загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 26. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1725-1762 ГОДАХ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Охарактеризовать основные направления политики Российской империи после смерти Петра I до начала правления Екатерины II

Задачи урока

Определить значение присоединения к Российской империи казахских земель и Горного Алтая; дать оценку участия России в Семилетней войне; закрепить у обучающихся умение работать с картой, картосхемами, историческими документами; на примере полководческого искусства П. Я. Румянцева, П. С. Салтыкова формировать патриотические чувства и любовь к Отечеству

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление хронологической таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины войн периода истории 1725-1762 гг.; направления внешней политики Российской империи 1725- 1762 гг.; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль основных событий внешней политики Российской империи 1725-1762 гг.; объяснять причины войн периода истории 1725-1762 гг.; анализировать результаты внешней политики; работать с исторической картой

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Реванш

Важные даты

1735-1739 гг. - война с Турцией и Крымским ханством. 1741-1743 гг. - русско-шведская война.

1756-1763 гг. - Семилетняя война.

Август 1758 г. - сражение при Цорндорфе.

Август 1759 г. - сражение при Кунерсдорфе.

Сентябрь 1760 г. - взятие русскими Берлина.

1761 г. - захват войсками П. А. Румянцева Кольберга

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Организация работы по рабочему листу (см. Приложение 1)

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Ответы на вопросы, рабочий лист (часть работы - домашнее задание)

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Слыхал ли кто из в свет

рожденных,

Чтоб торжествующий народ Предался в руки побежденных?

О стыд, о странный оборот!

М. В. Ломоносов

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Обмен мнениями

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Представляет направления внешней политики России в 1725-1762 годах

Демонстрируют знания и умения по теме.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения заданий

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Таблица (см. Приложение 2)

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное

усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление

Организация

самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

Организует работу групп по заданиям (см. Приложение 2)

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Демонстрируют знания и умения по теме.

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа в группах

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно- распределенная деятельность.

Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Организация работы обучающихся по заполнению итоговой таблицы (см. Приложение 3). Вывод о результатах внешней политики, возвращение к эпиграфу

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Итоговая таблица (задания для групп). Корректировка или защита собственных выводов по эпиграфу

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 23, вопросы, задания, документы, рабочий лист

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение 1

Рабочий лист урока по теме «Внешняя политика в 1725-1762 годах»

I.   Подумайте, что могут означать эти цифры, и соотнесите их с именами монархов.

Задание.                                                 Ответ:

1. Петр I

а) 34

2. Елизавета Петровна

б) 43

3. Анна Иоанновна

в) 20

4. Екатерина II

г) 10

В результате Северной войны Россия (обведите нужную цифру):

1. Завоевала выход в Балтийское море.

2. Лишилась части своей северной территории.

3. Укрепила свое международное положение.

4. Потеряла свою независимость.

Впишите даты и события:

Дата

Сражение

1695-1696 гг.

 
 

Прутский поход Петра I

1700-1721 гг.

 

ІІ. Важнейшие даты:

1735-1739 гг. - война с Турцией и Крымом;

1741-1743 гг. - русско-шведская война;

1756-1763 гг. - Семилетняя война;

1758 г. - сражение при Цорндорфе;

август 1759 г. - сражение при Кунерсдорфе;

сентябрь 1760 г. - взятие русскими Берлина;

1761 г. - захват войсками П. А. Румянцева Кольберга.

Выдающиеся личности: Б. К. Миних, А. П. Бестужев-Рюмин, Фридрих II Великий, П. С. Салтыков.

Документ:

Что стоял - стоял прусский король на крутой горе,

Что смотрел-то глядел на Берлин-город!

«Охти! Батюшка укрепушка, Берлин-город!

Ты кому же, моя укрепушка, достанешься?

Доставалась моя урепушка царю белому,

А еще генералушке Краснощекому!»

Уж как ходит Краснощекий с купцом по торгу,

Закупает Краснощекий свинцу-пороху,

Заряжает Краснощекий сорок пушечек,

Пробивает Краснощекий стену каменну,

' Достает Краснощекий короля прусского:

Как король прусский под столиком

Сидел Серым котиком;

Из палат-то он вылетывал Черным вороном;

По синю морю высплавливал Сизым селезнем.

Вопрос к документу:

- О каком из военных походов эпохи рассказывает солдатская песня?

Приложение 2

Основные направления внешней политики России в 1725-1762 годах

 

Запад

Юг

Восток

Цели, задачи

     

Результат

     

Группа 1. Задание 1. Взаимоотношение России и Речи Посполитой.

Вопросы классу:

- Почему в 30-е годы XVIII века в Европе началась борьба за «польское наследство»?

- Чем было вызвано вмешательство России в польские дела?

Группа 2. Задание 2. Русско-турецкая война 1735-1739 гг.

Вопросы:

- Что явилось поводом, а что - причинами русско-турецкой войны?

- Охарактеризуйте результат русско-турецкой войны для России?

Группа 3. Задание 3. Присоединение Казахстана и Горного Алтая к России.

Вопросы:

- Чем было вызвано принятие казахскими ханами российского подданства?

- Какое значение для народов Казахстана и Горного Алтая имело вхождение в состав России?

Группа 4. Задание 4. Русско-шведская война.

Вопросы:

- Почему Швеция стремилась вернуть свои утраченные в Северной войне позиции?

- Объясните, почему Россия одержала практически легко победу над Швецией в 1741-1743 гг.

- Охарактеризуйте результат русско-шведской войны для России.

Группа 5. Задание 5. Участие России в Семилетней войне.

Вопросы:

- Как повлияла смена монархов на ход Семилетней войны?

- Проанализируйте и сравните деятельность царедворцев и верных своему долгу солдат и полководцев в период Семилетней войны.

- В чем заключалась разница между русской и прусской армией?

Приложение 3

Задание для групп

Заполните таблицу:

Дата сражения

Место

Командующий русскими войсками

Итоги

1757 г.

     

1758 г.

     

1758 г.

     

1759 г.

     

1759 г.

     

1760 г.

     

1761 г.

     

1762 г.

     

Итоговая таблица «Внешняя политика России в 1725-1762 гг.»

Кто проводил

События

Результат

Анна Иоанновна

   

Елизавета Петровна

   

Петр III





загрузка...

загрузка...