 1920-х гг. понятие «Великий перелом» связано с переходом от

1) плановой экономики к свободной рыночной

2) «военного коммунизма» к новой экономической политике

3) различных форм хозяйствования к коллективной

4) гражданской войны к миру

30. Одно из оппозиционных по отношению к И. В. Сталину направлений в период внутрипартийной борьбы середины 1920-х гг. получило название

1) космополитизм

2) троцкизм

3) антоновщина

4) нечаевщина

31. Оборонительная линия, которую штурмовали советские войска в войне с Финляндией в 1939 г., называлась

1) «Линия Мажино»

2) «Линия Маннергейма»

3) «Линия Керзона»

4) «Железный вал»

32. Преобразования, проводившиеся в 1920-1930-е гг. в духовной сфере жизни советского общества, получили название

1) Серебряный век

2) культурная революция

3) гласность

4) оттепель

33. Как называется художественный метод, утвердившийся в советском искусстве в 1930-е гг., который требовал изображать действительность не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса?

1) критический реализм

2) революционный конструктивизм

3) пролетарский авангардизм

4) социалистический реализм


Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений

34. К требованиям участников Кронштадтского восстания 1921 г. относится

1) восстановление монархии

2) ликвидация продразвёрстки и продотрядов

3) отмена декретов о национализации крупной промышленности

4) введение монополии внешней торговли

35. Нэп — это политика, которая предусматривала

1) введение всеобщей трудовой повинности

2) запрет на любую частную собственность

3) передачу железнодорожного транспорта в частные руки

4) разрешение аренды мелких предприятий частными лицами

36. В годы новой экономической политики

1) большинство мелких промышленных предприятий находилось в руках частников

2) активно проводилась национализация предприятий

3) проводилась массовая коллективизация сельского хозяйства

4) была запрещена частная торговля

37. В период нэпа

1) была отменена государственная монополия внешней торговли

2) осуществлялась политика форсированной индустриализации

3) была провозглашена свобода торговли

4) земля и её недра были переданы в частную собственность

38. Для позиции И. В. Сталина в 1922 г. по вопросу создания союзного государства было характерно

1) предложение ограничить членство в союзном государстве народами славянского происхождения

2) стремление к объединению на началах конфедерации

3) отрицание идеи объединения как таковой

4) стремление обеспечить приоритет РСФСР в будущем союзе

39. Какое из указанных положений относится к принципам создания союзного государства, закреплённым в Конституции СССР 1924 г.?

1) советские республики входят в состав РСФСР на правах автономий

2) республикам передаются вопросы обороны, внешней политики и внешней торговли

3) советские республики равноправны

4) количество республик в составе СССР остаётся неизменным

40. Что из названного относится к проявлению кризиса нэпа?

1) гиперинфляция и кризис денежной системы

2) резкий рост внешней задолженности СССР перед западными странами

3) восстание матросов в Кронштадте

4) хлебозаготовительный кризис

41. Созданная в 1930-х гг. в СССР экономическая система характеризовалась

1) предельным ограничением сферы деятельности рыночных механизмов

2) невмешательством государства в хозяйственную сферу

3) преимущественным развитием лёгкой промышленности

4) децентрализацией планирования и управления производством

42. В период индустриализации в СССР

1) наиболее быстрыми темпами развивалась лёгкая промышленность

2) по объёму промышленного производства СССР вышел на одно из первых мест в мире

3) определяющую роль играли иностранные капиталовложения

4) сохранялась массовая безработица

43. В первые пятилетки особое внимание советского руководства было направлено на развитие

1) лёгкой промышленности

2) сельского хозяйства

3) тяжёлой промышленности

4) сферы услуг

44. Что из названного характеризует советскую экономическую систему 1930-х гг.?

1) плановый характер экономики

2) зависимость от поставок товаров из западных стран

3) баланс рыночных и командно-административных механизмов управления экономикой

4) низкие темпы развития тяжёлой промышленности

45. Политику коллективизации в СССР характеризует

1) создание Крестьянского банка для кредитования крестьянских хозяйств

2) возрождение крестьянской общины

3) меры государства по поощрению создания фермерских хозяйств

4) насильственное объединение индивидуальных крестьянских хозяйств

46. Что из названного характеризует внутрипартийную ситуацию в ВКП(б) в конце 1930-х гг.?

