загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 25. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1725-1762 ГОДАХ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I

Задачи урока

Познакомить с переменами в системе центрального и местного управления; проследить этапы укрепления позиций дворянства; познакомить с новыми явлениями:

а) в развитии крестьянского вопроса;

б) в развитии мануфактурного производства.

Продолжать работу над формированием умений и навыков сравнительного анализа

Формы, приемы, методы

Работа в группах; составление сравнительной таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины проводимых преобразований; направления внутренней политики преемников Петра I; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль основных событий истории в 1725-1762 гг.; объяснять причины изменений во внутренней политике; анализировать результаты деятельности преемников Петра I

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты; рабочий лист

Важные даты

1726 г. - создан Верховный тайный совет (ВТС).

1736 г. - предоставление дворянам права самим определять меры наказания беглым крестьянам.

1736 г. - ограничение службы дворян до 25 лет.

1754 г. - отмена внутренних таможен.

1762-1764 гг. - указы, освободившие дворян от обязательной службы

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Opганизационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания (тест - см. Приложение 1)

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Тест по вариантам

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Постановка проблемы:

«При отсутствии внимательного изучения Русской истории XVIII века обыкновенно повторяли, что время, протекшее от смерти Петра Великого до вступления на престол Екатерины II, есть время печальное и недостойное изучения» (С. М. Соловьев)

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Пытаются доказать или опровергнуть высказывание, находят противоречие и обращаются за дополнительной информацией к учебнику

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Обмен мнениями

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Организация работы групп (рабочий лист - см. Приложение 2)

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения задания.

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-познавательные, личностные, коммуникативные

Сравнительная таблица (рабочий лист)

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности. формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Вопросы для беседы:

1. Чем были вызваны перемены в системе центрального и городского управления в 1725-1761 годах?

2. При каком правителе (1725- 1761 гг.) были усилены позиции дворянства? Почему?

3. Почему в эпоху дворцовых переворотов была изменена политика по отношению к дворянству?

4. Сравните государственную политику по отношению к дворянству в 1725-1761 годах со временем Петра I.

5. Охарактеризуйте политику, проводимую в отношении российского крестьянства в 1725- 1761 годах.

6. Действительно ли прав

С. М. Соловьев: «...от смерти Петра Великого до вступления на престол Екатерины II, есть время печальное и недостойное изучения»?

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант.

Делают окончательный вывод по высказыванию С. М. Соловьева из проблемного вопроса

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы, вывод

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 23, вопросы, задания, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

               

Приложение 1

Тест по теме «Внутренняя политика в 1725-1762 годах»

Вариант 1

1. Решающая сила при определении политики в данный период;

а) гвардия;                            

б) стрелецкое войско;            

в) даточные люди;

г) Семёновский и Преображенский полки.

2. «Бироновщина» ассоциировалась как:

а) господство Тайной канцелярии;

б) активная борьба русского дворянства;      

в) упрочение позиций высших сановников;

г) олицетворение засилия немцев в управлении государством.

3. Дворцовый переворот – это _______________________________________________

4. Борьба за престол в 1725 началась между двумя группировками:

а) высших сановников во главе с А. Д. Меншиковым;             

б) родовитых сановников во главе с князем Д. М. Голицыным;                                                                                  

в) гвардейцев во главе с Г. Орловым;

г) иностранцев во главе с вельможей времени Петра I;

д) верно а) и б).

5. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

а) Иван Антонович - сын племянницы Анны Иоанновны;        

б) Пётр Алексеевич - внук Петра I;

в) Карл Пётр Ульрих - племянник Елизаветы Петровны;

г) Елизавета Петровна - дочь Петра Великого.

6. При вступлении на престол Елизавета Петровна:

а) провозгласила возвращение к порядкам своего отца;

б) отменила смертную казнь;

в) объявила о расширении прав и привилегий дворянства;

г) ограничила права и привилегии дворян.

Вариант 2

1. Период правления Анны Иоановны вошёл в историю как:

а) правление временщиков;

б) «бироновщина»;

в) правление верховников;                                                                                

г) «орловщина».

2. Гвардия использовалась:

а) для личной охраны императора;       

б) охраны приграничных земель;

в) организации военных экспедиций в другие страны.

3. Кондиции - это _______________________________________________

4. Выражение «слово и дело» связано:

а) с деятельностью Тайной канцелярии;        

б) с осуществлением реформ государственного аппарата;      

г) с деятельностью кабинета министра.

в) с Разбойным приказом;

5. При Елизавете Петровне государственными делами занимались:

а) Б. К. Миних;                              

б) А. И. Остерман;                         

в) П. И. Шувалов;                          

г) К. Г. Разумовский.

6. Целью создания Верховного тайного совета было:

а) лучшее управление государством;    

б) ограничение власти Сената;      

в) продолжение реформ Петра Великого;

г) усиление тайного контроля за деятельностью высших сановников;

д) верно а) и б).

Приложение 2

Рабочий лист по теме «Внутренняя политика в 1725-1762 годах»

Император

Реформы

управления

Вольности

дворянства

Крестьяне

Предпринимательство

Екатерина I (1725-1727)

       

Пётр II (1727-1730)

       

Анна Иоанновна (1730-1740)

       

Елизавета Петровна (1741-1761)

       

Пётр III Фёдорович (1761-1762)

       

Группа 1. Задание. Какие изменения произошли в государстве в области управления? Реформы управления. (Учебник, с. 175-176.)

Группа 2. Задание. Какие изменения произошли в государстве в отношении дворян? Вольности дворянства. (Учебник, с. 176-178, 181-182.)

Группа 3. Задание. Какой была политика государства в эпоху дворцовых переворотов по отношению к крестьянству? (Учебник, с. 178. Крестьяне.)

Группа 4. Задание. Какие изменения произошли в государстве в городском управлении? (Учебник, с. 178-179.)

Группа 5. Задание. Какие изменения произошли в государстве по отношению к казакам? (Учебник, с. 179-180. Казачество.)

Группа 6. Задание. Какие изменения произошли в государстве в отношении предпринимательства? (Учебник, с. 180. Мануфактурное производство.)





загрузка...

загрузка...