Подъем крупной индустрии и возникновение индустриального общества - Промышленная революция и социальный вопрос

Група в ViberГрупа в Facebook

Новая история 1800-1900 8 класс - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Подъем крупной индустрии и возникновение индустриального общества - Промышленная революция и социальный вопрос

Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Технические изобретения XIX в. Акционерные общества. Заводы. Товарные и фондовые биржи. Классы буржуазии и наемных рабочих.

Основные факты и понятия. Крупная машинная индустрия. Товарищество с ограниченной ответственностью членов. Фондовый рынок. Промышленный кредит. Универсальные магазины. Промышленная буржуазия. Индустриальное общество.

План урока

1. Источники финансирования промышленных предприятий.

2. Новые формы продажи товаров.

3. Рождение индустриального общества.

Ход урока

1. Из курса Новой истории 7 класса учащиеся немного знакомы с понятием «акционерное общество», а также знают о роли торгового капитала в экономике XVI—XVIII вв., поэтому урок целесообразно начать с повторительной беседы.

image40

1. На прошлом уроке мы выяснили, что такое промышленная революция. Дайте определение этому понятию.

2. Изменения в технике и технологии производства, связанные с применением машин, привели к необходимости увеличивать производство, на что нужны были средства. Как вы думаете, где их можно было взять в XIX в.? Назовите как можно больше источников возможного финансирования.

В результате обсуждения учащиеся под руководством учителя формулируют следующие возможные источники финансирования:

1) привлечение компаньонов (совладельцев), которые вкладывали деньги в производство;

2) продажа акций;

3) получение кредита у государства;

4) получение кредита у банков.

Можно выполнить задание 10 на с. 50 в рабочей тетради.

В процессе беседы целесообразно обсудить следующие вопросы:

image40

1. Порассуждайте, какие из названных источников финансирования были реальными, а какие — нет.

2. Как стали называться предприятия, хозяевами которых были владельцы акций?

3. Вы изучали протекционистскую политику правительств европейских государств. Подумайте, могло ли государство финансировать промышленные предприятия.

4. Выгодно ли было старым банкирским династиям, специализировавшимся на торговле, финансировать промышленные предприятия?


2. Далее учитель рассказывает о новых формах знакомства с промышленными товарами и их покупки. Учащимся будет интересно узнать о промышленных выставках и новых универсальных магазинах. Можно использовать описание универсального магазина из романа Э. Золя «Дамское счастье», предложенное в задании 13 на с. 50—51 в рабочей тетради.

По ходу рассказа учащимся могут быть предложены вопросы:

image42

1. Для чего устраивали всемирные выставки? Почему их проводили так часто (1851 г., 1853 г., 1854 г., 1855 г.)?

2. Известно, что за полгода всемирной выставки в Лондоне ее посетило более 6 млн человек. Как вы думаете, это много или мало? О чем говорит эта цифра?

3. Почему именно в середине XIX в. стали появляться универсальные магазины, а старые формы торговли уже не годились?

При наличии времени можно выполнить задание 17 на с. 52 в рабочей тетради.


3. На последнем этапе урока изучаются изменения в структуре общества. Рекомендуем два варианта изучения вопроса.

Первый вариант

Учащимся предлагается вспомнить основные сословия и классы европейского общества XVI—XVIII вв. На основе чтения пункта «Рождение индустриального общества» ученикам предстоит определить основные социальные группы и классы общества в XIX в. и сделать выводы о произошедших изменениях.

image43

1. Расставьте перечисленные ниже основные сословия и классы европейского общества по их значимости в XVI—XVIII вв.: дворяне-землевладельцы, «новые дворяне», купцы и судовладельцы, владельцы мануфактур, фермеры, крестьяне, рабочие.

2. Прочитайте в учебнике пункт «Рождение индустриального общества», вспомните изменения, произошедшие в общественных отношениях в деревне (см. § 13). Выпишите социальные группы европейского общества XIX в. Определите изменения, произошедшие в социальной структуре.


Второй вариант

Учитель на основе собственных рассуждений или работы учащихся с пунктом учебника «Рождение индустриального общества» предлагает заполнить таблицу в задании 19 на с. 53 рабочей тетради.

По окончании любого из вариантов работы ее результаты обсуждаются в классе. Учащиеся формулируют понятие индустриального общества и его основные отличия от общества предшествующих столетий.

В данном параграфе множество новых терминов и понятий, поэтому целесообразно предложить ученикам задания на их отработку.

image43

1. Самостоятельно составьте тестовое задание на соотнесение термина и его определения.

2. Составьте описание понятия через конкретные факты.

Данные задания можно использовать на следующем уроке как основу для проверки знаний учеников.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.