1) существование внутри партии оппозиционных групп

2) большая самостоятельность местных партийных организаций

3) исключительно коллективное решение самых важных вопросов, стоявших перед партией

4) культ личности партийного вождя

47. К середине 1930-х годов в СССР

1) господствующей идеологией стало православие

2) марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией

3) стало допустимым инакомыслие

4) утвердилась идеология либеральной демократии

48. Что из перечисленного относится к периоду, известному под названием «полоса признания» СССР?

1) Мюнхенское соглашение

2) подписание советско-германского договора о ненападении

3) создание Коминтерна

4) установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией

49. Что из названного характеризует советскую внешнюю политику в 1934-1938 гг.?

1) отказ от поддержки международного коммунистического движения

2) выдвижение плана создания системы коллективной безопасности

3) партнёрские отношения с Германией

4) отказ от сотрудничества с Лигой Наций

50. Что из названного характеризует внешнюю политику СССР в период с августа 1939 г. по июнь 1941 г.?

1) присоединение бывших территорий Российской империи

2) союз с Англией и Францией против Германии

3) окончательный отказ от идеи мировой революции

4) активная деятельность в международных организациях, в том числе в Лиге Наций

51. Секретные протоколы к пакту о ненападении 1939 г. между Германией и СССР предусматривали

1) раздел сфер влияния в Восточной Европе

2) роспуск Коминтерна

3) совместные военные действия против Англии и Франции

4) передачу СССР контроля над проливами Босфор и Дарданеллы

52. Основателями новых театров в 1920-е гг. были

1) Б. М. Кустодиев, К. С. Малевич

2) В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов

3) М. А. Булгаков, Н. Ф. Погодин

4) С. М. Эйзенштейн, И. А. Пырьев

53. Что из перечисленного характеризовало «культурную революцию» в СССР 1930-х гг.?

1) воспитание человека нового советского общества

2) разнообразие используемых деятелями культуры художественных форм и методов

3) союз государства и церкви в деле воспитания

4) воспитание уважения к традициям русской культуры

54. К политике советского правительства в сфере культуры в 1930-е гг. относилось

1) поощрение авангардного направления в искусстве

2) активное развитие культурных связей с западными странами

3) установление идеологического контроля над искусством и литературой

4) массовое закрытие театров и библиотек


Знание причин и следствий

55. Что из перечисленного относится к причинам острого кризиса 1920 - начала 1921 г.?

1) недовольство крестьян введением продналога

2) наступление А. И. Деникина на Москву

3) проведение денежной реформы

4) негативные последствия политики «военного коммунизма»

56. Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний конца 1920 - начала 1921 г.?

1) сохранение продразвёрстки

2) отмена монополии внешней торговли

3) переход к нэпу

4) низкие закупочные цены на хлеб и продовольствие

57. Что из названного относится к результатам нэпа?

1) ликвидация безработицы

2) восстановление довоенных (1913 г.) показателей экономического развития

3) создание колхозного строя в деревне

4) создание мощного военно-промышленного (оборонного) комплекса

58. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства

1) сохранить общинное самоуправление

2) заменить продразвёрстку продналогом

3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством

4) найти средства для финансирования индустриализации

59. Что из названного стало последствием коллективизации в конце 1920-х - начале 1930-х гг.?

1) отчуждение крестьян от собственности и результатов труда

2) значительный рост поголовья скота

3) значительное улучшение материальных условий жизни крестьян

4) прекращение вывоза зерна за границу

60. Что было одним из последствий индустриализации в СССР в 1920-1930-е гг.?

1) создание военно-промышленного комплекса

2) ликвидация дефицита промышленных товаров

3) интеграция в мировую экономику

4) развитие частного сектора в экономике

61. В результате внутрипартийной борьбы середины и второй половины 1920-х гг. в СССР

1) утвердилась многопартийная система

2) основой политического курса стал тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране

3) была разрешена деятельность оппозиции

4) произошёл переход к политике «военного коммунизма»

62. Что из названного относится к последствиям победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе?

1) утверждение внутрипартийной демократии

2) критика со стороны руководства ленинского наследия

3) раскол партии на большевиков и меньшевиков

4) установление в партии и стране культа личности

63. Одно из последствий массовых репрессий 1930-х гг.

1) рост гражданской активности населения

2) массовое сопротивление террору

3) формирование у людей готовности к подчинению

4) исключение из Конституции СССР 1936 г. положений о правах и свободах личности

64. Что из названного стало последствием подписания в 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа?

