загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 16. ПЁТР ПЕРВЫЙ. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Познакомить обучающихся с условиями вступления на престол Петра I; охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях, связанных с периодом начала правления Петра, и установить логические связи между событиями; в ходе коллективного обсуждения осознать роль Петра I в истории государства

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины преобразовательной деятельности Петра I; основные направления внутренней и внешней политики России; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль основных событий начала правления Петра I; объяснять причины преобразовательной деятельности Петра I; анализировать результаты деятельности Петра I

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Регент, Лавра, Великое посольство

Важные даты

30 мая 1672 г. - рождение Петра.

1682 г. - вступление на престол малолетних Ивана и Петра I.

1682-1689 гг. - правление Софьи.

1687 г. - создание Славяно-греко-латинской академии.

1689 г. - неудачная попытка переворота, осуществленная Софьей.

1682-1725 гг. - царствование Петра I

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания (тест - см. Приложение 1). «Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение... Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования...»

С. М. Соловьев

- Какой смысл эпохи Петра вложил историк в свои слова?

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Тест

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно  выдвинут цели урока

в виде вопросов или гипотез

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин. Медный всадник. - Какой характер реформ ждет Россию?

В 1682 г. царь Федор умер. Остро встал вопрос о престолонаследии. Предстояло решить, кто из его братьев станет царем: Иван или Петр, сын Милославской или сын Нарышкиной? Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия? Бояре решили, что царем должен стать десятилетний Петр. В этих условиях родственники Ивана Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. Работа с документом (задание к уроку - см. Приложение 2)

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы.

Работа с документом (задание к уроку)      

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения,

ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Царями были провозглашены оба брата - Иван и Петр. До их совершеннолетия несколько дней спустя по требованию стрельцов Софья Алексеевна стала правительницей при несовершеннолетних братьях (регент). Пётр с матерью отправился в село Преображенское

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно- познавательные, личностные, коммуникативные

Работа с иллюстрациями в презентации по вопросам, текстом документа (см. Приложение 2)

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

Новое понятие: престолонаследие - порядок наследования престола, власти монарха.

...То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник...

А. С. Пушкин. Стансы

- Что отличало Петра от его предшественников и преемников? Организация самостоятельной работы обучающихся по поиску информации

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные

Карточки с заданиями (см. Приложение 3), работа с текстом параграфа

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества,

коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Организация работы групп по карточкам (см. Приложения 3, 4

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-познавательные, коммуникативные

Работа в группах по карточкам с заданиями, работа с текстом параграфа

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

• Великое посольство

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня

Учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные,

личностные

Заполнение таблицы по тексту учебника, с. 115-116

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Вопросы:

1. Как формировалась личность царя Петра?

2. Почему Пётр был объявлен царём, минуя старшего брата Ивана, в 1682 году?

3. Чем можно объяснить свержение Софьи в 1689 году?

4. Дайте оценку Азовским походам Петра.

5. В чем вы видите задачи и итоги Великого посольства Петра?

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Ответы на вопросы, задания кроссворда (см. Приложение 5)

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 13, вопросы, задания, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение 1

Тест

1. На рубеже XVI1-XVIII вв. Россия отставала от европейских стран, потому что:

а) в стране выплавлялось мало стали;        

б) недостаточно развита система образования;     

в) отсталая система управления;

г) господствовали феодальные порядки;

д) Россия не имела выхода к морю.

Обозначьте указанные причины порядковыми номерами в убывающей последовательности в зависимости от степени их значимости.

2. Причины отставания России от передовых европейских стран на рубеже XVII-XVIII вв.:

а) господство феодально-крепостнических отношений;

б) нежелание царского правительства развивать торговые и культурные связи с европейскими странами;

в) отсутствие выхода к Черному и Балтийскому морям;

г) нежелание русских купцов торговать с иностранцами:

д) незаинтересованность европейских купцов торговать с Россией.

3. Неудачи России в борьбе за выход к морям объясняются:

а) неумением русской армии воевать;        

б) слабостью русской артиллерии;             

в) отсутствием сильной регулярной армии;

г) устаревшей системой управления военным делом в стране;

д) отсутствием талантливых полководцев.

Укажите наиболее точный ответ, а также варианты, дающие частично правильный ответ.

4. Вставьте наиболее подходящее слово:

На рубеже XVII-XVIII веков в России созревали необходимые внутренние __________________ для решительных перемен. (Реформы, планы, предпосылки.)

Приложение 2

Исторический документ

(задание к уроку)

Повесть о московском восстании 1682 года.

