ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

Група в ViberГрупа в Facebook

История России Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова - 2016 год

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

Тип урока

Урок изучения нового


Цель урока

Дать представление о важности для России обретения выхода к Чёрному морю; описать ход русско-турецких войн, рассказать о выдающихся русских победах и русских полководцах; осветить сложную дипломатическую борьбу вокруг этих событий


Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с внешней политикой, установить логические связи между событиями внешней политики; в ходе коллективного обсуждения осознать роль великих полководцев и флотоводцев в событиях внешней политики


Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление хронологической таблицы


Предполагаемый результат

Знать: хронологические рамки и называть даты сражений русско-турецких войн; последовательность событий внешней политики.

Уметь: показывать на исторической карте: а) основные походы русских войск и места сражений в русско-турецких войнах; б) территории, вошедшие в состав России в ходе этих войн; проводить самостоятельный поиск информации в исторических источниках в соответствии с заданиями; рассказывать о ключевых событиях изучаемого периода и их участниках; расширить представления о событиях внешней политики при Екатерине II


Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, личностные


Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества


Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты: “Россия в 1760-1800 гг.”, “Россия в XVII веке -1760 г.”; картосхема “Штурм Измаила”; репродукции портретов выдающихся полководцев и флотоводцев России второй половины XVIII в.: “Петр Александрович Румянцев”, “Алексей Григорьевич Орлов”, “Григорий Андреевич Спиридов”, “Григорий Александрович Потемкин”, “Александр Васильевич Суворов”


Основные понятия

Коалиция, буферное государство, нейтралитет, эскадра

Важные даты

1768 г. - нападение Турции на Россию.

1768-1774 гг. - Русско-турецкая война.

1787-1791 гг. - Русско-турецкая война.

26 июня 1770 г. - Чесменское морское сражение.

1772 г. - первый раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией.

1774 г. - Кючук-Кайнарджийский мирный договор.

17 июня 1789 г. - начало революции во Франции.

10 января 1790 г. - штурм Измаила.

1791 г. - Ясский мирный договор.

1792 г. - второй раздел Речи Посполитой.

1794 г. - восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.

1795 г. - третий раздел Речи Посполитой

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

В те дни, как всюду скороходом Пред русским ты бежишь

народом

И лавры рвешь ему зимой, Стамбулу бороду ерошишь,

На Тавре едешь чехардой;

Задать Стокгольму перцу

хочешь...

Г. Р. Державин

- Что хотел сказать автор?

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Общекультурные, коммуникативные

Самооценка готовности к уроку. Фронтальный опрос

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

“Соединить Каспийское море с Чёрным, оба с Балтийским и Северным и направить сюда транзитом торговлю Китая и Восточной Индии - значило бы

возвысить Россию на степень могущества высшую, чем прочие государства Европы и Азии”.

Екатерина II

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы, участие в диалоге

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для “открытия нового знания”; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- В годы своего правления Екатерина II даровала титулы свои полководцам:

Алексей Орлов - “Чесменский”; Александр Суворов - “Рымникский”;

Петр Румянцев - “Задунайский”; Григорий Потемкин - “Таврический”.

- Определите территории, по названию которых были даны титулы русским полководцам. Пользуясь картой учебника (с. 218- 219), найдите эти территории

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательные,

информационные

Работа с картой

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. Формирование интереса к познавательной деятельности на уроке

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует работу по сравнительной таблице русско-турецких войн. (Презентация, видеофильмы.)

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, апробируют варианты и способы решения

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

информационные

Фронтальная форма работы. Самоконтроль и взаимоконтроль

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

A. Организация проверки работ обучающихся по таблицам. Работа с картой:

1. Найти и показать территории, крепости, отошедшие к Российской империи по Ясскому мирному договору в 1791 г.

2. Показать земли, отошедшие к России в 1783 г.

3. Показать границы Российской империи в 1800 г.

Б. Рассказ учителя о событиях русско-шведской войны.

B. Обострение польского вопроса в 1760-х гг. Участие России

в разделах Речи Посполитой. Вопрос для беседы:

- Почему Россия на протяжении XVIII в. вмешивалась во внутренние дела Речи Посполитой? Задание: объясните, почему Россия приняла активное участие в разделе Речи Посполитой.

Г. Краткий рассказ учителя об основных событиях французской революции в объеме текста учебника

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал.

A. Работа с картой.

Вывод: в итоге русско-турецких войн Россия получила выход к Черному морю.

Б. Записи в тетради в ходе обсуждения вопросов.

Вывод: итог русско-шведской войны — заключение союзнических отношений между Россией и Швецией.

B. 1) Ответы на вопросы.

2) Поиск ответа на задание учителя.

