ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ - Урок 5

Група в ViberГрупа в Facebook

ИСТОРИЯ РОССИИ - Учебно-практический справочник

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ - Урок 5

Контрольные вопросы.

1. Каковы были альтернативы экономического и политического развития России в начале XIX в.?

2. В чем вы видите непоследовательность и противоречивость реформ Александра I?

3. Почему именно в начале XIX в. вопрос о крепостничестве и самодержавии остро встал перед властью и обществом?

4. Каково содержание реформ А. А. Аракчеева и М. М. Сперанского?

5. Чем вы можете объяснить причины появления движения декабристов?

6. Как объясните формулу «самодержавие, православие, народность»? Кому она принадлежит?

7. Почему в условиях кризиса феодально-крепостнической системы, тем не менее, наблюдался определенный подъем экономики во второй четверти XIX в.?

8. Некоторые историки называют правление Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие - «периодом кризиса и реакции»? Кто из них, на ваш взгляд, прав и почему?

9. Почему во второй половине XIX в. российское крестьянство выступало главным двигателем прогресса и одновременно его главной жертвой?

10. Из каких слоев населения во второй половине XIX в. формировались российские предприниматели? При каких условиях это происходило?

11. В чем вы видите причины неудовлетворенности реформой 1861 г. помещиков, крестьян, консерваторов, либералов и революционеров?

12. Какие вы можете выделить периоды в разработке реформ 1860-1870-х годов?

13. В чем вы видите причины проведения земской реформы? Что ожидали от нее консерваторы, либералы и революционеры? Чьи ожидания она оправдала?

14. Почему судебную реформу называют наиболее последовательной реформой?

15. Почему проект реформы М. Т. Лорис-Меликова называют «конституцией»?

16. В чем вы видите причины убийства Александра II революционерами?


Выполните практические задания.

1. Сравните проекты реформ М. М. Сперанского, А. А. Аракчеева и декабристов. Найдите общее и особенное в этих документах.

2. Выделите сходство и принципиальное различие в позициях западников и славянофилов.

3. Перечислите мероприятия Александра II и Александра III в области государственного устройства и местного самоуправления. Сравните и оцените их. Составьте таблицу с предложениями правительственных чиновников, либералов и революционеров в области государственного устройства, местного самоуправления, решения аграрного вопроса накануне и после проведения реформ 1860-1870-х годов. Назовите причины расхождений в их позициях.


Объясните понятия.

1. Как вы понимаете термин «кризис феодально-крепостнической системы»? Чем это понятие отличается от термина «разложение феодально-крепостнической системы»?

2. Дайте определение понятия «промышленный переворот».

3. Кого из общественных деятелей России первой половины XIX в. вы назвали бы западниками, а кого — славянофилами?

4. Кого в России в XIX в. называли разночинцами? В чем состояла уникальность этой социальной категории?

5. Как определить понятие «интеллигенция»? Сравните понятия «интеллигенция» и «разночинцы».

6. Как определить сущность выражений «раздворянивание», «раскрестьянивание», «оскудение»?

7. Что такое отработки, выкупные платежи?

8. Кто такие временнообязанные крестьяне?


Выскажите свое мнение.

1. Каковы были причины неудач «реформ сверху» Александра I и Николая I?

2. Каковы причины усиления революционности в общественном движении России в первой половине XIX в.?

3. Каков характер социально-экономического развития России в первой половине XIX в.?

4. Была ли альтернатива развитию России в середине XIX в.?

5. Каковы причины радикализации революционного движения в пореформенной России?

6. Как вы думаете, реформы 1860-1870-х годов отсрочили или ускорили падение самодержавия в России?


ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Александр I: человек и государь.

2. Политический портрет М. М. Сперанского.

3. Политический портрет А. А. Аракчеева.

4. Западники и славянофилы России в первой половине XIX в.

5. Промышленный переворот в России в первой половине XIX в.

6. Крестьянская реформа 1861 г. в России: предпосылки, осуществление и итоги.

7. Реформы 1860-1870-х годов: предпосылки, содержание и последствия.

8. Революционное народничество России во второй половине XIX в.

9. «Контрреформы» Александра III в 1880-х годах.

10. Российский либерализм во второй половине XIX в.


ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


ТЕСТ 1

Вариант 1

1. В каких трех частях света располагалась Российская империя в первой половине XIX в.?

2. Какие пять крупных территорий вошли в состав России в первой половине XIX в.?

3. Перечислите три основные категории крестьян.

4. Какова была численность дворянского сословия в первой половине XIX в.?

5. Облагались ли подушной податью духовенство и купечество?

6. Как называли дворян, владевших имениями?

7. Какая новая сословная категория, обладавшая рядом привилегий, была введена в 1832 г.?

8. Какая доля валового сбора зерна шла на рынок?

9. Какой крупный судостроительный завод был построен в Нижнем Новгороде в начале XIX в.?

10. Какие населенные пункты соединила первая железная дорога в России, открытая в 1837 г.?


Вариант 2

1. Какова была численность населения России в середине XIX в.?

2. Какие две вновь присоединенные территории в первой четверти XIX в. получили автономию в составе Российской империи?

3. Какой удельный вес среди населения России составляли крестьяне?

4. Представители какого сословия обладали исключительной привилегией владеть землей с крепостными крестьянами?

5. Как называлось податное сословие горожан?

6. Как называли представителей различных сословий, содержавших себя за счет профессионального труда?

7. Какой продукт составлял основу российского экспорта в XIX в.?

8. Как называлась крупнейшая ярмарка на Урале?

9. Какие два вида транспорта выполняли основные перевозки в первой половине XIX в.?

10. Какие населенные пункты соединила построенная в 1843-1851 гг. Николаевская железная дорога?


ТЕСТ 2

Вариант 1

1. В какие годы правил Александр I?

2. Какой законосовещательный орган при императоре был учрежден Александром I в 1801 г.?

3. Какими новыми органами управления в 1802 г. были заменены петровские коллегии?

4. На какой из российских территорий в 1804-1805 гг. правительство Александра I начало отменять крепостное право?

5. В каком году недворянам было разрешено покупать землю без крестьян?

6. Планировалось ли Александром I введение в России конституционного правления?

7. В каких городах были открыты университеты при Александре I?

8. В каком году университеты получили автономию?

9. Кто был автором самого радикального официального проекта государственного переустройства России в первой четверти XIX в.?

10. В каком сочинении Н. М. Карамзин обосновал необходимость сохранения в России самодержавно-крепостнического строя?


Вариант 2

1. Какой известный швейцарский просветитель был наставником юного Александра I?

2. Какое название получил кружок близких друзей Александра I, в котором обсуждались реформы первых лет его царствования?

3. Какой принцип был положен в основу административной реформы 1802 г.: усиления коллегиальности или единоначалия в управлении государственными органами?

4. В каком новом органе при Александре I была сосредоточена высшая исполнительная власть?

5. Какое название получил указ Александра I (1803), по которому помещики получили право отпускать крестьян на волю с землей за выкуп?

6. Какое количество крестьян вышло из крепостной зависимости с 1803 по 1858 г.?

7. Какие учреждения стали центрами учебных округов, в которых располагалась сеть низших и средних заведений?

8. Каким землям, вошедшим в состав России в первой четверти XIX в., была дарована конституция?

9. Кто являлся ближайшим сотрудником Александра I в последние годы его царствования?

10. Как называлась введенная в 1816 г. новая форма содержания армии, согласно которой некоторые деревни переводились в ранг военизированных частей?


ТЕСТ 3

Вариант 1

1. С каким государством в 1812 г. Россия заключила Бухарестский мир, согласно которому в состав Российской империи вошли Бессарабия и Абхазия?

2. Взаимоотношения с каким государством находились в центре «восточного вопроса»?

3. В союзе с какими государствами Россия вела военные действия против Франции на территории Центральной Европы в 1805-1807 гг.?

4. Какое княжество на правах автономии вошло в состав Российской империи в результате русско-шведской войны 1808-1809 гг.?

5. Назовите имена российских генералов, в начале июня 1812 г. возглавлявших: 1-ю армию, прикрывавшую Петербургское направление; 2-ю армию, прикрывавшую Московское направление; 3-ю армию, прикрывавшую Киевское направление.

6. Под каким городом в августе 1812 г. соединились две отступавшие российские армии?

