Внешняя политика Екатерины II - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Внешняя политика Екатерины II - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

Цели уроков: раскрыть учащимся внешние факторы, влиявшие на формирование и реализацию внешнеполитического курса Екатерины II; показать особенности и основные направления внешней политики России в 1762— 1796 гг., оценить её результаты.

Основные знания: международное положение России к 1762 г.; основные направления внешней политики России; причины и основные итоги Русско-турецкой войны 1768— 1774 гг.; историческое значение результатов Русско-турецкой войны 1787—1791 гг.; греческий проект Екатерины II и борьба за его реализацию; причины и последствия участия России в разделах Речи Посполитой; итоги Русскошведской войны; место и роль политики «вооружённого нейтралитета» в русско-американских отношениях; причины и результаты борьбы Екатерины II с революционной Францией; общие итоги внешней политики России 1762— 1796 гг.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенные карты «Российская империя во второй половине XVIII в.», «Русско-турецкая война 1768—1774 гг.»; «Русско-турецкая война 1787—1791 гг.».

Внутрипредметные связи: Новая история: международные отношения в XVIII в., Война североамериканских колоний за независимость; история России: внешняя политика в XVII в., внешняя политика при Петре I, внешняя политика в 1725—1762 гг.

Персоналии: А. Г. Орлов, Г. А. Спиридов, А. В. Суворов, Г. А. Потёмкин, Ф. Ф. Ушаков, М. И. Кутузов, Т. Костюшко.

Ключевые понятия: коалиция, буферное государство, нейтралитет.

Даты и события: 1768—1774 гг. — Русско-турецкая война; 1770 г., 5 июля — Чесменское сражение; 1770 г. — сражение у р. Ларги; 1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир; 1783 г. — присоединение к России Крымского ханства; 1787—1791 гг. — Русско-турецкая война; 1791 г. — Ясский мирный договор; 1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой; 1780 г. — декларация о «вооружённом нейтралитете».

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в 1762—1796 гг.; показывать и называть на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в Русско-турецких войнах; высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск; составлять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова; давать оценку их деятельности и определения понятиям: коалиция, буферное государство, нейтралитет.

Основные сведения

В эпоху царствования Екатерины II без участия России не решался ни один серьёзный вопрос европейской политики. Российской империи удалось приблизиться к решению внешнеполитических задач, стоявших перед ней на протяжении долгих десятилетий. Ослабление военной мощи Османской империи и Крымского ханства делало всё более реальным закрепление России на Чёрном море и присоединение Черноморского побережья.

За счёт разделов (совместно с Австрией и Пруссией) Речи Посполитой Россия включила в свой состав западные украинские и белорусские земли. Сохранялась задача обеспечения безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.

Во время Французской революции 1789 г. под эгидой Екатерины II была создана антифранцузская коалиция, положившая начало стремлению Российской империи потушить «революционный пожар» в Европе.

Все эти факторы и обусловили основные направления внешней политики Екатерины Великой.

Наиболее активно правительство Екатерины II вело борьбу за выход к Чёрному морю.

В войнах екатерининской эпохи русская армия проявила героизм и мужество, показала выучку своих полководцев, умение решать важнейшие задачи европейской и мировой политики.

План изучения нового материала: 1. Основные направления внешней политики. 2. Русско-турецкая война 1768—1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787—1791 гг. 4. Греческий проект Екатерины II. 5. Участие России в разделах Речи Посполитой. 6. Война со Швецией. 7. Политика «вооружённого нейтралитета». 8. Борьба Екатерины II с революционной Францией. 9. Результаты внешней политики Екатерины.

Из-за объёмности темы на её изучение целесообразно отвести два урока, на первом из которых рассмотреть пункты плана 1—4, на втором — 5—9.

Урок 1

1. Разъяснив международное положение России после Семилетней войны и кратко охарактеризовав международные отношения в первой половине XVIII в. (этот материал уже знаком семиклассникам из курса Новой истории), учитель проводит беседу с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Как изменилась расстановка сил в Европе в результате Семилетней войны? 2. Как изменилось международное положение России после этой войны? 3. Какие внешнеполитические задачи стояли перед страной? 4. Когда Россия овладела выходом к Балтийскому морю? 5. Для чего ей необходим был выход к Чёрному морю? 6. Почему именно во второй половине XVIII в. сложились благоприятные условия для решения этого вопроса? 7. Какие задачи внешней политики оставались нерешёнными на западном направлении?

2, 3, 4. Русско-турецкие войны и греческий проект Екатерины II можно рассмотреть совместно с опорой на материал учебника и карты «Русско-турецкая война 1768— 1774 гг.», «Русско-турецкая война 1787—1791 гг.».

Также можно сочетать рассказ учителя с выступлениями учащихся с заранее подготовленными сообщениями на темы «Полководец А. В. Суворов», «Взятие русскими войсками крепости Измаил», «Полководец Г. А. Потёмкин», «Флотоводец Ф. Ф. Ушаков».