Майя в 15 день в осмом часу дни в набат ударили, и прииде вестник из государевых царских полат ко стрелцам: «Вы, стрелцы государевы, не знаете, что во царских полатах учинилася, утухла у нас звезда поднебесная, не стало болшаго брата государева царевича Ивана Алексеевича». И тогда собрав- шеся стрелцы со знаменами и со оружием, пришли в Кремль к полатам государевым, и шли в полаты безобщибочно, и учали вопить и кричать со слезами великими умильними гласы жалостно: «Свет ты наш Петр Алексеевич, объяви ты нам своего государева брата царевича и великого князя Иоанна Алексеевича, жив ли есть или мертв!» И тогда царь и царевичь, и царевны все вышли на Златое крыльце, царевичь Иоанн Алексеевичь стал говорить: «Меня хотели задавить до смерти Кирила Нарышкина дети». И стрелцы учали просить у царя и у царевича, и у царевен бояр изменников. Ворвались во дворец и убили боярина Матвеева, Ивана Нарышкина и многих родственников Натальи.

Вопросы к документу:

1. Что послужило поводом к Стрелецкому бунту 1682 года?

2. Как повели себя Петр и Наталья Нарышкина?

3. Что требовали стрельцы у царя?

4. Кто пострадал в результате восстания стрельцов?

Историк об увлечениях юного Петра.

Еще больше Петра увлекало военное дело. Увлечение выросло на почве его детских забав. Просторы Преображенского позволяли Петру производить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести военные игры с участием значительного числа сверстников. Возникает военный городок с жилыми помещениями для Петра и потешных солдат, амбарами для хранения пушек и оружия. Все эти сооружения были обнесены забором с башнями и земляным валом. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу. (Павленко И. И. Петр I.)

Вопросы:

1. Что больше всего увлекало юного царя?

2. Как развивалось увлечение Петра военным делом?

Приложение 3

Задания на карточках группам

Карточка 1. Заполните пропуски:

Петр I родился в... году. После смерти Алексея Михайловича новым царем стал... . Петра стали обучать с... возраста. Первым учителем стал дьяк... .

Карточка 2. Заполните пропуски:

С 10 лет Петр должен был изучать более сложные науки: грамматику, историю, иностранные языки,..., философию.

После смерти царя Федора в... году встал вопрос о престолонаследии. Царем 10-летнего Петра провозгласил... и бояре. Недовольные... подняли против Нарышкиных стрелецкие войска.

Карточка 3. Заполните пропуски:

Петр в свободное время уезжает в..., где учится у иноземцев. Петр создал крепость под названием... и два... полка. Испуганный известием о мятеже, Петр уезжает в Троице-Сергиеву....

Карточка 4. Заполните пропуски:

Петр написал письмо Ивану и потребовал править... . В сентябре Петр вступил в Москву и заточил Софью в... . Так начинается... правление Петра. Иван умирает в... году.

Приложение 4

Азовские походы

Задание 1. Письмо Петра I.

«Мин герр кениг... По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно» Петр.

Вопрос: О первом или втором Азовском походе говорится в письме Петра? Почему вы так решили?

Задание: отметьте причины неудач Азовских походов Петра I.

а) Затяжной характер кампании;                

б) отсутствие единого военного командования;     

в) слабая артиллерия;

г) отсутствие у России союзников;

д) отсутствие у России флота;                    

е) оказание Турции помощи со стороны стран Западной Европы.

Задание 2. Донесение турок своему султану.

Всемилостивейший султан!

Да продлит Аллах твои дни! Нижайше имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным.

А что нам оставалось делать? Силы их были несметны: 42 галеры, 5 крупных кораблей, 10 брандеров, 2000 стругов. А командовал ими сам царь - Петр!

Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.

Года 1693.

Задание: найдите и исправьте исторические ошибки. Информацию найдете на с. 113-114 учебника.

Приложение 5

Кроссворд

Разгадайте кроссворд:

1. Тип армии, которой не было в России до Петра I.

2. Друг Петра, один из руководителей Великого посольства.

3. Страна, с которой воевал Петр в начале своего царствования.

4. Гребное судно.

5. Польский король, союзник Петра I.

6. Место постройки первых русских военных кораблей.

7. Село, давшее название гвардейскому полку.

8. Учитель Петра I.

9. Крепость, взятая русскими войсками в 1696 г.

Ответы: 1. Регулярная. 2. Лефорт. 3. Турция. 4. Галера. 5. Август. 6. Воронеж. 7. Преображенское. 8. Зотов. 9. Азов.







загрузка...

загрузка...