1) вступление СССР и Германии в Лигу Наций

2) проведение Мюнхенской конференции и передача Германии Судетской области

3) роспуск Коминтерна

4) раздел между Германией и СССР сфер интересов в Восточной Европе

65. Последствием нападения СССР на Финляндию в 1939 г. стал(-о)

1) ультиматум Керзона и начало войны с Англией

2) присоединение всей территории Финляндии к СССР

3) исключение СССР из Лиги Наций

4) самороспуск Коминтерна, руководство которого отказалось поддержать СССР

66. В результате советско-финляндской войны 19391940 гг.

1) СССР отодвинул границу от Ленинграда, была создана военно-морская база на полуострове Ханко

2) Финляндия вошла в состав СССР на правах союзной республики

3) был заключён мир без территориальных уступок с обеих сторон

4) в Финляндии пришло к власти дружественное СССР правительство, был заключён советско-финляндский оборонительный союз

67. Что из названного относится к результатам государственной политики в СССР в области культуры в конце 1930-х гг.?

1) расцвет авангардного искусства

2) ликвидация массовой неграмотности

3) усиление роли религии в духовном воспитании трудящихся

4) обеспечение и защита идейного многообразия в области культуры


Поиск информации в источнике

68. Прочтите отрывок из резолюции и укажите год её принятия.

«Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием, причём перед выборами провести свободную предварительную агитацию всех рабочих и крестьян. Принята подавляющим большинством всего гарнизона Кронштадта».

1) 1918 г.

2) 1921 г.

3) 1929 г.

4) 1936 г.

69. Прочтите отрывок из статьи деятеля русской эмиграции С. Е. Чахотина (1921 г.) и укажите название идейного течения, позиции которого изложены в отрывке.

«Большевизм с его крайностями и ужасами — это болезнь, но вместе с тем закономерное, хотя и неприятное состояние нашей страны в процессе её эволюции. Наш долг — помочь лечить раны больной родине, любовно отнестись к ней, не считаясь с её приступами горячечного бреда. Надо признать, что в самом большевизме, наряду с ворохом уродливых его проявлений, есть несомненные здоровые начала...»

1) «сменовеховство»

2) «непротивление злу»

3) «коллаборационизм»

4) «еврокоммунизм»

70. Прочтите отрывок из документа и укажите дату его принятия.

«Союз... является добровольным объединением равноправных народов... за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза... доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем ... новое, союзное государство, послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

1) 1917 г.

2) 1919 г.

3) 1920 г.

4) 1922 г.

71. Прочтите отрывок из письма в ЦК ВКП(б) и укажите дату его написания.

«Мне кажется, вот этому вопросу, вопросу ликвидации нэпа, пора бы уделить максимум внимания, так как противно видеть здесь, в Советском государстве, фигуры, не лезущие в двери. Мне лично кажется, что никакой. существенной пользы нет нам, как совгосударству, от этого нэпа; правда, было время, когда он был полезен, но сейчас вреден».

1) 1919 г.

2) 1921 г.

3) 1926 г.

4) 1934 г.

72. Прочтите отрывок из письма М. И. Калинину (1931 г.) и укажите название политики, о которой идёт речь.

«Мы, крестьяне-труженики и дети наши, закалены на стуже и жаре, но без всякого приюта и дикари не жили. Вот уже 5 месяцев как мы выселены и стали не похожи на людей: питаемся травой, хлеба нам не выдают, а заработать нам негде. Мы. разграблены местными властями. Кто подлежал высылке, те все дома, а мы по личным счетам выселены».

1) раскулачивание

2) ликвидация помещичьего землевладения

3) освоение целины

4) уравнительный передел

73. Прочтите отрывок из сообщения газеты «Правда» и укажите, в каком году оно было опубликовано.

«Забойщик шахты “Центральная-Ирмино” тов. Стаханов, в ознаменование 21-й годовщины Международного юношеского дня, поставил новый всесоюзный рекорд производительности труда на отбойном молотке. За 6-часовую смену Стаханов дал 102 тонны угля, что составляет 10 проц. суточной добычи шахты».

1) 1918 г.

2) 1926 г.

3) 1935 г.

4) 1941 г.

74. Прочтите отрывок из Постановления ЦИК и СНК СССР и укажите год, в котором оно было принято.

«В целях лучшего учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек и разгрузки этих населённых мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населённых мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Установить по Союзу ССР единую паспортную систему на основании положения о паспортах...»

1) 1922 г.

2) 1932 г.

3) 1941 г.

4) 1945 г.

