загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 29. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА

Тип урока

Комбинированный

 

Цель урока

На конкретных примерах объяснить и доказать обучающимся, что в России начал развиваться процесс разложения феодально-крепостнической системы

 

Задачи урока

На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики во второй половине XVIII века; выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйства в условиях начала разложения феодально-крепостнической системы; развивать умения работать со статистическими данными, картой, историческими документами; развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, умения выбирать главное, анализировать, делать выводы

 

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы

 

Предполагаемый результат

Знать: о проявлениях начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы; о причинах создания, программе и значении деятельности Вольного экономического общества; о прогрессивных методах ведения в области сельского хозяйства; об особенностях развития мануфактурной промышленности; об изменениях в структуре и объёмах торговли; о новых явлениях в развитии финансов; об общих итогах развития экономики России в XVIII веке.

Уметь: производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие; описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи; определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений, определять в них общее и различие; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе; определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей в истории

 

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные

 

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

 

Оборудование и материалы

Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики, карта «Россия во второй половине XVIII века»

 

Основные понятия

Товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, экономика, мануфактура, крестьяне-отходники, денежный оброк, барщина, месячина

Важные даты

1765 г. - учреждено Вольное экономическое общество.

1775 г. - принятие Манифеста о разрешении всем подданным заниматься любыми видами предпринимательства

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

- Посмотрите на слова, которые размещены на слайде, подумайте и скажите, какую тему сегодня на уроке мы будем изучать. (Презентация.)

Мы завершаем изучение истории второй половины XVIII века.

И, рассмотрев изменения в политической, социальной сфере, переходим к экономическому развитию государства

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Ответы на вопрос учителя

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Вопросы:

1. Какие проблемы остались

в экономическом развитии России после реформ Петра Первого?

2. Что такое феодально-крепостническая система?

3. Какие факты говорят о том, что феодально-крепостническая система неэффективна, что она переживает кризисные моменты?

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Самостоятельно работают с текстом учебника (с. 208-210), называют и комментируют названные факты, которые фиксируются в виде таблицы. (Презентация.)

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы, самостоятельная работа с текстом учебника

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала,

необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Крестьянские хозяйства являлись основой экономической системы страны, и их разорение, упадок подвели к тому, что

встала необходимость применять меры по обновлению экономической жизни. А какие это были меры, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

Вопросы:

- Для чего нужно было создавать Вольное экономическое общество?

- В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО?

- Выполнило ли оно поставленные задачи?

Демонстрируют знания и умения по теме.

Отвечают на вопросы, отмечая, что: ВЭО создано для оказания

помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства. Свою научную деятельность ВЭО начало с конкурса «Какое право на землю должен иметь землевладелец...». Никаких результатов этот конкурс не имел. Все осталось, как было.

И крестьянский вопрос становился главной проблемой для России. ВЭО было инициатором распространения новых сортов сельскохозяйственных культур, в том числе картофеля

Учебно-познавательные,

личностные,

регулятивные

Ответы на вопросы

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных

способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Организует работу в группах. Раздает конверты с заданиями: группа 1 - сельское хозяйство; группа 2 - промышленность; группа 3 - торговля (см. Приложение)

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Задания. Таблица, карта. Работа в группах

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное

закрепление

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи. Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Организация работы с картой «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века». Вопросы:

1. На какой территории России преобладал сбор с крестьян оброка, на какой - барщина?

2. В каких районах России сеяли

лен и коноплю, где занимались выращиванием зерновых культур, скотоводством?

3. Скажите, какие отрасли промышленности были развиты

в России во второй половине XVIII века.

4. Подумайте и скажите, что могла Россия вывозить на продажу, какие продукты, товары, а что могла ввозить, то есть что Россия экспортировала и какой импорт ввозился в страну

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Работают с картой. Предполагаемые выводы:

- Противоречивость экономического развития России:

с одной стороны, нарастало

развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях;

с другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда - противоречивый характер результатов экономического развития.

Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Всё это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа с картой.

Контроль усвоения навыков работы с картой, модельный ответ, оценочное

суждение

Умения ориентироваться в содержании предмета.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Рассказывает о финансах. Задание: выберите тенденции, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений. (Презентация.)

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Самостоятельная работа. Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

- Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 26, вопросы и задания

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно- познавательные, личностные, регулятивные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение

Задания для групп

Группа 1. Сельское хозяйство.

Учебник, с. 211-212.

Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.

Задание 2. Сделайте выводы о способе развития сельского хозяйства в России (экстенсивное, интенсивное).

Успехи

Трудности

   

Вывод: __________________________________________

Группа 2. Промышленность.

Учебник, с. 212.

Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие промышленности (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.

Задание 2. Сделайте выводы о развитии промышленности в России.

Успехи

Трудности

   

Вывод: __________________________________________

Группа 3. Торговля.

Учебник, с. 212.

Задание 1. Рассмотреть и проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине XVIII века.

Задание 2. Сделайте выводы о развитии торговли в России.

Успехи

Трудности

   

Вывод: __________________________________________

Ответ группы 1:

Успехи

Трудности

1. Освоение новых земель (Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье) - выделение земель.

2. Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры

1. Отсутствие новых форм труда.

2. Личная зависимость крестьян

Вывод: сельское хозяйство развивалось экстенсивно, то есть за счёт освоения вновь присоединённых малонаселённых земель.

Ответ группы 2:

Успехи

Трудности

1. Высокие темпы развития (непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары).

2. Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие

1. Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне.

2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур.

3. Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития

Вывод: переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими - феодальными.

Ответ группы 3:

Успехи

Трудности

1. Развитие внутренней и внешней торговли:

1754 год - отмена внутренних торговых пошлин (оживление торговых связей).

2. Увеличение сельских торжков, ярмарок (втягивание крестьян в рыночные отношения).

3. Усиление товарообмена между городом и деревней. Ярмарки приобретают общероссийское значение

1. Экспорт сырья и полуфабрикатов (зерно, металл).

2. Вывозились из страны в основном сырьё или полуфабрикаты (европейским поставщиком сырья).

3. Проникновение на внутренние рынки посредников - иностранных купцов

Вывод: успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.





загрузка...

загрузка...