ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ - Урок 15

Група в ViberГрупа в Facebook

ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ - Урок 15

Контрольные вопросы.

1. Каковы были побудительные мотивы, заставившие руководство КПСС пойти на реформирование экономической и политической системы в 1985-1991 гг.?

2. Как изменилась роль и место КПСС в политической системе общества в ходе реформ 1985-1991 гг.?

3. В каком направлении эволюционировала КПСС в 1990-1991 гг.?

4. Чем можно объяснить предкризисное состояние советской экономики в 1985 г.?

5. Какие альтернативы экономического реформирования существовали в 1985 г.? Какая из них победила и почему?

6. Чем можно объяснить ухудшение экономической ситуации в СССР к 1991 г.?

7. Что представляла собой программа «500 дней»? В чем вы видите ее сильные и слабые стороны? Почему она так и не была принята?

8. В чем вы видите причины обострения межнациональных отношений в СССР в годы «перестройки»?

9. Был ли неизбежным распад СССР в 1991 г.? Обоснуйте свой ответ.

10. Что характеризовало отношения СССР со странами Запада в 1985-1991 гг.? Чем это можно объяснить?

11. В чем вы видите истоки «конфликта властей» в 1993 г.?

12. Как изменилось международное положение России после 1991 г.?


Выполните практические задания.

1. Укажите причины перестройки.

2. Составьте таблицу, отражающую основные направления политики перестройки и нового мышления.

3. Сопоставьте различные подходы к реформированию советской экономики, существовавшие к 1991 г. Отразите материал графически.

4. Выявите причины усиления центробежных тенденций в СССР в 1988-1991 гг.

5. Дайте оценку места и роли в истории СССР реформ 1985-1991 гг. Обоснуйте свою позицию.

6. Выявите динамику изменений в характере труда, занятости населения, быте и духовной жизни россиян в 1992-2000 гг.

7. Дайте оценку попыток руководства России по переходу к гражданскому обществу и правовому государству в 1992-2000 гг.


Объясните понятия.

1. Что собой представляет курс на ускорение социально-экономического развития страны?

2. Когда и почему появилось понятие «перестройка»? Что оно означало?

3. Чем, на ваш взгляд, отличается гласность от свободы слова?

4. Что такое политика нового мышления?

5. Что такое переворот, путч, политический кризис? Какое из этих определений вы могли бы использовать для характеристики событий августа 1991 г. и октября 1993 г.? Почему?

6. Как вы понимаете многопартийность, многопартийную политическую систему? Какое понятие характеризует ситуацию в стране в 1991 и в 1992-2000 гг.? Почему?

7. Что такое монетаризм? Что такое приватизация?

8. Объясните общие и специфические черты федерации, конфедерации, унитарного государства. Какое из этих определений вы можете применить к СССР, а какое — к современной России? Объясните.


Выскажите свое мнение.

1. Неизбежность радикального реформирования советской экономической и политической системы.

2. Расстановка политических сил в руководстве СССР, КПСС и в обществе в 1985-1991 гг.

3. Эволюция идеологии перестройки.

4. Перестройка и возрождение идеологического и политического плюрализма.

5. Перемены в мире и в СССР как результат нового мышления.

6. Распад СССР: предпосылки, проявления и последствия.

7. Россия и мир на рубеже XX-XXI вв.


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Основные этапы перестройки.

2. Борьба в руководстве КПСС за выбор пути перемен (1985-1991).

3. Гласность и общественное сознание.

4. Новое политическое мышление: предпосылки, проявления и последствия.

5. Возрождение российской многопартийности.

6. Отечественная наука, культура и образование в условиях перестройки и в постперестроечный период.

7. Советская и либеральная модели политической системы: истоки, проявления и результаты противостояния.

8. Национальная политика СССР в годы перестройки и ее результаты.

9. Конституция Российской Федерации 1993 г.

10. Государственная Дума в 1993-2000 гг.

