загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 15. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Рассмотреть реформы преобразований государства, предлагаемые передовыми деятелями России; продолжить работу по формированию умений работать с историческими документами, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран, научиться применять исторические знания о данной эпохе в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией:

а) показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени;

б) установить логические связи между событиями. В ходе коллективного обсуждения осознать роль государственных деятелей в деле начала преобразований в России

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе; составление таблицы

Предполагаемый результат

Знать: причины отставания России от европейских стран; реформы преобразований А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына, Ю. Крижанича.

Уметь: объяснять, в чём заключались предпосылки петровских преобразований; характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII века

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Основные понятия

Реформы, предпосылки преобразований

Важные даты

1676-1682 гг. - царствование Федора Алексеевича

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1.Opганизационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин. Медный всадник - О ком идет речь в этом поэтическом отрывке?

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Ответ на вопрос, обмен мнениями

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

- По мнению С. М. Соловьева,

«...Великий человек есть сын своего времени и своего народа, а деятельность его есть результат предшествовавшей истории народа». Задумайтесь над словами историка и попробуйте пояснить мнение автора

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Ответы на вопрос

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Каждый человек - дитя своей эпохи и своей страны. А что представляла собой Россия в конце XVII века?

- Сравните экономическое положение России и ведущих стран Западной Европы в конце XVII в. Какие выводы можно сделать?

- Поработайте с картой и опишите территорию России к концу XVII - началу XVIII века. К каким морям Россия имела выход?

Демонстрируют знания и умения по теме, делают вывод:

- Черты социально-экономического развития России:

• феодально-крепостнический строй;

• слабое развитие мануфактурного производства;

• использование труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве;

• отсутствие навыков геологоразведочных работ по добыче стратегически полезных ископаемых;

• слабое развитие международной торговли;

• отсутствие регулярной армии и флота;

• недостатки в деятельности государственных учреждений - приказов и местного управления и т. д.

Вывод: в России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

Активному развитию промышленности в европейских странах способствовало наличие у них флота и выхода к морю

Учебно-познавательные, регулятивные, личностные

Фронтальный опрос, работа с картой

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

- Какие шаги предпринимала власть для улучшения положения России? (Обращает внимание обучающихся на слайд. Презентация.)

- Отменено местничество - 1682 г.; увеличилось число полков «нового строя»; усилилась власть воевод на местах; упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга; приказы сосредоточились под управлением одного лица.

- В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту XVII века?

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. Реформы способствовали дальнейшей централизации России, укреплению царской власти

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа с текстом презентации и текстом учебника, с. 105— 106

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

• Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей того времени.

Работа в группах:

1. Реформы А. Ордина-Нащокина.

2. Реформаторские планы В. Голицына.

3. Предложения Ю. Крижанича.

4. Сравнить планы реформирования России А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына и Ю. Крижанича (см. Приложение)

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Работа в группах, в парах, индивидуально

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений заданий обучающимися; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок, и их исправление

Организация работы в группах: подведение к выводам

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации

Учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные,

личностные

Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их

коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

- К концу XVII века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований России. Преобразования были проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснулись всех сторон жизни России.

На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований. Все это и определило направление деятельности не только Петра I, но и всей дальнейшей истории в XVIII веке

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Контроль усвоения и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; составление таблицы о причинах

преобразований в России (см. Приложение)

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование

собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 12, вопросы, задания, документы

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательные,

коммуникативные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

                 

Приложение

Задания группам

Группа 1.

По тексту учебника определите:

1. Какие реформы предлагал А. Л. Ордин-Нащокин?

2. Какие меры А. Л. Ордина-Нащокина вы считаете важными?

Группа 2.

По тексту учебника определите:

1. Какие реформаторские планы строил В. В. Голицын?

2. Почему они не были реализованы?

Группа 3.

Что предлагал для развития России Ю. Крижанич?

Группа 4 - наблюдатели.

Сравните планы реформирования России А. Л. Ордина-Нащокина, В. В. Голицына и Ю. Крижанича. Что в них общего?

Причины реформ в первой четверти XVIII века

Экономические

Государственно- политические

Внешне

политические

Социально-

политические

Культурные





загрузка...

загрузка...