загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 7. ОФОРМЛЕНИЕ СОСЛОВНОГО СТРОЯ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из сословий

Задачи урока

Научить определять на примерах крестьян, дворян, посадских людей, духовенство общее и различное и то, что положение членов одного сословия было различным; научить устанавливать логические связи между событиями; в ходе коллективного обсуждения осознать роль царской власти в изменении позиций различных сословий

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа, работа в группе; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины закрепощения крестьян; направления политики династии Романовых; основные понятия.

Уметь: определять место и роль основных событий России начала XVII века; объяснять причины установившейся иерархии в обществе; анализировать результаты политики власти в отношении крестьянства

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями

Основные понятия

Оброк, барщина, сословия, крепостные, приказные люди, волость, «приборные» служилые люди, предприниматели, наемные работники. Соборное уложение

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

 

1. Opганизационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания (тест-карточки — см. Приложение 1).

«Рабами и крепостными являются все они (русские)....» (А. Олеарий).

Вопрос:

- Какие аргументы использует А. Олеарий, чтобы доказать свое утверждение?

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляет собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Тест-карточки. Работа с документом, с. 52 учебника («Сословный строй России глазами иностранца»

А. Олеария)

Включение в учебный процесс

 

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Проблемный вопрос:

- Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами вне зависимости от сословного происхождения?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопрос

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

 

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Рекомендует обучающимся вспомнить из курса истории Средних веков понятия:сословие, феодал; определить категории привилегированного и непривилегированного населения

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

 

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

 

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Предлагает обучающимся по каждому сословию заполнить таблицу (рабочий лист — см. Приложение 2)

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Таблица, схема

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

 

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Работа по тексту документа с понятием:непривилегированные категории населения.

• Соборное уложение 1649 г. - изменения в положении крестьянства. - Почему правительство было заинтересовано в закрепощении крестьян?

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа индивидуально по тексту учебника, с. 46-48

Умение ориентироваться в содержании предмета

 

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Проводит беседу.

Вопросы:

- Как проходило формирование городского сословия «посадских людей»?

- Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями они пользовались и почему?

- В чем был смысл отмены «беломестных» слобод в городах?

На примере крестьян, посадских людей, духовенства докажите, что положение членов одного сословия было различным

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные

Работа с историческими документами

Умения использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности.

Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Творческое задание - представить человека:

а) из крестьянства;

б) посадского населения: купца или богатого ремесленника;

в) феодалов;

г) духовенства;

д) казачества

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа в группах

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 5, вопросы и задания, знать новые понятия, работа с документом

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

                     

Приложение 1

Тест-карточки

Карточка 1.

1. Последствия Смутного времени:

а) присоединение новых территорий на Западе;   

б) рост численности населения;     

в) хозяйственное разорение страны;

г) отмена крепостничества.

2. Крупный торг, устраиваемый в постоянном месте в определенное время, называется:

а) ярмарка;                       

б) посад;

в) слобода;                             

г) мануфактура.

3. Напишите не менее трех представителей купцов-промышленников XVII века.

Карточка 2.

1. В XVII веке бобылями называли:

а) обедневших крестьян;     

б) женатых мужчин;

в) жителей города;

г) крестьян, занимавшихся выращиванием бобовых культур.

2. Ремесленное производство, ориентированное не на заказ, а на сбыт продукции на рынке, называется:

а) натуральным;                            

б) всероссийским;

в) капиталистическим;

г) мелкотоварным.

3. Перечислите не менее трех препятствий, стоявших на пути развития внутренней и внешней торговли России.

Карточка 3.

1. Сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возращении им беглых крестьян, назывались:

а) заповедными годами;                

б) пожилыми;

в) урочными летами;                     

г) крепостным правом.

2. Как назывался труд работников, лишенных орудий труда и вынужденных продавать за определенную плату свою рабочую силу?

3. Установите соответствие между понятиями и определениями, одно определение «лишнее»:

1. Цех

2. Фабрика

3. Слобода

4. Мануфактура

а) союз ремесленников

б) крупное промышленное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике

в) крупное промышленное предприятие, основанное на использовании машинной техники

Приложение 2

Рабочий лист (заполненный)

«Категории населения в России XVII века»

А. Привилегированные сословия

Название

Феодалы

Бояре

Дворяне

Права, уравнены в 1682 году

Вотчина - наследственное земельное владение (владение землей и людьми)

Поместье - земельное владение, данное за службу (владение землей и людьми)

Обязанности

Служба государю

Служба государю

Название

Духовенство

Белое

Черное

Представители

Приходские священники, епископы, архиепископы, митрополиты, патриарх

Монахи

Права

Право на владение землей, частично функции суда

Обязанности

-

Б. Непривилегированные сословия

Название

Крестьяне

Владельческие

Черносошные (государственные)

Холопы

Характеристика

Лично несвободные (крепостные)

Лично свободные

Прислуга

Права

-

-

-

Обязанности

Повинности (барщина, оброк)

Платить подати

Платить подати

Платить подати

Название

Городское население (посадское)

 

Богатые торговцы и ремесленники

Мелкие ремесленники и торговцы

 
   

Права

Белые слободы - часть территории города, освобожденная от уплаты налога

-

 

Обязанности

Платить подати

 

В. Полупривилегированное сословие

Название

Казачество

Права

Самоуправление

Обязанности

Служба государю - обязательная и общая воинская повинность, охрана границ





загрузка...

загрузка...