75. Прочтите отрывок из «Письма к съезду» В.И. Ленина и укажите фамилию деятеля партии, о котором идёт речь.

«[Он], сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. <...> [Он] слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека».

1) Г. Е. Зиновьев

2) Н. И. Бухарин

3) Л. Д. Троцкий

4) И. В. Сталин

76. Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится упоминаемое в нём событие.

«Выход в свет “Краткого курса истории ВКП(б)” является крупнейшим событием в идейной жизни большевистской партии. С появлением “Краткого курса истории ВКП(б)” партия получила новое могучее идейное оружие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма».

1) 1920-е гг.

2) 1930-е гг.

3) 1940-е гг.

4) 1950-е гг.

77. Прочтите отрывок из постановления Ростовской городской конференции профсоюзов и укажите название международной конференции, об участии в которой советских делегатов идёт речь.

«1) Настаивать, чтобы делегаты РСФСР на ... конференции против претензий мировой буржуазии предъявили счёт русских трудящихся масс. В этот счёт должны быть включены все жертвы, которые русский народ понёс благодаря военным интервенциям Антанты. Наши делегаты. должны поставить в счёт мировой буржуазии и Колчака, и Деникина, и Врангеля, и всех наёмников капитала, разоривших русский народ.

2) Вождь революционного пролетариата на конференцию ... ехать не должен».

1) Генуэзская

2) Парижская

3) Тегеранская

4) Мюнхенская

78. Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию государственного деятеля СССР, подписавшего упомянутый договор.

«При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопросы о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату».

1) Л. Д. Троцкий

2) М. М. Литвинов

3) В. М. Молотов

4) Г. В. Чичерин

79. Прочтите документ и укажите название художественного метода, в нём охарактеризованного.

«Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он ещё не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: “Вот ваш социализм”, — вы скажете правду. Но... эта правда в самом деле неправда. Правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша. Правда — это завтрашний день».

1) соцреализм

2) постмодернизм

3) неоклассицизм

4) эгофутуризм

80. Прочтите отрывок из документа и определите время его появления.

«Поворот в сторону советской власти беспартийных писателей и огромный рост пролетарской художественной литературы со всей настойчивостью выдвинули задачи объединения писательских сил — как партийных, так и беспартийных — в единую писательскую организацию. Историческое решение ЦК ВКП(б) ... указало на создание единого Союза советских писателей, как на организационную форму этого объединения».

1) 1919 г.

2) 1924 г.

3) 1934 г.

4) 1940 г.


Часть 2 (В)

Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

Установление хронологической последовательности

1. Расположите следующие события советской истории в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) судебный процесс над Н.И. Бухариным

2) создание Совета народных комиссаров

3) провозглашение политики «ликвидации кулачества как класса»

4) принятие на X съезде РКП(б) резолюции «О единстве партии»

5) убийство С. М. Кирова







2. Расположите понятия, термины, аббревиатуры в хронологической последовательности их появления. Запишите цифры, которыми обозначены понятия, термины, аббревиатуры, в правильной последовательности в таблицу.

1) раскулачивание

2) стахановец

3) ВЧК

4) Совет народных комиссаров

5) РККА







3. Расположите следующие события экономической истории СССР 1920-1930-х гг. в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) переход к новой экономической политике (нэпу)

2) ввод в эксплуатацию Сталинградского тракторного завода

3) принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР

4) денежная реформа, введение свободно конвертируемого золотого червонца

5) национализация железнодорожного транспорта







4. Расположите следующие термины, понятия, связанные с внешней политикой, международным положением нашей страны в первой половине XX в., в хронологической последовательности их возникновения. Запишите цифры, которыми обозначены термины, понятия, в правильной последовательности в таблицу.

1) антигитлеровская коалиция

2) система коллективной безопасности

3) «полоса дипломатического признания»

4) Антанта

5) «холодная война»







5. Расположите следующие произведения в хронологической последовательности их создания. Запишите цифры, которыми обозначены произведения, в правильной последовательности в таблицу.

1) фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский»

2) роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»

3) балет И. Ф. Стравинского «Жар-птица»

4) поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

5) картина А. А. Иванова «Явление Христа народу»







Группировка фактов

6. Какие три из перечисленных явлений относятся к новой экономической политике? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) всеобщая трудовая повинность

2) продразвёрстка

3) частная аренда мелких и средних предприятий

4) бесплатные коммунальные услуги

5) концессии иностранным предпринимателям

6) существование конвертируемой золотой валюты — червонца





7. Какие три из перечисленных положений легли в основу созданного в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) законодательное закрепление преимуществ русской нации в союзном государстве

2) отказ от разработки общей союзной Конституции

3) передача полномочий по обороне страны союзному центру

4) равенство всех союзных республик

5) сохранение за республиками полной самостоятельности в проведении внешней политики

6) существование единой денежной единицы





8. Появление, широкое распространение каких трёх из перечисленных понятий, терминов, аббревиатур относится к 1920-1930-м гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) космополит

2) КГБ

3) стахановец

4) вредитель

5) ГУЛАГ

6) гласность





9. Какие три из перечисленных документов были приняты в 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Декрет о мире

2) «сталинская» Конституция СССР

3) резолюция «О единстве партии»

4) резолюция «О выполнении пятилетнего плана развития промышленности»

5) закон «О вхождении Западной Украины в состав СССР»

6) декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»





10. Какие три из перечисленных событий относятся к политической истории СССР 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) судебный процесс над Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым

2) убийство С. М. Кирова

3) назначение И. В. Сталина генеральным секретарем ЦК РКП (б)

4) казнь царской семьи

5) издание «Краткого курса истории ВКП(б)»

6) убийство П. А. Столыпина





11. Какие из перечисленных положений характеризуют политический режим 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) альтернативные выборы

2) многопартийность

3) обеспечение свободы вероисповедания граждан

4) культ личности

5) запрет на создание внутрипартийных групп и платформ

6) цензура периодической печати





12. Какие из перечисленных внешнеполитических событий относятся к 1918-1928 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) принятие СССР в Лигу Наций

2) заключение Рапалльского договора с Германией

3) советско-финляндская война

4) столкновение с японцами на озере Хасан

5) участие советских представителей в Генуэзской конференции

6) дипломатическое признание СССР со стороны Великобритании и Франции





13. Какие из перечисленных событий относятся к 1939-1940 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) советско-финляндская война

2) принятие СССР в Лигу Наций

3) ввод советских войск в Эстонию

4) дипломатическое признание СССР со стороны США

5) участие советских представителей в Генуэзской конференции

6) советско-англо-французские переговоры о совместной защите стран Восточной Европы





14. Какие три из перечисленных произведений были созданы в 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) роман М. С. Булгакова «Мастер и Маргарита»

2) скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница»

3) балет П. А. Чайковского «Лебединое озеро»

4) картина М. А. Врубеля «Демон»

5) песня И. О. Дунаевского «Марш энтузиастов»

6) поэма А. А. Блока «Двенадцать»





15. Какие три из перечисленных художественных произведений относятся к первой половине XX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»

2) роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

3) картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»

4) роман М. И. Шолохова «Тихий Дон»

5) фильм Э. А. Рязанова «Берегись автомобиля!»

6) картина К. С. Малевича «Чёрный квадрат»





16. Какие три из перечисленных черт характеризуют развитие отечественной науки в 1930-х гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) партийный контроль над наукой

2) отсутствие связи между наукой и производством

3) тесное сотрудничество отечественных и зарубежных учёных

4) спонсирование науки со стороны отечественных предпринимателей

5) значительное расширение сети научных учреждений

6) репрессии против ряда видных отечественных учёных





Поиск информации в источнике

17. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и напишите сокращённое название экономической политики, о которой в нём говорится.

«Помимо теоретических проблем, переход к продналогу ставил чисто практический вопрос: если деревня даст городу безвозмездно в форме продналога лишь часть необходимых ему продуктов, то как «взять» недостающее? Вставала задача формирования фонда промышленных товаров и налаживания товарообмена с крестьянством. Концессии, широкое привлечение иностранного капитала, даже использование золотого фонда страны для закупок товаров широкого потребления были тогда, по мысли Ленина, единственной реальной возможностью быстрого создания и увеличения этого фонда».

Ответ: ________________­______________­________________.

18. Напишите сокращённое название экономической политики Советского государства, о которой В. И. Ленин говорил в речи от 6 марта 1922 г.

«Отступление в смысле того, какие уступки мы капиталистам делаем, закончено... Наше экономическое отступление мы теперь можем остановить. Достаточно. Дальше назад мы не пойдём, а займёмся тем, чтобы правильно развернуть и группировать силы. ... Переход к коммунизму возможен и через государственный капитализм, если власть в государстве в руках рабочего класса. Это именно и есть “наш теперешний случай”, “государственный капитализм в пролетарском государстве”».

