ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ - РОССИЯ В ПОИСКАХ ПЕРСПЕКТИВ (1917—1927 ГГ.)

Цель уроков: сформировать у учащихся представление о причинах идеологического наступления на культуру.

Основные знания: перестройка народного образования; взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви; достижения и потери русской культуры в 20-е гг.

Основные понятия: эмиграция; «сменовеховство»; христианские заповеди.

Оборудование уроков: альбомы по искусству; цветная вклейка в учебнике; рабочая тетрадь (вып. 1, § 23—24); хрестоматия.


Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно предложить отдельным учащимся выполнить задания 4, 5 (с. 104), 6 (с. 105) в рабочей тетради (вып. 1), а также провести проверочное тестирование.

Кто был первым председателем исполкома Коминтерна?

а) Г. Е. Зиновьев;

б) К. Б. Радек;

в) X. Г. Раковский.

Когда состоялся I конгресс Коминтерна?

а) 1918 г.;

б) 1919 г.;

в) 1920 г.

Где была провозглашена идея объединения РСФСР и Германии как первого шага на пути создания Федерации советских республик всего мира?

а) На Учредительном съезде Коммунистической партии Германии;

б) на IX съезде РКП(б);

в) на II конгрессе Коминтерна.

Кто возглавлял советскую делегацию на Генуэзской конференции?

а) В. И. Ленин;

б) М. М. Литвинов;

в) Г. В. Чичерин.

Почему в середине 20-х гг. развитые капиталистические страны пошли на признание СССР?

а) Руководители ВКП(б) открыто отказались от курса на мировую революцию;

б) экономические интересы возобладали над политическими принципами;

в) под напором мощного рабочего движения, выступающего под лозунгами признания советской страны.

Какие обвинения были предъявлены СССР в ультиматуме Д. Керзона 8 мая 1923 г. (возможны несколько вариантов ответа)?

а) В проведении антибританской политики на Востоке;

б) в нарушении условий Версальского договора;

в) в осуществлении религиозных преследований в СССР;

г) в разжигании классовой розни во всем мире.

Какое событие послужило причиной разрыва в 1927 г. английским правительством дипломатических отношений с СССР?

а) Помощь советских профсоюзов бастующим горнякам Англии;

б) речь Сталина на XV съезде ВКП(б);

в) религиозные преследования в СССР.


План изучения нового материала

1. Борьба с неграмотностью. Строительство новой школы.

2. Положение научно-технической интеллигенции.

3. Творцы Серебряного века в Советской России. Первая волна эмиграции.

4. «Сменовеховство».

5. Власть и церковь в 20-е гг.

6. Начало «нового» искусства.

7. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.


1. Проблема борьбы с неграмотностью и строительства новой школы изучается путем сочетания рассказа учителя с выполнением заданий 1 (с. 106), 2 (с. 107—108), 3 (с. 108—109) в рабочей тетради (вып. 1).

2. Второй вопрос учитель объясняет, опираясь на материал учебника и используя следующие документы:

Из декрета СНК об улучшении быта ученых (6 декабря 1921 г.)

1) В дополнение к существующим видам вознаграждения научных работников установить дополнительное академическое обеспечение...

4) Установить премирование научных, научно-учебных и научно-популярных работ...

5) Дополнительное академическое обеспечение ввести с 1 января 1922 г.

9) ...Немедленно принять меры к установлению упрощенного порядка получения разрешения для ученых на выезд за границу.

10) ...Установить порядок получения научными работниками изданий из-за границы.

Из частного письма

27.VI.1920. Петербург

Бывшие чиновники почти все на службе, но переменили ведомства... Духовенство забито и молчит; лишь отдельные личности смело говорят проповеди, за что и попадают за решетку. Троице-Сергиева лавра в Москве разграблена; церкви повсюду многие закрыты, в некоторых устроены кинематографы... Среди ученых колоссальная убыль — мрут ужасно; остальные же, за малым исключением, обнаружили неприличную линию поведения... Тимирязев перед смертью записался в коммунисты и сыну завещал сделать то же самое. Бехтерев печатает в газетах письмо с призывом... строить «новую жизнь»... Профессорская линия особенно создалась под влиянием дарованного большевиками «академического пайка», который сейчас считается верхом благополучия: в месяц 15 ф. хлеба, 15 ф. крупы, 7 ф. селедок, 3 ф. жиру или масла, 2 ф. сахару, 15 ф. картофелю, 1 ф. табаку, 1 ф. шоколада-суррогата и 1 ф. кофе-суррогата, обещана еще пара сапог в год.

