загрузка...

ИСТОРИЯ РОССИИ Конец XVI-XVIII век 7 класс - Технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова

Уроки 11-12. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политике; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и итогами внешней политики России; продолжить развитие навыков самостоятельного изучения исторического материала в ходе выполнения заданий в малых учебных группах; формировать интерес к внешнеполитической и военной истории России

Задачи урока

На основе анализа информации, полученной из различных источников, научиться применять исторические знания по вопросам внешней политики XVII века в решении нестандартных заданий; на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией: узнать об основных событиях, связанных с периодом внешней политики XVII века; установить логические связи между военными событиями; в ходе коллективного обсуждения осознать роль России в международной политике XVII века

Формы, приемы, методы

Фронтальная работа в паре, работа в группе

Предполагаемый результат

Знать: причины войн XVII века; направления внешней политики XVII века; основные понятия темы.

Уметь: определять место и роль основных событий внешней политики России XVII века; объяснять причины войн XVII века; анализировать результаты внешней политики России XVII века

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные

Педагогические технологии

Метод проблемного обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска); карты в учебнике: на с. 78 - «Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667 гг.»; с. 81 - «Основание Сибири»; атлас-карта «Освободительная война украинского и белорусского народов 1648-1654 гг.»; «Рост территории России в XVII веке. Народы Сибири и Дальнего Востока»; карточки с заданиями

Основные понятия

Реестр, гетман, Рада, уплаты, Запорожская Сечь, острог, ясак, голытьба, быдло, реестровые казаки

Важные даты

27 февраля 1617 г. - Столбовский мир.

1 декабря 1618 г. — Деулинское перемирие.

1632 -1634 гг. - Смоленская война.

1637 —1642 гг. - «Азовское сидение».

1654-1667 гг. — Русско-польская война.

1648 г. - начало восстания под предводительством Богдана Хмельницкого.

8 января 1654 г. — Переяславская Рада.

1686 г. - «Вечный мир» с Речью Посполитой.

1687 —1689 гг. — Крымские походы В. Голицына.

1648 г. - морской поход С. Дежнева.

1643 —1646 гг. - экспедиция В. Пояркова на Амур.

1649 -1653 гг. — поход Е. Хабарова на Амур

Организационная структура урока

Этап

урока

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оценивание,

формы

контроля

Результат

1.Opганизационный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания по вопросам учебника

Проявляют интерес к материалу изучения. Представляют собственный опыт, собственные мысли

Регулятивные, личностные

Ответы на вопросы по домашнему параграфу

Включение в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Работа с картой.

Задание: найти и показать территорию России после Смутного времени, то есть показать границы Российского государства в начале XVII века

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Формируют представление о территориальном положении России после Смутного времени

Учебно- познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

Работа с картой, заполнение таблицы

Появление цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

- Международное положение России после Смутного времени было очень трудным. Россия отстояла независимость, но потеряла выход к Балтийскому морю (по Столбовскому миру), а потеря Смоленска и Чернигово-Северских земель сильно уронила ее международный авторитет

Демонстрируют знания и умения по теме. У обучающихся складывается представление о международном положении России. Работая с картой, слушая рассказ учителя, определяют главную внешнеполитическую задачу правительства Михаила Федоровича - это восстановление утраченных международных отношений

Учебно-

познавательные,

регулятивные

Работа с картой

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

4. Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов.

- Почему главным соперником России оказалась Речь Посполитая?

Рассказывает о Смоленской войне

Получают в результате самостоятельного исследования новое знание.

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Опираясь на рассказ учителя о Смоленской войне, делают записи в тетради об основных этапах и итогах войны.

Вернуть русские земли (прежде всего Смоленск), захваченные Польшей в период Смутного времени, - это стало причиной войны

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

Ответ на вопрос с опорой на уже известные факты.

Записи в тетради

' Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем,

предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета

5. Первичная проверка понимания

Организация усвоения обучающимися нового способа действий при решении задач с проговариванием во внешней речи

Организация работы групп с текстом учебника:

• Воссоединение Украины с Россией.

• Русско-польская война (1654- 1667).

• Русско-турецкая война (1677 - 1681).

• Крымские походы (1687-1689).

• Освоение Сибири и Дальнего Востока (см. Приложение 1)

Ориентируются на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал

Учебно-

познавательные,

коммуникативные,

регулятивные

Работа в группах, по заданиям с картой, текстом учебника

Умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую информацию для решения совместной задачи

6. Первичное закрепление

Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного материала, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений заданий обучающимися; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление

Организация выступлений групп

Используют приобретенные знания в практической деятельности, решают творческие задачи. Ориентируются в информации. Проводят самооценку, выбирают задания соответствующего уровня

Учебно-

познавательные,

информационные,

коммуникативные

Работа с историческими документами. Работа в группах, самостоятельная работа по карточкам

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности.