Особое внимание учеников следует обратить на итоги и значение Русско-турецких войн. Для этого учащимся целесообразно начать выполнение задания 5 к § 27—28 рабочей тетради.

Домашнее задание: в рабочей тетради: задания 1, 2 к § 27—28.

Урок 2

5. Вопрос о разделах Речи Посполитой можно начать с повторения ранее пройденного материала.

Вопросы для учащихся: 1. Когда и как произошло воссоединение Украины с Россией? Все ли украинские земли вошли тогда в состав России? 2. Как складывались русско-польские взаимоотношения в XVIII в.? Какие нерешённые вопросы оставались между государствами? 3. Почему польские земли во второй половине XVIII в. стали объектом внешнеполитических устремлений соседних стран?

Рассмотрение содержания этого вопроса можно ограничить рассказом учителя по материалам учебника и работой с картой «Разделы Речи Посполитой» (с. 225 учебника).

Вопросы для учащихся: 1. Как вы оцениваете результаты разделов Речи Посполитой? 2. Какое значение для судеб России и Польши они имели?

6. О войне со Швецией рассказывает учитель, опираясь на материал учебника. Учащиеся продолжают выполнение задания 5 к § 27—28 рабочей тетради.

7. Политика «вооружённого нейтралитета» — ключевая тема урока. Материал этого пункта плана объясняет учитель. Затем следует беседа с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. В чём состояла суть политики «вооружённого нейтралитета»? 2. Интересам какой из сторон Войны за независимость североамериканских колоний она отвечала? Почему?

В классе можно привести фрагмент стихотворения А. Н. Радищева «Вольность», посвящённого Войне за независимость США:

К тебе душа моя вспаленна,

К тебе, словутая страна,

Стремится, гнётом где согбенна

Лежала вольность попрана;

Ликуешь ты! а мы здесь страждем!..

Того ж, того ж и мы все жаждем;

Пример твой мету обнажил...

Вопросы для учащихся: 1. Какая часть общественности России приветствовала Войну за независимость североамериканских колоний? 2. Как она относилась к позиции России, выраженной в декларации о «вооружённом нейтралитете»?

8. О борьбе Екатерины II с революционной Францией рассказывает учитель. Учащиеся могут проанализировать исторические источники.

Из воспоминаний посла Франции в России графа Сегюра о впечатлении, произведённом при дворе Екатерины II взятием Бастилии (1789)

Новость быстро распространилась и была принята различно, смотря по положению и настроению каждого. При дворе она вызвала сильное волнение и общее неудовольствие. В городе впечатление было совершенно обратное, и хотя Бастилия не грозила никому из жителей Петербурга, я не могу передать энтузиазма, вызванного среди. купцов, мещан и нескольких молодых людей из более высокого класса падением этой государственной тюрьмы, этим первым триумфом бурной свободы. все посреди улицы поздравляли друг друга, обнимались, точно их избавили от тяжёлой цепи, сковывавшей их самих.

Из воспоминаний графа Строганова, лично наблюдавшего за событиями в Париже (1789)

Самый лучший день в моей жизни будет день, когда я увижу Россию, возрождённую подобной революцией.

Затем с учащимися проводится беседа.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Почему революционные события, произошедшие во Франции, имели такой резонанс в России? 2. Какие события Французской революции произвели наиболее тяжёлое впечатление при российском дворе? Почему? Как собиралась ответить на эти события Екатерина II? 3. Прокомментируйте реакцию двора, купцов и мещан Петербурга на события во Франции. 4. Чем можно объяснить такое бурное выражение чувств молодым графом Строгановым, лично наблюдавшим за революционными событиями в Париже? 5. Почему казнь французского короля и массовый якобинский террор заставили многих российских дворян изменить своё отношение к Французской революции?

9. Результаты внешней политики Екатерины II рассматриваются учениками самостоятельно с опорой на текст учебника. Учитель может зачитать и прокомментировать отрывок письма Екатерины II Вольтеру:

...Смешно очень уверяют турок, что мы не можем выдержать войны долгое время. Если б сих людей не ослепляла страсть, так как они могли бы забыть, что Пётр Великий в продолжение тридцати лет вёл войну то против сих самых турок, то против шведов, то против поляков, то против персиян? Но, напротив, Россия оставалась всегда после каждой войны в лучшем состоянии, нежели до вступления в оную находилась; самые те войны приводили трудолюбие в движение. Каждая из них рождала какой-нибудь новый источник, который придавал живость торговле и обращению денег

Вопросы и задания для учащихся: согласны ли вы с точкой зрения Екатерины II? Свой ответ проиллюстрируйте примерами из эпохи её царствования.

Выводы. Внешняя политика Екатерины Великой привела к значительному росту территории России. В её состав вошли Правобережная Украина и Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье. Население России увеличилось с 22 млн до 36 млн человек.

Важным следствием внешней политики Екатерины II было начало превращения России из великой европейской в великую мировую державу.

Домашнее задание: § 27—28, вопросы и задания к ним. В рабочей тетради: задания 3, 4, 6—8 к § 27—28.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.