7. Кто был назначен главнокомандующим российскими войсками в августе 1812 г.?

8. Какое историческое решение было принято на военном совете в Филях?

9. Разместите события Отечественной войны 1812 г. в хронологическом порядке: Тарутинский маневр, совет в Филях, Бородинская битва.

10. В какой европейской столице в 1814-1815 гг. состоялся Конгресс держав- победительниц, на котором были подведены итоги наполеоновских войн и утверждены принципы нового порядка в Европе?


Вариант 2

1. С каким государством в 1813 г. Россия подписала Гюлистанский мирный договор, согласно которому к России отходило западное побережье Каспия (Дагестан и Азербайджан)?

2. Судьба народов какого полуострова решалась в рамках одной из крупнейших международных проблем XIX в., получившей название «восточный вопрос»?

3. К экономической блокаде какого государства по условиям Тильзитского мира в 1807 г. была вынуждена присоединиться Россия?

4. Какое герцогство стало плацдармом Наполеона для нападения на Россию в июне 1812 г.?

5. Какова была численность российских и французских войск, противостоящих друг другу в июне 1812 г.?

6. Из какого города Наполеон отправил Александру I первое предложение о мире?

7. Назовите дату Бородинского сражения.

8. На какую дорогу перешла российская армия в результате Тарутинского марш-маневра?

9. Разместите события Отечественной войны 1812 г. в хронологическом порядке: пожар Москвы, сражение при Березине, вступление наполеоновской армии в Смоленск.

10. Как назывался союз монархов Европы, созданный по инициативе Александра I после наполеоновских войн с целью поддержания нового порядка а Европе?


ТЕСТ 4

Вариант I

1. Как называлось первое политическое общество, созданное будущими декабристами в 1816 г. в Петербурге?

2. Кто возглавлял созданное в Петербурге в 1821 г. Северное общество?

3. Как назывался составленный Н.М. Муравьевым программный документ Северного общества?

4. В какой из программ — Северного или Южного общества — более радикально решался аграрный вопрос?

5. В своих программных документах декабристы предлагали: а) сохранить в России абсолютную монархию; б) отменить абсолютную монархию в России?

6. Какой программный документ декабристов предусматривал ликвидацию крепостного права и превращение России в конституционную монархию?

7. Какую форму национально-государственного устройства — федеративную или унитарную — предполагал программный документ Северного общества?

8. Какую тактику — военного переворота или широкой народной революции — избрали декабристы для достижения своих целей?

9. Кого декабристы выбрали руководителем («диктатором») восстания на Сенатской площади?

10. Какая воинская часть, располагавшаяся на Украине, поднялась на восстание 29 декабря 1825 г.?


Вариант 2

1. Какая крупная революционная организация, объединявшая около 200 членов и имевшая отделения в ряде городов, действовала в России в 1818-1821 гг.?

2. Кто возглавил созданное на Украине Южное общество?

3. Как назывался составленный П. И. Пестелем программный документ Южного общества?

4. В какой из программ — Северного или Южного общества — более радикально решался вопрос о форме государственного правления в России?

5. В своих программных документах декабристы предлагали: а) ограничить крепостное право; б) отменить крепостное право?

6. Какой программный документ декабристов предусматривал ликвидацию крепостного права и превращение России в республику?

7. Какую форму национально-государственного устройства — федеративную или унитарную — предполагал программный документ Южного общества?

8. Какое название получили в литературе люди, разделявшие идеи декабристов, но не участвовавшие в активной революционной деятельности?

9. Какой документ, провозглашавший установление в России временного революционного правления, планировали обнародовать декабристы на Сенатской площади?

10. Назовите имена руководителей восстания декабристов, казненных правительством.


ТЕСТ 5

Вариант 1

1. В какие годы правил Николай I?

2. Расширением или ограничением власти самодержавия характеризовался внутриполитический курс правительства Николая I?

3. Какой орган возглавлял политическую полицию в России в николаевскую эпоху?

4. Кто возглавил работу по кодификации законов Российской империи, осуществленную во второй половине 1820-х — начале 1830-х годов?

5. В каких губерниях в 1840-е годы были проведены «инвентари» — регламентация величины наделов и размера повинностей крестьян?