3) Сообщение о Тадеуше Костюшко и борьбе в Польше. Вывод: разделы Речи Посполитой укрепили политические, военные, экономические позиции Российской империи. А также произошло воссоединение с Россией большей части восточно- славянских земель. Россия стала владеть важным водным путем - Западной Двиной.

4) Подкрепляют свой ответ, выводы, опираясь на карту

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

информационные

Работа в паре, самооценка, взаимооценка

Умения выстроить причинно-следственную связь изучаемых событий и формулировать промежуточные выводы

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление

ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Подготовка к выступлениям обучающихся с сообщениями на тему “Слава и доблесть военного искусства России”

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают

задания соответствующего уровня

Учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные

Работа с историческими документами, картами, схемами при подготовке к выступлению с сообщениями (домашнее задание)

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности.

Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Коллективно- распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Тест (см. Приложение)

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Самостоятельная работа по тестовым заданиям. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

- Подготовить сообщения о великих полководцах Екатерины II

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование









Приложение

Тестовые задания по теме “Внешняя политика Екатерины II”

1. Вставьте вместо пропусков.

За особые заслуги перед отечеством ряд полководцев и государственных деятелей к дворянской фамилии и титулу специальным указом Екатерины II получили почётное наименование:

а) князь Г. А. Потёмкин -___________ ;

б) граф А. Г. Орлов -______________ ;

в) граф П. А. Румянцев -___________ ;

г) граф А. В. Суворов -____________ .

В связи с какими событиями они были удостоены этой чести?

2. О ком идёт речь?

Кому предназначался рескрипт Екатерины II?

“Знаменитая победа в конце последней кампании Черноморским флотом нашим, вами предводительствуемым, над таковым же турецким одержанная в самой близости столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливо мужества и искусства вашего, и приобретает вам монаршее наше благоволение. В изъявлении оного всемилостивейшее пожаловали вас кавалером ордена нашего святого Александра Невского, которого знаки, доставляя при сем, повелеваем вам возложить на себя и носить по установлению...”

3. Внешняя политика Екатерины II привела:

а) к потере выхода к Чёрному морю;

б) значительному росту территории страны;

в) обострению отношений с Англией;

г) превращению России в великую европейскую державу.

4. Ф. Ф. Ушаков командовал:

а) эскадрой Балтийского флота, разгромившей турецкую эскадру в Чесменской бухте;

б) русскими войсками, разбившими главные силы турецкой армии у реки Кагул;

в) обороной крепости Кинбурн от турецкого десанта;

г) Черноморским флотом, разбившим турецкую эскадру в Керченском проливе.

5. По какому принципу образован ряд?

П. А. Румянцев, А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов.

6. Что является лишним в ряду?

В 1770 году произошло сражение: у реки Ларги, при Фокшанах, у реки Кагул, в Чесменской бухте.

7. Вставьте вместо пропусков.

Основные сражения русско-турецкой войны __________________, где А. В. Суворов одержал победы над неприятелем: Кинбурн, __________________, __________________, __________________.

8. Сражение при Фокшанах, на р. Рымник, взятие Измаила относятся:

а) к Русско-турецкой войне 1735-1739 гг.;

б) Русско-турецкой войне 1768-1774 гг.;

в) Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.;

г) войне со Швецией.

9. Вставьте вместо пропусков.

В 1774 году в местечке __________________ был заключён договор между Россией и Турцией. По нему к России отходила территория между Южным Бугом и Днепром с крепостью __________________, крепости Керчь и Еникале на __________________ море, Кабарда на Северном Кавказе. Турция была вынуждена признать независимость __________________.

10. Определите по кратким характеристикам, о каких полководцах идёт речь.

а) Современники считали, что он сделал для России на юге не меньше, чем Петр I на севере, а Екатерина II говорила о нём: “Он был мой дражайший друг... человек гениальный. Мне некем его заменить!”;

б) узнав об одной из его побед, А. В. Суворов воскликнул: “Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!”

11. Выберите правильный ответ.

Командующий русской армией в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг.:

а) А. Г. Орлов;

б) П. А. Румянцев;

в) Г. А. Потёмкин;

г) П. И. Панин.

12. Главным событием заключительного этапа второй русско-турецкой войны конца XVIII века стало:

а) форсирование Дуная;

б) взятие Туртукая;

в) овладение крепостью Очаков;

г) взятие Измаила.

13. Выберите правильные ответы.

В состав России в период правления Екатерины II вошли:

а) Правобережная Украина и Белоруссия;

б) Центральная Польша с Варшавой;

в) Финляндия;

г) Южная Прибалтика;

д) Северное Причерноморье;

е) Казахские земли;

ж) территория на Дальнем Востоке и в Северной Америке.

14. Установите правильное соответствие

1) 1770 г.

2) 1774 г.

3) 1783 г.

4) 1790 г.

5) 1791 г.