Уточнение собственных возможностей и ограничений

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Организация действия по обобщению:

- анализ признаков объекта;

- выделение главных признаков;

- оформление- выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план.

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проектная деятельность. Работа с дополнительной литературой

Проводит беседу.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в XVII веке.

2. Охарактеризуйте итоги внешней политики России в XVII веке. Какие задачи были решены, какие - нет? Почему?

Проверка знаний (тест - см. Приложение 2)

Выявляют границы применимости нового знания и выполняют задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант

Учебно-

познавательные,

коммуникативные

Ответы на вопросы, выполнение теста. Контроль усвоения новых знаний и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Умения систематизировать и обобщать изученное, соединять части изученного материала в целое, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала в постановке цели и способах её достижения

8. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

• Сегодня на уроке я...

• Самым полезным и интересным для меня было...

• Я встретился с трудностью при...

• У меня хорошо получилось...

• Мне это необходимо для...

• Строки самому себе...

• Скажи комплимент данной теме...

Домашнее задание:

§ 11, вопросы, задания, сообщения: Б. Хмельницкий, В. Д. Поярков, С. И. Дежнев, Е. П. Хабаров, В. В. Атласов

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно- познавательные, личностные, регулятивные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Анализ личностных изменений в процессе учения. Прогнозирование

                   

Приложение 1

Задания группам

Группа 1. Воссоединение Украины с Россией.

Задание:

1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 75-77.

2. С помощью текста параграфа и карты на с. 78 составить таблицу основных событий.

Этапы освободительной борьбы

Этап

1-й этап

2-й этап

3-й этап

Дата

     

Основные события

     

Итоги этапа

     

3. Ответить на вопросы:

- Почему восстание казаков переросло в народную войну?

- Почему Б. Хмельницкий обратился за помощью к русскому царю?

- В чем значение решений Земского собора 1653 года и Переяславской Рады 1654 г.?

Группа 2. Русско-польская война (1654-1667).

Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 77-78.

2. С помощью текста параграфа и карты на с. 78 составить таблицу основных событий.

Русско-польская война

Причины войны

 

Основные события войны

 

Место подписания мира (перемирия)

 

Условия договора о мире (перемирия)

 

Группа 3. Русско-турецкая война (1677-1681).

Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 79.

2. С помощью текста параграфа составить таблицу основных событий.

Русско-турецкая война

Причины войны

 

Основные события войны

 

Место подписания мира (перемирия)

 

Условия договора о мире (перемирия)

 

Группа 4. Крымские походы (1687-1689).

Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 81.

2. С помощью текста параграфа составить таблицу основных событий.

Крымские походы

Причины

 

Основные события

 

Место подписания мира (перемирия)

 

Условия договора о мире (перемирия)

 

Группа 5. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Задание: 1. Прочитать текст параграфа учебника, с. 81-82.

2. С помощью текста параграфа и карты на с. 81 заполнить таблицу.

Русские землепроходцы

Важнейшие экспедиции и результаты деятельности

   
   
   
   

3. Рассказать о целях и итогах политики России по освоению Сибири и Дальнего Востока.

Приложение 2

Тест по теме «Внешняя политика России в XVII веке»

1. Боярин Шеин командовал русской армией:

а) во время Чигиринских походов;                                         

б) во время штурма поляками русской крепости Белая;          

в) во время Смоленской войны.

2. Юрий Хмельницкий во время русско-польской войны заключил договор:

а) со шведами;             

б) с крымскими татарами;  

в) с Польшей.

3. В соответствии с Бахчисарайским договором население Правобережной Украины:

а) подлежало переселению;                                                   

б) переходило в подданство Крыма;

в) переходило в подданство России.

4. Соотнеси названия войн с основными событиями:

1. Русско-польская война (Смоленская).

2. Русско-польская война 1654-1667 гг.

3. Русско-турецкая война. Чигиринские походы.

а) Русско-украинское войска оставляют Чигирин;

б) армия Ромодановского и Самойловича принимает на себя удар турецко-татарской армии в Малороссии;

в) русские войска занимают Смоленск;

г) Владислав отказывается от притязаний на русский престол;

д) Шеин выводит остатки русской армии из окружения, артиллерия и запасы остаются противнику;

е) русско-украинская армия терпит поражение под Чудновым.

Ответы:

1

2

3

4

в

в

а

1 - г, д

2 - в, е

3 - б, а





загрузка...

загрузка...