6. Кто в 1833-1848 гг. возглавлял министерство народного просвещения — основной идеологический орган в николаевскую эпоху?

7. На что была направлена реформа средних и начальных учебных заведений 1828 г. — на укрепление или ослабление принципа сословности школы?

8. Какой официальный документ, изданный в 1826 г. и действовавший в течение двух лет, вошел в историю под определением «чугунный»?

9. В каком году по Европе прокатилась волна революций, отразившаяся на идеологическом фоне России?


Вариант 2

1. Кого из российских монархов называли «Дон-Кихотом самодержавия»?

2. На что был направлен внутриполитический курс в годы николаевского правления: на усиление роли государства или гражданских институтов?

3. Чем ведало II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии?

4. Кто стоял во главе III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии?

5. Какой Указ, изданный в 1842 г., развивал положения Указа о вольных хлебопашцах 1803 г. и разрешал помещикам отпускать на волю крестьян с землей без выкупа за выполнение строго определенных повинностей?

6. Отвечала ли инвентаризация (четкая регламентация величины крестьянских наделов и размеров повинностей) интересам помещиков?

7. Какое название получила в литературе официальная идеология николаевского режима, компонентами которой провозглашались «православие, самодержавие, народность»?

8. На расширение или ограничение самостоятельности университетов был направлен университетский Устав 1835 г.?

9. Кто возглавил действовавший на рубеже 1840 — 1850-х гг. секретный надцензурный комитет, просматривавший материалы, уже прошедшие обычную цензуру?

10. Какие годы в истории России называют «мрачным семилетием»?


ТЕСТ 6

Вариант 1

1. Какое название историки второй половины XIX в. дали теории министра народного просвещения графа С. С. Уварова, являвшейся основой государственной идеологии России в 1830-1840-е годы?

2. Какая газета под руководством Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина была основным рупором официальной доктрины в 1830-е годы?

3. Члены какого революционного кружка планировали в день коронации Николая I в 1827 г. распространить в Москве революционные прокламации?

4. Как назывался кружок студентов Московского университета начала 1830-х годов, группировавшийся вокруг В. Г. Белинского?

5. В каком журнале в 1836 г. было опубликовано «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева?

6. За отмену крепостного права выступали: а) западники; б) славянофилы; в) и западники, и славянофилы?

7. Западниками или славянофилами были А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы?

8. Западником или славянофилом был В. Г. Белинский?

9. Какому великому русскому писателю в 1847 г. В. Г. Белинский написал открытое письмо, в котором выступил с призывом к немедленным радикальным преобразованиям социального строя в России?

10. Как называлось революционное общество, сложившееся в середине 1840-х годов на Украине, членом которого был Т. Г. Шевченко?


Вариант 2

1. Перечислите составные части так называемой «уваровской триады».

2. Как назывался популярный общественно-литературный журнал, проповедовавший уваровскую идеологию в 1840-х годах?

3. Члены какого революционного кружка, разгромленного в 1831 г., планировали поднять революционное восстание в Москве и провозгласить введение в России конституционного строя?

4. Какой философский кружок в середине 1830-х годов объединял и будущих западников, и будущих славянофилов?

5. Кто был редактором журнала, в котором в 1836 г. было опубликовано «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева?

6. К представителям либерализма относят: а) только западников; б) только славянофилов; в) и западников, и славянофилов?

7. Западниками или славянофилами были Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Анненков, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин?

8. Кто был автором тезиса «Сила власти — царю, сила мнения — народу»?

9. В какой революционный кружок в 1840-е годы входил Ф. М. Достоевский?

10. Кого считают автором «теории русского социализма»?


ТЕСТ 7

Вариант 1

1. Какое европейское государство играло ведущую роль в системе международных отношений в 1820-1830-е годы?

2. С каким государством в 1826-1828 гг. Россия вела войну за Закавказье, завершившуюся Туркманчайским мирным договором?

3. С каким государством в 1833 г. Россией был подписан договор о благоприятном для России режиме черноморских проливов?

4. Под чьим руководством в 1830-е годы на Северном Кавказе сложилось теократическое государство — имам?