Ответ: ________________­______________­________________.

19. Прочтите отрывки из документов (1922 г.) и напишите фамилию автора сформулированного в них подхода к объединению советских республик.

«Важно, чтобы мы не давали пищи “независимцам”, не уничтожали их независимости, а создавали ещё новый этаж, федерацию равноправных республик».

«Мы признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию».

Ответ: ________________­______________­________________.

20. Прочтите выдержку из речи М. И. Калинина и напишите сокращённое название государства, о создании которого идёт речь.

«Самое трудное — положить начало, заложить фундамент. И сегодня четыре советских самостоятельных республики заложили фундамент. Я уверен, что успех начатого нами дела, при поддержке трудящихся, обеспечен».

Ответ: ________________­______________­________________.

21. Прочтите отрывок из речи И.В. Сталина и напишите название политики, в ней охарактеризованной.

«Нужно покрыть все районы нашей страны, без исключения, колхозами (и совхозами), способными заменить, как сдатчика хлеба, не только кулаков, но и индивидуальных крестьян».

Ответ: ________________­______________­________________.

22. Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название политики в сфере экономики, об успехах которой идёт речь.

«...разворачивались новые стройки: Магнитогорск, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре, начиналось стахановское движение. Молодёжь была охвачена энтузиазмом...»

Ответ: ________________­______________­________________.

23. Прочтите отрывок из статьи в газете от 14 сентября 1935 г. и напишите название движения, частью которого стал описываемый рекорд.

«Соревнование лучших шахтёров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. Работая на ковке коленчатых валов, тов. Бусыгин при норме в 657 валов за смену выковал 11 сентября 1001 вал, а 13 сентября перекрыл собственный рекорд, выковав 1005 валов».

Ответ: ________________­______________­________________.

24. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и напишите название политического процесса, который вызвал такую реакцию в стране.

«В коллективах требовали немедленного созыва собраний, организации митингов. На собраниях рабочие высказывались за усиление внимания администрации к нуждам производства, за усиление охраны предприятий. Из наблюдений ОГПУ в Ленинграде: “Рабочие тщательно обсуждают сейчас каждую неуладку на производстве, подозревая злой умысел; часто слышны выражения: “не второй ли Донбасс у нас?” В форме “спецеедства” выплеснулся на поверхность чрезвычайно больной для рабочих вопрос о социальной справедливости. ... Происками контрреволюции объявлялись в коллективах, например, задержка с выплатой заработка на два-три часа, снижение расценок и т. д.».

Ответ: ________________­______________­________________.

25. Прочтите отрывок из воспоминаний К. Симонова и напишите фамилию советского руководителя, о последствиях убийства которого вспоминает писатель.

«Тому, в чьей памяти не остался декабрь 1934 года, наверное, даже трудно представить себе, какой страшной силы и неожиданности ударом было [его] убийство ... Было что-то зловещее и страшное в самом убийстве, и в том, что оно произошло в Смольном, и в том, что туда сорвался и поехал из Москвы Сталин, и в том, как об этом писали...»

Ответ: ________________­______________­________________.

26. Прочтите отрывок из исторического очерка и напишите название страны, которой СССР оказывал описанную помощь.

«Эта помощь была двоякого рода: посылка высших командиров и командиров менее высокого ранга; поставки самой разнообразной военной техники.

Что касается военных специалистов, то они начали прибывать... организованными группами в середине октября, проехав транзитом по чужим паспортам через французскую территорию либо морским путём на советских транспортах.

До середины октября 1936 г. только небольшие группы добровольцев, асов бомбардировочной и истребительной авиации, получили разрешение отправиться в республиканскую зону в индивидуальном порядке».

Ответ: ________________­______________­________________.

27. Прочтите отрывок из официального сообщения Телеграфного агентства СССР (ТАСС) и напишите название страны, война СССР с которой стала причиной описанных событий.

«Совет Лиги Наций принял 14 декабря резолюцию об “исключении” СССР из Лиги Наций с осуждением действий СССР. Лига Наций, по милости её нынешних режиссёров, превратилась из кое-какого “инструмента мира”, каким она могла быть, в действительный инструмент. по поддержке и разжиганию войны в Европе».

Ответ: ________________­______________­________________.

28. Прочтите отрывок из письма писателя правительству СССР (1930 г.) и напишите фамилию автора письма.

«...Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала — мой писательский долг. Последние мои черты в погубленных пьесах “Дни Турбиных”, “Бег” и в романе “Белая гвардия”: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».

