загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Урок 14. СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ТРАДИЦИИ И НРАВЫ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Показать сословный характер быта российского общества; определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий; формировать умение сравнивать, систематизировать информацию

Задачи урока

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных условиях; на основе работы с текстом учебника, с анимированной презентацией узнать о сословном быте российского общества

Формы, приемы, методы

Работа в группе; составление сравнительной таблицы

Предполагаемый результат

Знать: о сословном характере быта российского общества.

Уметь: определять общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий; сравнивать, систематизировать информацию

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями, портреты

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1. Организационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Вопросы:

- Как вы думаете, современные

люди живут одинаково или в их жизни есть различия?

- Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей?

Проявляют интерес к материалу изучения.

Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Фронтальный опрос

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

-Мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России XVII века.

После ответов предлагает обучающимся выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Фронтальный опрос

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Работа со сводной таблицей. Чертит на доске, а обучающиеся- в тетради таблицу, записывают названия колонок (см. Приложение). В качестве названий колонок предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью; центральная колонка называется «Линии сравнения». После подготовки таблицы предлагает подумать над линиями сравнения, то есть что можно сравнить у разных сословий. Предложения обучающихся записывает на доске в центральную колонку таблицы.

Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости можно добавить недостающие

Демонстрируют знания и умения по теме

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные

Сравнительная таблица. Обсуждение линий сравнения

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения, нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Предлагает обучающимся разделиться на 4 группы:

1) царская семья - с. 93-95;

2) бояре и дворяне - с. 95-96;

3) посадский люд - с. 97;

4) крестьянство - с. 97-99

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) - читает и находит информацию для своей колонки в таблице (см. Приложение)

Учебно-познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Работа в группах

Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Организация выступлений групп

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию, и по ходу выступлений заполняется сводная таблица

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Работа в группах с текстом параграфа и историческими источниками

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи

6. Первичное

закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Организация работы обучающихся со сравнительной таблицей.

- После заполнения сравнительной таблицы определите, есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня.

По таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне

Учебно-познавательные,

информационные, коммуникативные

Работа со сравнительной таблицей. Ответы на вопрос

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно- распределенная деятельность. Проектная деятельность.

Работа с дополнительной литературой

Обобщение изученного материала.

Вопросы:

1. Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?

2. В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант. Предполагаемые ответы:

1. По различиям можно определить сословие; по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже, и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.

2. У современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу...

Учебно-познавательные,

коммуникативные

Ответы на вопросы. Устный контроль, объяснение

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения.

Анализ личностных изменений в процессе учения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 11, вопросы, задания, документы, с. 102-103, тест

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно- познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

Приложение 1

Сравнительная таблица «Сословный быт XVII века»

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Крестьяне

         

Ответы:

Царь и его семья

Бояре и дворяне

Линии сравнения

Посадский люд

Крестьяне

Из дорогих тканей, украшена драгоценностями

Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды

Одежда

Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды

Домотканая, из шкур домашних и диких животных

Несколько тысяч человек, более 500 блюд

Традиционная, восточные продукты, колбаса

Еда

Традиционная

Основа - зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты

Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна

Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи

Жилище

Несколько различных строений

Изба топилась по-чёрному, окошки закрывались слюдой или бычьим пузырем или были холстяные

Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры

Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты

Убранство дома

Традиционная мебель, украшенные иконы

Простая мебель

Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы

Пиры, охота, кулачные бои

Развлечения

   

Золотая и серебряная, стеклянная

Золотая и серебряная, стеклянная

Посуда

Деревянная и глиняная

Деревянная и глиняная





загрузка...

загрузка...