5. В какой российской провинции, имевшей собственную конституцию и автономные права, 8 1831 г. вспыхнуло восстание, серьезно отразившееся как на внутреннем, так и внешнеполитическом положении России?

6. Против кого воевала Россия в Крымской войне: а) только против Турции; б) только против Франции; в) против антироссийской коалиции Франции, Англии и Турции?

7. В каком морском сражении в ноябре 1853 г. был уничтожен почти весь турецкий флот?

8. Какие суда — парусные или паровые — преобладали в российском флоте к середине XIX в.?

9. Перечислите имена руководителей обороны Севастополя в 1854-1855 гг.

10. Какой международный документ подвел итоги Крымской войны?


Вариант 2

1. Какую политику в отношении революционных движений в Европе проводило российское правительство во второй четверти XIX в.: а) поддерживало; б) поддерживало законные монархии; в) придерживалось политики невмешательства?

2. С каким государством в 1828-1829 гг. Россия вела войну, завершившуюся Адрианопольским миром, согласно которому к России отходили дельта Дуная и черноморское побережье Кавказа от Анапы до Поти?

3. В результате чего был подписан Ункяр-Искелессийский договор: а) в результате военных действий против Турции; б) в результате дипломатических действий?

4. Как называлось воинственное течение в исламе, лежавшее в основе создания в 1830-е годы на Северном Кавказе теократического государства — имама?

5. В какую часть Австрии по просьбе австрийского императора в 1849 г. были введены российские войска для подавления разразившегося там крупного освободительного восстания?

6. Какая из международных проблем, приведших к Крымской войне, была наиболее болезненной для России: а) освободительное движение на Балканах; б) режим черноморских проливов; в) ситуация на Ближнем Востоке?

7. С каким государством Россия вела военные действия на первом этапе Крымской войны в 1853 г.?

8. Войска каких держав приняли участие в военных действиях в Крыму на стороне Турции?

9. Какой военный маневр не позволил войскам противника взять Севастополь весной 1854 г.: а) переброска сухопутных войск; б) затопление флота в Севастопольской бухте; в) строительство оборонных укреплений?

10. Кто победил в Крымской войне: а) Россия; б) Турция; в) антироссийская коалиция?


ТЕСТ 8

Вариант 1

1. Во время какой войны на престол вступил Александр II?

2. Какое государственное учреждение в период подготовки «великих реформ» современники называли «министерством прогресса»?

3. Кто из высших царских чиновников фактически возглавлял работу по подготовке крестьянской реформы 1861 г.?

4. Назовите дату подписания Александром II Манифеста и Положений об отмене крепостного права.

5. Как называлось положение крестьян, вышедших по реформе 1861 г. из личной крепостной зависимости, но не приступивших к выкупной сделке за землю с помещиком?

6. Какие представительские органы местного самоуправления были введены в 34 губерниях Центральной России в 1864 г.?

7. Сословным или бессословным был суд в России после 1864 г.?

8. Какой системой винной торговли правительство Александра II заменило винные откуп ы?

9. Вводилась или отменялась автономия университетов по Уставу 1863 г.?

10. В каком году было совершенно первое покушение на Александра II?


Вариант 2

1. Какая реформа занимала ведущее место в серии буржуазных реформ 1860- 1870-х годов: земская, судебная или крестьянская?

2. Какое название получили высшие государственные чиновники XIX в., стремившиеся путем реформ смягчить самодержавие, решить крестьянский вопрос, раскрепостить общественную жизнь?

3. В каком правительственном органе с 1859 г. была сосредоточена основная работа над проектом крестьянской реформы?

4. Сохранялось или отменялось общинное землевладение по реформе 1861 г.?

5. Какую долю стоимости земли, переходившей к крестьянам по реформе 1861 г., выплачивали помещику сами крестьяне?

6. Как назывались исполнительные органы городского самоуправления, введенного в России в 1870 г.?

7. Кто выносил вердикт о виновности или невиновности подсудимого по судебной реформе 1864 г.?

8. Как называется демократический принцип отбора населения для службы в армии, которым в 1874 г. был заменен рекрутский набор?

9. Каким видом цензуры в 1865 г. была заменена предварительная цензура столичных изданий?

10. Кто руководил правительственным курсом в 1880-1881 гг.?