Ответ: ________________­______________­________________.


Систематизация фактов, понятий

29. Установите соответствие между датами и событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДАТЫ

А) 1921 г.

Б) 1922 г.

В) 1924 г.

Г) 1929 г.

СОБЫТИЯ

1) Генуэзская конференция

2) начало массовой коллективизации

3) заключение Брестского мира

4) принятие Конституции СССР

5) переход к нэпу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






30. Установите соответствие между событиями и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) I съезд Советов СССР

Б) принятие первой Конституции СССР

В) образование Латвийской ССР

Г) вступление СССР в Лигу Наций

ДАТЫ

1) 1920 г.

2) 1922 г.

3) 1924 г.

4) 1934 г.

5) 1940 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






31. Установите соответствие между территориями и датами их вхождения (включения) в состав СССР: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ТЕРРИТОРИИ

А) Армения

Б) Бессарабия

В) Кёнигсбергская область

Г) Западная Украина

ДАТЫ

1) 1922 г.

2) 1930 г.

3) 1939 г.

4) 1940 г.

5) 1945 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






32. Установите соответствие между политической деятельностью и фамилиями государственных и партийных деятелей, её осуществлявшими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) руководство Военно-революционным комитетом в октябре 1917 г. и Реввоенсоветом в годы Гражданской войны

Б) выдвижение плана «автономизации» при обсуждении принципов объединения советских республик в 1922 г.

В) выступление в начале 1918 г. против подписания мира с Германией и призыв превратить войну с ней в революционную войну против мирового капитализма

Г) руководство Наркоматом иностранных дел в 1930-е гг., разработка плана создания системы коллективной безопасности

ФАМИЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПАРТИЙНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

1) И. В. Сталин

2) М. М. Литвинов

3) Л. Д. Троцкий

4) М. И. Калинин

5) Н. И. Бухарин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






33. Установите соответствие между датами и событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ДАТЫ

А) 1917 г.

Б) 1922 г.

В) 1929 г.

Г) 1936 г.

СОБЫТИЯ

1) разгром войск П. Н. Врангеля в Крыму

2) создание СССР

3) создание Временного правительства

4) публикация статьи И.В. Сталина «Год Великого перелома»

5) принятие второй Конституции СССР

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






34. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью в 19201930-х гг.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) И. В. Сталин

Б) В. И. Ленин

В) М. И. Калинин

Г) В. М. Молотов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1) первый председатель СНК, автор плана образования СССР как добровольного союза равноправных республик

2) председатель ВЦИК СССР, «всесоюзный староста»

3) нарком иностранных дел СССР

4) автор плана вхождения республик в состав РСФСР на правах автономий, генеральный секретарь ЦК РКП(б) — ВКП(б)

5) нарком внутренних дел СССР

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






35. Установите соответствие между политическими событиями и годами, в которые они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) процесс над М. Н. Тухачевским

Б) высылка Л. Д. Троцкого из СССР

В) открытый судебный процесс над партией эсеров

Г) убийство С. М. Кирова

ГОДЫ

1) 1922 г.

2) 1929 г.

3) 1934 г.

4) 1937 г.

5) 1940 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






36. Установите соответствие между терминами, относящимися к жизни в СССР в 1930-е гг., и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ТЕРМИНЫ

А) ГУЛАГ

Б) «тройка»

В) террор

Г) соцреализм

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) политика, направленная на устрашение

2) форма движения передовиков в промышленности

3) орган, руководивший исправительно-трудовыми колониями

4) внесудебный орган, выносивший приговоры по политическим обвинениям

5) художественный метод, утвердившийся в советском искусстве

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






37. Установите соответствие между понятиями, появление которых относится к первой половине XX в., и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ПОНЯТИЯ

А) стахановец

Б) ВЧК

В) нэпман

Г) СНК

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) высший орган исполнительной власти с 1917 г.

2) участник социалистического соревнования

3) предприниматель 1920-х гг.

4) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем

5) высший законодательный орган по Конституции 1936 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






38. Установите соответствие между годами и событиями внешней политики СССР в 1930-е гг.: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГОДЫ

А) 1933 г.

Б) 1934 г.

В) 1938 г.

Г) 1939 г.

