загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 9. ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ. ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII века; охарактеризовать разногласия между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия

Задачи урока

Познакомить с церковными нововведениями; объяснить смысл конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона; продолжить формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности - патриарху Никону и протопопу Аввакуму

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа

Предполагаемый результат

Знать: об основных событиях социальной и церковной истории XVII века, причинах их возникновения, о роли православной церкви в истории страны; основные понятия, основные причины и последовательность церковного раскола.

Уметь: определять место и роль основных событий истории России в середине XVII века; самостоятельно анализировать материал учебника через составление сравнительной таблицы; анализировать результаты и делать выводы

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование й материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Протопоп, старообрядчество, раскол, раскольники

Важные даты

1652 г. — церковная реформа Никона.

1654, 1656 гг. - церковные Соборы, отлучение и ссылка противников реформы.

1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем.

1666 г. - церковный Собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.

1667-1676 гг. - Соловецкое восстание

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

У УД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1.Opганизационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания (тест - см. Приложение).

— В чем суть возникшей в начале XVI века теории «Москва - третий Рим»?

Таким образом, возобладало мнение, что грекам надо учиться у русских, а не наоборот. Значит, умалчивалось и то, что, хотя греческая церковь находилась в стесненной ситуации - под властью турок-мусульман, она - старейшая, она - мать Русской православной церкви

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Тест

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- Самостоятельно прочитать отрывок из учебника «Патриарх Филарет».

Работа с классом.

- В чем вы видите главный итог деятельности патриарха Филарета на посту главы церкви?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа по учебнику, с. 51-52. Ответы на вопросы учителя

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Повседневная церковная практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых выливалось в напряженные споры. Именно к середине XVII века накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой

и возникали вопросы относительно обрядов Русской православной церкви.

Русская православная церковь существует с 988 года, когда киевский князь Владимир крестил Русь и крестился сам. За многие века существования церкви в церковных книгах и обрядах накопились искажения.

- Почему искажались книги?

- Почему искажались обряды?

Демонстрируют знания и умения по теме.

Отвечают на вопросы:

- Книги переписывались от руки, а во время переписывания неизбежны ошибки. Переписчики нередко добавляли что-то свое.

- Обряды исполняются людьми. Все люди разные. У разных людей могут быть разные представления об исполнении обрядов

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Устный контроль, объяснение, модельный ответ

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

- Почему Никон имел такое огромное влияние на царя Алексея Михайловича?

Рассказывает о взаимоотношениях патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем.

- Чем была вызвана необходимость церковной реформы?

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание. Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Делают вывод из рассказа учителя:

- С течением времени отношения между патриархом и царём охладевали вследствие того, что царь становился более самостоятельным, а патриарх - более охотным до власти. Между двумя когда-то дружными людьми встал вопрос власти

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Устный контроль, ответы на вопросы

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

 

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Работа с классом.

- Какие церковные обряды вы знаете?

Главные церковные обряды - крещение, венчание, отпевание и т. п. Патриарх Никон решил, что если верующие читают в книгах разное, обряды совершают по-разному, то это ведет к искажению веры, что недопустимо. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось навести порядок, унифицировать обряды и священные книги согласно единому образцу. Большинство верующих «приняло» реформу Никона

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-

познавательные,

коммуникативные

Ответы на вопросы. Записи в тетради (презентация)

Умение ориентироваться в содержании предмета

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся;

создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

- Победа Никона привела к расколу Русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации

Учебно-

познавательные,

информационные,

коммуникативные,

личностные

Работа с текстом учебника, с. 65 -66. («Протопоп Аввакум»)

Умения использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Предлагает обучающимся схему для обсуждения и закрепления знаний

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Контроль усвоения по предложенной схеме (презентация), выводы по уроку

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

 

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 7, вопросы, работа с документом, знать новые понятия

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

 
                     

Приложение

Заполните пропуски.

Вариант 1

1. Первым русским царём новой династии стал _________________________________________________________

2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать _________________________________________________________       

3. Новый царь любил _______________ и тратил большие деньги на их приобретение.

4. В народе нового царя прозвали _________________________________________________________

5. От второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился сын _________________________________________________________

6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________________________________

7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа _________________________________________________________

8. Во главе главных административных единиц царь ставил _________________________________________________________

Вариант 2

1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось _______________ лет.

2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и _________________________________________________________                                                                                                     

3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _________________________________________________________

4. От первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья _______________ и _______________, и дочь _______________

5. Последний Земский собор был созван в _______________ году.

6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________________________________________» Дума.

7. В XVII веке главными административными единицами оставались _______________, которые делились на более мелкие звенья _______________ и _______________.

8. В 1649 году был создан новый свод законов, который назывался _________________________________________________________        

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

1

Михаил Фёдорович Романов

1

16

2

Марфа

2

Земского собора

3

Цветы

3

Алексей

4

Тишайшим

4

Фёдор и Иван, Софья

5

Пётр

5

1653

6

Боярская дума

6

Ближняя

7

Приказов

7

Уезды; станы и волости

8

Воевод

8

Соборным уложением





загрузка...

загрузка...