Тренировочная экзаменационная работа в формате ЕГЭ

Група в ViberГрупа в Facebook

ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник

Тренировочная экзаменационная работа в формате ЕГЭ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по ИСТОРИИ’

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2013 г. по истории.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.


Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 40 заданий.

Часть 1 содержит 21 задание (А1-А21). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 13 заданий (В1-В13), на которые надо дать краткий ответ в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания).

Часть 3 содержит 6 заданий (С1-С6) с развёрнутым ответом.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А21) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1 Основателем династии московских князей был

1 Юрий Долгорукий

2 Андрей Боголюбский

3 Даниил Александрович

4 Иван Калита

А1






А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1 Ливонская война

2 Смоленская война

3 поход Ермака в Сибирь

4 поход Ивана III на Великий Новгород

А2






А3 Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

1 пресечение правящей династии Рюриковичей

2 распад государства на удельные княжества

3 начало созыва Земских соборов

4 приход к власти боярского правительства - «семибоярщины»

А3






А4 Мастер Дионисий работал над росписями

1 Троице-Сергиева монастыря

2 Ферапонтова монастыря под Вологдой

3 Андроникова монастыря в Москве

4 Кирилло-Белозерского монастыря

А4






А5 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»

1 Ледовое побоище

2 Куликовская битва

3 стояние на реке Угра

4 битва на реке Калка

А5






А6 Понятие «политика просвещённого абсолютизма» связано с царствованием

1 Павла I

2 Анны Иоанновны

3 Екатерины II

4 Алексея Михайловича

А6






А7 Проведение реформы государственной деревни, строительство первой в России железной дороги относятся к царствованию

1 Николая I

2 Александра I

3 Николая II

4 Александра II

А7






А8 Почему в XVIII в. в России усилилась крепостная зависимость крестьян?

1 происходило массовое бегство крестьян за границу

2 возросло потребление дворянством продуктов сельскохозяйственного производства

3 формировалась система дворянских привилегий

4 дворяне подавали коллективные прошения с требованием усилить их власть над крестьянами

А8






А9 Прочтите отрывок из донесения М. И. Кутузова и укажите событие, о котором идёт речь:

«Генерал от инфантерии Дохтуров взял... в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего, к крайнему сожалению всей армии, тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и, конечно бы, имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын».

1 сражение под Смоленском

2 бой за Шевардинский редут

3 битва на Бородинском поле

4 битва под Малоярославцем

А9






А10 Завершение промышленного переворота в России означало

1 переход к фабричному производству в ведущих отраслях промышленности

2 развитие промышленности в национальных окраинах страны

3 появление монополистических объединений в промышленности

4 преобладание промышленного сектора экономики над аграрным

А10






А11 Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны

1 международной поддержкой Германии

2 кризисом в снабжении армии

3 договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией

4 созданием Тройственного Союза

А11






А12 Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный — солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают...»

1 1810-е годы

2 1840-е годы

3 1890-е годы

4 1910-е годы

А12






А13 К какому из перечисленных художественных объединений принадле жал И. Е. Репин?

1 Товарищество передвижных художественных выставок

2 «Бубновый валет»

3 «Серапионовы братья»

4 Ассоциация художников революционной России

А13






А14 Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов?

1 Л. Д. Троцкий

2 А. И. Рыков

3 В. И. Ленин

4 И. В. Сталин

А14






А15 Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в довоенный период?

1 создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности

2 сокращение военных расходов

3 интенсивное развитие лёгкой промышленности

4 формирование многоукладной экономики

А15






А16 Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась

1 переходом Красной Армии к стратегической обороне

2 стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне

3 освобождением Белоруссии

4 окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса

А16






А17 Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом... Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте... Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».

1 С. С. Прокофьев

2 А. В. Александров

3 А. И. Хачатурян

4 Д. Д. Шостакович

А17






А18 Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970 — середине 1980-х годов?

1 реабилитация политических заключенных

2 отказ руководителей государства от критики культа личности И. В. Сталина

3 снижение численности партийного аппарата

4 отход от признания руководящей роли КПСС

А18






А19 Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое послевоенное десятилетие?

1 расширение политического влияния СССР в мире

2 заключение советско-американского Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности

3 укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции

4 подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

А19






А20 Какие журналы были осуждены постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) в 1946 г. за предоставление литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко?

1 «Новый мир» и «Юность»

2 «Дружба народов» и «Иностранная литература»

3 «Звезда» и «Ленинград»

4 «Москва» и «Октябрь»

А20






А21 Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992-1993 гг.) были отмечены

1 преодолением дефицита продовольственных товаров

2 макроэкономической стабилизацией

3 развитием военно-промышленного комплекса

4 увеличением доходов большинства населения

А21






Часть 2

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А21) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1 Невская битва

2 реформа патриарха Никона

3 свержение ордынского владычества

4 учреждение Сената

5 Крымская война

Ответ:







В2 Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921-1929)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1 утверждение частной собственности на землю

2 введение хозрасчета на государственных предприятиях

3 денационализация тяжёлой промышленности

4 появление кредитно-банковской системы и бирж

5 отмена государственной монополии внешней торговли

6 введение концессий

Ответ:






В3 Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Государственные деятели

Исторические события

А П. А. Столыпин

Б А. А. Аракчеев

В А. Х. Бенкендорф

Г С. Ю. Витте

1) создание военных поселений

2) введение «золотого стандарта»

3) разрешение свободного выхода крестьян из общины

4) создание корпуса жандармов

5) роспуск Учредительного собрания

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г






В4 Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XIX в.

1 вольные хлебопашцы

2 министерства

3 декабристы

4 бироновщина

5 земства

6 винная монополия

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ:_________


В5 Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян»,

называется_________ .

Ответ:_________


В6 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участник (-и)

Операция «Багратион»

(А)

И. Х. Баграмян, И. Д. Черняховский

Сталинградская битва

(Б)

(В)

(Г)

Август — декабрь 1943 г.

Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев

Битва за Москву

(Д)

(Е)

Пропущенные элементы:

1 М. А. Егоров, М. В. Кантария

2 сентябрь 1941 г. — апрель 1942 г.

3 Я. Ф. Павлов

4 битва на Курской дуге

5 битва за Днепр

6 июнь-август 1944 г.

7 июль 1942 г. — февраль 1943 г.

8 И. В. Панфилов

9 май 1942 г.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








В7 Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране...»

Используя отрывок, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1 Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

2 Правительство, о котором идет речь в телеграмме, называлось СНК.

3 Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.

4 Автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова.

5 Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.

6 «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

Ответ:





Рассмотрите схему и выполните задания В8-В11.



В8 Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Ответ:________

В9 Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ:________

В10 Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

Ответ:________

В11 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1 Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период.

2 Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели.

3 Поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет.

4 Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства.

5 В результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость.

6 Полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

Ответ:





Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.



В12 Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1 Скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны.

2 В настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге.

3 На скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР.

4 Автором скульптуры является П. К. Клодт.

5 Скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства.

Ответ:




В13 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Ответ:




Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (C1, С2 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция... констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису... Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него все возрастающее образующее воздействие».

С1 Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

С2 Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

С3 Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

С4 Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

С5 Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:

Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

С6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1 Дмитрий Донской

2 М. М. Сперанский

3 У. Черчилль

4 Н. С. Хрущёв

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.


* Информация с официального портала ЕГЭ www.ege.edu.ru






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.