ТЕСТ 9

Вариант 1

1. Кто являлся ведущим публицистом журнала «Современник» в конце 1850-х — начале 1860-х годов?

2. Как с 1860-1870-х годов в российской публицистике стал называться социальный слой людей, профессионально занимавшихся умственным трудом?

3. В какой части Российской империи в 1863 г. разразилось мощное национальное восстание?

4. Какой роман был написан Ф. М. Достоевским по материалам судебного процесса над членами кружка С. Г. Нечаева?

5. Признавали или отвергали народники необходимость развития капитализма в России?

6. Какое название получило организованное в 1874 г. массовое пропагандистское движение демократической и революционной интеллигенции в среде крестьянства?

7. Что являлось главным методом борьбы революционеров-народовольцев — пропаганда или террор?

8. Как называлось возникшее в 1880-е годы направление в народничестве, пропагандировавшее мирные, просветительские методы борьбы за социализм?

9. Как назывался самый влиятельный либеральный журнал в пореформенной России, основанный в 1866 г. М. М. Стасюлевичем?

10. После какой рабочей стачки, организованной в 1885 г. в Подмосковье, газеты писали о «народившемся на Руси рабочем вопросе»?


Вариант 2

1. В каком городе находилась основанная А. И. Герценом Вольная русская типография, где печатались «Полярная звезда», «Колокол», большинство эмигрантских прокламаций и листовок?

2. Кто был ведущим публицистом демократического журнала «Русское слово» в первой половине 1860-х годов?

3. Возросло или уменьшилось число крестьянских волнений после опубликования Манифеста об отмене крепостного права?

4. В каком городе российские эмигранты в 1870 г. основали русскую секцию I Интернационала?

5. Кто являлся идеологом бунтарского течения в революционном народничестве?

6. На какие две группы в 1879 г. раскололась основанная в 1876 г. революционно-народническая организация «Земля воля»?

7. Когда был убит террористами Александр II?

8. Идеи какого направления в 1890-х годов выражал журнал «Русское богатство» во главе с Н. К. Михайловским?

9. Какой популярный журнал либерального, а позже — охранительного направления издавался М. Н. Катковым?

10. Как называлась марксистская группа, основанная в 1883 г. в Женеве Г. В. Плехановым и его соратниками?


ТЕСТ 10

Вариант 1

1. Какая тенденция преобладала в экономике пореформенной России — рост или снижение товарности сельского хозяйства?

2. Какое место в мире к концу XIX в. занимала Россия по общему объему производства сельскохозяйственной продукции?

3. Какой тип развития капитализма в сельском хозяйстве был прогрессивнее в условиях пореформенной России — крестьянский (фермерский, «американский») или помещичий (латифундиальный, «прусский»)?

4. Какой из остатков крепостничества, сохранившихся в хозяйстве пореформенной России, повторял по форме феодальную барщину?

5. Когда в России был завершен промышленный переворот?

6. Кому принадлежала большая часть железных дорог в России к концу XIX в. — частному капиталу или казне (государству)?

7. Какие два государства были основными торговыми партнерами России во второй половине XIX в.?

8. В каком году в России была проведена первая Всеобщая перепись населения?

9. Какое сословие России к концу XIX в. было третьим по численности?

10. Назовите процесс превращения промышленности в основную отрасль экономики.


Вариант 2

1. Какой социальный процесс во второй половине XIX в. доминировал в среде русского крестьянства — социальное расслоение или рост социальной однородности?

2. Какая доля всего производимого в России зерна поступала в 1890-е годы на рынок (внутренний и внешний)?

3. Кто более интенсивно использовал свои земли в пореформенную эпоху — крестьяне-предприниматели или помещики-капиталисты?

4. В каком году пореформенную Россию поразил самый страшный голод?

5. Какая отрасль промышленности преобладала в экономике России в XIX в.?

6. Где в конце XIX в. были выше темпы роста промышленного производства — в России или ведущих западноевропейских странах?

7. Какая страна занимала первое место по размещению своих капиталов в России?

8. Какова была численность населения России по данным первой Всеобщей переписи?

9. Какое сословие России к концу XIX в. было вторым по численности?

10. Как называется процесс роста городов и городского населения?