а) Ясский мирный договор;

б) присоединение Крыма;

в) Чесменское морское сражение;

г) Кючук-Кайнарджийский мирный договор;

д) взятие крепости Измаил;

е) сражение у реки Кагул.

15. О ком идёт речь?

Одна из самых ярких личностей из ближайшего окружения Екатерины II. Он за присоединение Крыма мирным путём получил титул светлейшего князя Таврического. Как губернатор Новороссии успешно руководил освоением и заселением этого края. Он много сделал для создания торгового и военного флота на Чёрном море.

16. О чём идёт речь?

О каком сражении говорится в рапорте адмирала Г. А. Спиридова: “Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всём архипелаге господствующими”. В честь этой победы была выбита медаль с лаконичной надписью “Был”.

17. Что является лишним в ряду?

Черноморский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова выиграл морские сражения в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.: у острова Тендра, в Керченском проливе, в Чесменской бухте, у мыса Калиакрия.

18. Выберите правильный ответ.

Первая морская победа России в южных морях произошла:

а) в Хиосском проливе;

б) в Чесменской бухте;

в) у острова Тендра;

г) в Керченском проливе.

19. Присоединение Крыма к России произошло:

а) в 1775 г.;

б) 1783 г.;

в) 1785 г.;

г) 1791 г.

20. Черноморским флотом в ходе Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. командовал:

а) С. Ф. Апраксин;

б) Г. А. Спиридов;

в) А. Г. Орлов;

г) Ф. Ф. Ушаков.

21. В результате Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия:

а) получила выход в Чёрное море;

б) возвратила Азов;

в) добилась права иметь крепости и флот в Азовском море;

г) вернула Турции занятые русскими войсками Бессарабию и Дунайские княжества.

22. Отказ от присоединения к одной из сторон в войне или дипломатическом конфликте называется:

а) коалицией;

б) кондицией;

в) нейтралитетом;

г) монополией.

23. Выберите правильные ответы.

Основные направления внешней политики при Екатерине II:

а) обеспечение выхода России к Чёрному морю;

б) возвращение в состав России украинских и белорусских земель;

в) создание антитурецкой коалиции;

г) освобождение балканских народов от турецкого владычества;

д) продвижение в Среднюю Азию;

е) борьба с революционной Францией.

24. Установите соответствие между полководцами и местами важнейших сражений русско-турецких войн второй половины XVIII века:

1) П. А. Румянцев

2) А. В. Суворов

3) Г. А. Потёмкин

а) взятие крепости Очаков;

б) сражение у реки Ларги;

в) сражение при Фокшанах;

г) сражение у реки Кагул;

д) сражение при Рымнике;

е) взятие крепости Измаил.

25. О ком идёт речь?

Участник Семилетней войны. Контратака его войск в ходе войны у деревни Гросс-Егерсдорф спасла отчаянное положение русской армии. Был назначен главнокомандующим русской армией в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. В одном из решающих сражений 17-тысячная армия под его командованием разгромила более чем 100-тысячное османское войско. Первым получил орден Святого Владимира I степени.

26. О чём идёт речь?

Это была мощная крепость, построенная под руководством французских и немецких инженеров. Гарнизон её насчитывал 35 тысяч человек. Русские войска, осаждавшие крепость, имели 31 тысячу. При подготовке к штурму для тренировок русские выкопали ров и возвели крепостные стены. Коменданту был направлен ультиматум: “24 часа на размышления для сдачи и - воля. Первые мои выстрелы - уже неволя. Штурм - смерть”. После жестокого боя крепость пала.

Ответы:

1. а) Таврический, за присоединение Крыма (старое название Таврида) к России;

б) Чесменский, общее руководство русским флотом при уничтожении турецкого флота в Чесменской бухте;

в) Задунайский, за ряд блестящих побед, позволивших русским войскам под его командованием занять весь левый берег Дуная;

г) Рымникский, за победу на реке Рымник.

2. О Ф. Ф. Ушакове.

3. б.

4. г.

5. Полководцы, участвовавшие в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

6. При Фокшанах.

7. 1787-1791 гг., Фокшаны, Рымник, Измаил.

8. в.

9. Кючук-Кайнарджи; Кинбурн; Азовском море; Крымского ханства.

10. а) О Г. А. Потёмкине; б) о Ф. Ф. Ушакове.

11. б.

12. г.

13. а, г, д, ж.

14. 1-е, в; 2-г; 3-б; 4-д; 5-а.

15. О Г. А. Потёмкине.

16. О разгроме турецкого флота в Чесменской бухте.

17. В Чесменской бухте.

18. б.

19. б.

20. г.

21. а.

22. в.

23. а, б, г, е.

24. 1-6, г; 2-в, д, е; 3-а.

25. О П. А. Румянцеве.

26. О взятии Измаила.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.