11. Россия и страны СНГ: проблемы взаимоотношений.

12. Изменение геополитического положения России в 1992-2000 гг.

13. Россия и Запад: характер взаимоотношений (1992-2000).


ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


ТЕСТ 1

Вариант 1

1. В марте 1985 г. кто был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС?

2. Что предполагала экономическая концепция перестройки: а) создание рыночных отношений в рамках социалистической экономики; б) создание капиталистического сектора экономики наряду с социалистическим?

3. Назовите хронологические рамки периода перестройки в СССР?

4. Какой закон, принятый в СССР в 1987 г., составил основу для создания рыночного сектора экономики?

5. В каком году в СССР был официально провозглашен курс на создание регулируемой рыночной экономики?

6. В каком году III Съезд народных депутатов СССР официально объявил о переходе к многопартийной политической системе в стране?

7. Какое решение о судьбе СССР было принято на всенародном референдуме в марте 1991 г. — сохранить или распустить СССР?

8. Руководители каких советских республик в декабре 1991 г. подписали соглашение о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ)?

9. Кто возглавлял министерство иностранных дел СССР в период перестройки?

10. В каком году началась серия революций в странах Восточной Европы, в ходе которых от власти были отстранены коммунистические и социалистические партии?


Вариант 2

1. Какой по счету была последняя советская пятилетка (1986 -1990)?

2. Что предполагал провозглашенный на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК и на XXVII съезде КПСС курс на ускорение социально-экономического развития: а) ориентацию экономики на решение социальных задач; б) ускорение экономических процессов?

3. Какие важнейшие законы были приняты в 1988 г., легализовавшие частное предпринимательство в СССР?

4. С какого года началось сокращение национального дохода СССР в условиях перестройки?

5. Какой новый орган законодательной власти в СССР был создан в 1989 г.?

6. Кто был избран в 1990 г. первым Президентом СССР?

7. Какой неконституционный орган в августе 1991 г. попытался сосредоточить в своих руках верховную власть в СССР?

8. Какой орган в декабре 1991 г. официально объявил о роспуске СССР?

9. В каком году начался форсированный вывод советских войск из социалистических стран?

10. Какое название получила идеологическая платформа, обосновавшая новый внешнеполитический курс СССР в период перестройки?


ТЕСТ 2

Вариант 1

1. Как называется процесс превращения государственной собственности в частную?

2. Сокращаются или возрастают социальные функции государства в условиях проведения рыночной реформы?

3. В каком году в России началась ликвидация советских органов власти?

4. Президентскую или парламентскую республику утвердила в стране Конституция Российской Федерации (1993)?

5. Как называется верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации?

6. Повысилась или понизилась избирательная активность граждан России на выборах в Государственную Думу?

7. Какой документ, подписанный в 1992 г. субъектами Российской Федерации, определил порядок федеративного устройства России?

8. Какая партия получила наибольшее число мест в Государственной Думе второго созыва?

9. В состав какой автономной республики до 1992 г. входила Чечня?

10. В каком году начался вывод российских войск из бывших республик Советского Союза?


Вариант 2

1. С какой меры в январе 1992 г. была начата либерализация российской экономики?

2. Каким путем проходил второй этап приватизации в России: а) путем акционирования государственных предприятий; 6) путем продажи государственных предприятий через аукционы?

3. В каком году Б. Н. Ельцин был избран первым Президентом России?

4. Каким путем была введена в действие Конституция Российской Федерации — путем утверждения парламентом или путем референдума?

5. Как называется нижняя палата Федерального Собрания России?

6. В каком году была принята Конституция Российской Федерации?

7. Какая по счету Государственная Дума России в 1995 г. начала свою работу?

8. Кто являлся основным кандидатом от оппозиции в 1996 г. на президентских выборах России?

9. Какие четыре республики в составе СССР имели на своей территории стратегическое ядерное оружие?

10. Является ли Россия членом Совета Европы?






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.