СОБЫТИЯ

1) заключение советско-германского пакта о ненападении

2) принятие СССР в Лигу Наций

3) установление дипломатических отношений между СССР и США

4) противодействие японской агрессии на оз. Хасан

5) подписание Рапалльского договора с Германией

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






39. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) В. Э. Мейерхольд

Б) В. В. Маяковский

В) С. С. Прокофьев

Г) К. С. Малевич

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) музыка

2) скульптура

3) театр

4) поэзия

5) живопись

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






40. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и науки 1920-1930-х гг. и сферами их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) А. А. Ахматова

Б) А. Н. Туполев

В) С. С. Прокофьев

Г) А. П. Довженко

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) кино

2) наука и техника

3) литература

4) музыка

5) живопись

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






41. Установите соответствие между фамилиями выдающихся учёных СССР и сферами их научной деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

А) Н. И. Вавилов

Б) Н. Н. Семёнов

В) И. В. Курчатов

Г) С. П. Королёв

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) химия

2) генетика, ботаника

3) космонавтика

4) ядерная физика

5) география

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А

Б

В

Г






Систематизация исторической информации1

42. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся ко второй половине XX в.

Ускорение, гласность, раскулачивание, целинник, период разрядки, дефолт.

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

Ответ: ________________­____________________.


Знание основных фактов, процессов, явлений1

43. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

Применявшаяся в годы нэпа сдача иностранным предпринимателям в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству, называется ___________________.

Ответ: ________________­____________________.

44. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «Великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественном управлении его участников, называется ________________.

Ответ: ________________­____________________.


Анализ исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)1

45. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Событие

Дата

Участник(-и)

Создание Совета народных комиссаров

________ (А)

В. И. Ленин, Л. Д.Троцкий

Штурм Перекопа

________ (Б)

________________ (В)

________________(Г)

1922 г.

Г. В. Чичерин

Подписание пакта о ненападении с Германии

________ (Д)

________________ (Е)


1) июль 1914 г.

2) октябрь 1917 г.

3) ноябрь 1920 г.

4) Генуэзская конференция

5) Кронштадтский мятеж

6) М. В. Фрунзе

7) А. В. Колчак

в) В. М. Молотов 9) август 1939 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








46. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.


Деятели культуры

Сфера творчества

Произведения

________________ (А)

проза

________________ (Б)

________________ (В)

скульптура

________________ (Г)

А. А. Дейнека

________________ (Д)

«Будущие лётчики»

И. О. Дунаевский

музыка

________________ (Е)


1) В. И. Мухина

2) М. А. Булгаков

3) А. В. Щусев

4) поэзия

5) живопись

6) «Рабочий и колхозница»

7) «Мастер и Маргарита»

8) Седьмая (Ленинградская) симфония

9) «Марш энтузиастов»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








1 Различное содержание в разных вариантах.


Часть 3 (С)

Текст

Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С. З. Гинзбурга.

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. ... Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек. <...>

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь. <...>

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. ... И вся их ’’техника” состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. <...>

С развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: ”Догнать и перегнать американские темпы в строительстве”. Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад. <...>

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением ’завета отцов”».

1. С1. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

2. С2. Какие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей.

3. С3. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин недовольства части рабочих своим положением.


Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1

4. С4. К 1922 г. руководством советских республик, образовавшихся на обломках Российской империи, была осознана необходимость создания единого государства. В РКП(б) образовалась группа во главе с И.В. Сталиным, предлагавшая объединение на условиях вхождения советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Этот путь казался логичным в условиях необходимости сохранения сильной централизованной власти. Но против плана автономизации выступил В. И. Ленин, настоявший на принципе равноправия всех советских республик. На этом принципе и был основан СССР.

Объясните, почему именно позиция Ленина возобладала (приведите три объяснения).

5. С4. Многие представители отечественной творческой интеллигенции с восторгом приняли новую советскую власть. В 1920-х гг. в Советском государстве существовали разнообразные творческие объединения, развивалось авангардное искусство, совершались смелые творческие эксперименты. Но в 1930-х гг. ситуация изменилась: утвердился единый метод - социалистический реализм, другие направления стали преследоваться, творческие объединения были закрыты или слиты в единые союзы, культура была поставлена под жёсткий партийный контроль, на часть творческой интеллигенции обрушились гонения и репрессии.

Дайте не менее трёх объяснений произошедшим изменениям.

6. С5. Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова-Риббентропа.

1. Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

2. Подписание пакта стало большой ошибкой, имевшей тяжёлые последствия для СССР.

Какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения


Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения1

7. С6. Напишите исторический портрет Л. Д. Троцкого.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.


1 Различное содержание в разных вариантах.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.