Затем учащиеся отвечают на вопросы: какова была политика большевиков по отношению к русским ученым? Какие крупнейшие представители русской науки стали активно сотрудничать с советской властью и какими соображениями они при этом руководствовались?

3. Вопрос об отношении представителей Серебряного века к большевистскому режиму можно изучить методом эвристической беседы. Учитель объясняет, что в рядах крупнейших представителей творческой интеллигенции наметились три подхода к власти большевиков. Как вы думаете, какие? С какими чертами режима большевиков не могли смириться многие представители творческой интеллигенции? Какой удел они избрали? Учитель называет фамилии этих людей. Кто из представителей Серебряного века воспел революцию и в каких произведениях? Каковы были аргументы тех, кто принял советскую власть? В чем заключалась промежуточная позиция?

Далее учитель подчеркивает, что в первые годы советской власти творческая жизнь в стране была достаточно свободной. В подтверждение можно привести отрывок из воспоминаний Н. А. Бердяева:

«Годы, проведенные в Советской России, в стихии коммунистической революции, давали мне чувство наибольшей остроты и напряженности жизни, наибольших контрастов... Я совсем не чувствовал подавленности. Я... был духовно активен. Даже когда была введена обязательная трудовая повинность, пришлось чистить снег и ездить за город для физических работ, я совсем не чувствовал себя подавленным и несчастным, несмотря на то, что привык к умственному труду и чувствовал физическую усталость. Я даже видел в этом правду, хотя и дурно осуществляемую... Хотя я относился довольно непримиримо к советской власти и не хотел с ней иметь никакого дела, но я имел охранные грамоты, охранявшие нашу квартиру и мою библиотеку...

В течение всех пяти лет моей жизни в России советской у нас в доме... собирались по вторникам... читались доклады, проходили собеседования... В эти же годы я выступал публично и перед огромными аудиториями, которых не знал ни раньше, ни после...»

Однако в 1921 г. обстановка резко изменилась. Учитель приводит факты, изложенные в учебнике. Как вы думаете, почему ужесточился идеологический режим в стране? Учащиеся должны связать это явление с переходом к нэпу. Учитель рассказывает о высылке из страны крупнейших российских ученых. Каковы были причины этому? Какое последствие имело это событие для дальнейшей судьбы России?

4. Далее учитель говорит о том, что в среде русской эмиграции сформировалось два подхода к Советской России. Он раскрывает суть «сменовеховства», привлекая отрывок из сборника «Смена вех», помещенный в конце параграфа.

Второй подход можно проиллюстрировать отрывком из речи в Париже И. А. Бунина «Миссия русской эмиграции» (16 февраля 1924 г.):

«Миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за совесть не приемлет ленинских градов, ленинских заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого неприятия...

«Они не хотят ради России претерпеть большевика!» Да, не хотим — можно было претерпеть ставку Батыя, но Ленинград нельзя претерпеть... «Народ не принял белых...» Что же, если это так, то это только лишнее доказательство глубокого падения народа...

Говорили — скорбно и трогательно — говорили на Древней Руси: «Подождем, православные, когда Бог переменит орду».

Давайте подождем и мы. Подождем соглашаться на новый «похабный» мир с нынешней ордой».

Далее можно организовать дискуссию о том, какой взгляд на Советскую Россию представляется более конструктивным. Обоснуйте свою точку зрения.

5. Проблему взаимоотношений власти и церкви в 20-е гг. учитель объясняет, опираясь на текст учебника и подборку документов, помещенных в хрестоматии и учебнике.

6. Наиболее желательным вариантом при освещении шестого вопроса является использование компьютерного варианта учебника. Если подобной возможности нет, вопрос излагается учителем в пределах материала учебника с привлечением записки заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК РКП(б) Я. А. Яковлева, помещенной в хрестоматии. Затем учащиеся выполняют задания 6, 7 (с. 111), 8 (с. 112) в рабочей тетради (вып. 1).

7. Седьмой вопрос учитель объясняет, опираясь на материал учебника. В процессе изложения нового материала можно подчеркнуть, что приметой революционного времени был так называемый новояз — новый язык, характеризующийся непомерным употреблением различных сокращений, и попросить учащихся привести конкретные примеры. Рассказывая о новых именах, учитель может предложить ответить на вопрос: как расшифровываются популярные в 20-е гг. мужские и женские имена — Вил, Красарма, Владлен, Марлен, Мирра? Приведите собственные примеры.

В заключение можно предложить проблемный вопрос: в чем вы видите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е гг. по сравнению с дореволюционной Россией?


Задание на дом. § 23—24 и вопросы к нему. Задания 4 (с. 109), 5 (с. 110—111) в рабочей тетради (вып. 1). Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.