ТЕСТ 11

Вариант 1

1. В какие годы правил Александр III?

2. Кто из лидеров охранительной журналистики являлся политическим консультантом Александра III?

3. Проект создания какого всероссийского органа одобрил в день своего убийства Александр II — представительского или административного?

4. Как назывался Манифест, определявший новый курс правительства, подписанный в апреле 1881 г. Александром III?

5. Гласным или закрытым стал политический суд в России в эпоху «контрреформ»?

6. Как назывались специальные жандармские органы, занимавшиеся пресечением революционной деятельности и пропаганды?

7. В каком году были приняты «Временные правила о печати», согласно которым правительство могло закрывать любые оппозиционные издания и в целом контролировать прессу?

8. Расширяли или сужали функции органов местного самоуправления Положение о земстве 1890 г. и Городовое положение 1892 г.?

9. На продление или отмену временнообязанного состояния крестьян был направлен закон 1881 г.?

10. Юбилей какого события по инициативе правительства был широко отмечен в 1880-е годы — 900-летия крещения Руси или 25-летия отмены крепостного права?


Вариант 2

1. Правительственный курс Александра III был направлен на: а) развитие реформ 1860-1870-х годов; б) ограничение реформ 1860-1870-х годов?

2. Кто из руководителей высшего духовного ведомства России являлся главным идеологом политики «контрреформ» 1880-1890-х годов?

3. Было ли введено в России представительское правление до конца XIX в.?

4. Кто возглавил российское правительство после отставки М. Т. Лорис-Меликова?

5. Как назывался принятый в августе 1881 г. документ, вводивший чрезвычайные меры по усилению полицейского режима в стране?

6. Какой остров был основным местом российской политической каторги в конце XIX — начале XX в.?

7. Какое название получило в обществе вышедшее в 1881 г. предписание министра И. Д. Делянова не принимать в гимназию детей низших слоев населения?

8. В чем состояла суть сословной политики правительства Александра III — в охранении или в стирании сословных границ?

9. Расширялась или ограничивалась свобода вероисповедания в период «контрреформ»?

10. Что стало характерной особенностью внешнеполитической деятельности правительства Александра III — победоносная война или отсутствие войн?


ТЕСТ 12

Вариант 1

1. Отмена какого международного принципа являлась главной внешнеполитической задачей России в 1860-1870-е годы?

2. Какую державу поддержала Россия в ходе Франко - Прусской войны 1870-1871 гг.?

3. Между монархами каких держав в 1873 г. был подписан Союз трех императоров?

4. Какой горный перевал в Болгарии в течение нескольких месяцев защищал российский отряд во главе с генералом И. В. Гурко?

5. В годовщину какого события в 1878 г. был подписан мирный договор между Россией и Турцией?

6. Какие три государства получили независимость в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

7. В какой европейской столице летом 1878 г. состоялся международный конгресс, на котором были подведены итоги русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

8. С какой великой европейской державой в середине XIX в. соперничала Россия за установление контроля над Средней Азией?

9. По какому договору между Россией и Японией устанавливалось монопольное право России на Курильские острова, а Японии передавалась южная часть Сахалина, принадлежавшая России?

10. Какие государства заключили в 1882 г. Тройственный союз, направленный против России и Франции?


Вариант 2

1. Кто возглавлял внешнеполитическое ведомство России в 1860-1870-е годы?

2. Какая международная конференция утвердила право России восстановить военный флот на Черном море, утраченное в результате Крымской войны?

3. Какая сильнейшая турецкая крепость закрывала российским войскам дорогу на Южную Болгарию?

4. В каком населенном пункте в феврале 1878 г. был подписан мирный договор между Россией и Турцией?

5. Какая часть Болгарии — северная или южная — стала автономной провинцией в результате русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

6. Какое генерал-губернаторство было создано в 1867 г. на присоединенных среднеазиатских территориях?

7. Какие земли отошли к России по Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем?

8. За какую сумму правительство Александра I продало Аляску Америке?

9. Какая европейская держава стала главным союзником России в конце XIX в.?

10. Между какими государствами в 1893 г. был заключен союз, ставший впоследствии основой военно-политического блока, противостоявшего Тройственному союзу?






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.