Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

Цели урока: сформировать у учащихся представление об общем характере экономического развития России во второй половине XVIII в.; раскрыть предпосылки, сущность и последствия начавшегося разложения феодально-крепостнической системы; показать достижения и противоречия промышленного и аграрного развития страны; оценить итоги экономического развития России во второй половине XVIII в.

Основные знания: проявления разложения феодально-крепостнической системы; причины создания, программа и значение деятельности Вольного экономического общества; прогрессивные методы ведения сельского хозяйства; особенности развития мануфактурной промышленности; изменения в структуре и объёме торговли; новые явления в развитии финансов; общие итоги развития экономики России в XVIII в.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Россия во второй половине XVIII в.».

Внутрипредметные связи: Новая история: экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII—XVIII вв., начало промышленного переворота; история России: экономика России в первой четверти XVIII в.

Персоналии: Екатерина II, Г. Г. Орлов, Р. И. Воронцов.

Ключевые понятия: мануфактура, капитал, наёмный труд.

Дата и событие: 1765 г. — учреждение Вольного экономического общества.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): рассказывать об экономическом развитии России, используя исторические карты как источник информации; сопоставлять экономическое развитие страны при Петре I и Екатерине II; характеризовать деятельность и значение Вольного экономического общества; давать определения понятиям: мануфактура, капитал, наёмный труд.

Основные сведения

В 60—90-е гг. XVIII в. всё отчётливее проявлялось разложение крепостнической экономической системы страны, основанной на подневольном труде. На смену ей шли капиталистические отношения, в основе которых лежал вольный труд.

Разрушалась натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств.

Сохранявшиеся крепостнические порядки тормозили развитие рынка свободных рабочих рук. Отсутствие денег у крестьян — основного населения страны — замедляло развитие внутренней торговли. Во второй половине XVIII в. помещичий и государственный гнёт в отношении крестьян усилился.

Всё это говорило о том, что крепостническая система изживала себя.

Большое значение имело учреждение Вольного экономического общества, которое было создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.

Несмотря на начало разложения крепостнических порядков, в сельском хозяйстве страны в 1760—1790-е гг. отмечались и успехи. Но это было связано не с новыми формами труда, а с освоением территорий, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье.

Развитие промышленности, основой которой было мануфактурное производство, шло более высокими темпами. Это объяснялось, во-первых, непрекращавшимися войнами, требовавшими производства огромного количества сукна для нужд армии и флота, парусины для строящихся судов, металла для пушек, а во-вторых, заинтересованностью в дешёвых русских товарах (металле, парусине, сале, пеньке) зарубежных потребителей. Этим и объясняется быстрый рост численности мануфактур в России: если в 1750 г. их насчитывалось 600, то к концу XVIII столетия — уже 1200.

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшему развитию внутренней и внешней торговли.

План изучения нового материала: 1. Усиление крепостничества. Рост помещичьего землевладения. 2. Вольное экономическое общество. 3. Сельское хозяйство. 4. Промышленность. 5. Торговля. 6. Финансы. 7. Итоги развития экономики.

Ход урока

Учитель начинает урок с краткого вступительного слова, в котором обращается к вопросам развития капитализма в странах Западной Европы, а затем формулирует основную цель учебного занятия — выяснить, каким образом развивалась экономика России во второй половине XVIII в.; какие традиционные и новые черты сочетала в себе российская экономика того времени.

1. Данный пункт плана ключевой для всего урока. Учащимся предлагается заполнить таблицу:

Экономика России во второй половине XVIII в.

Черты феодальной экономики

Черты капиталистической экономики

Вопрос для учащихся: какие черты кажутся вам преобладающими? Почему?

2. При объяснении материала о Вольном экономическом обществе учитель привлекает дополнительный материал:

Вольное экономическое общество (ВЭО) является одним из старейших в мире и первым в России научным экономическим обществом, созданным в 1765 г. Оно имело богатую научную библиотеку, минералогическую, почвенную, ботаническую, зоологическую коллекции, Музей народной промышленности, Музей моделей и машин, опытную ферму.

ВЭО проводило анкетные обследования по самым различным вопросам. Анкета 1765 г., содержавшая 65 вопросов, была разослана губернаторам, с которых затребовали данные об экономическом развитии регионов. Это было первое подобное анкетирование в России, в результате которого было получено полное описание 12 губерний страны.

ВЭО проводило конкурсы по политэкономическим и прикладным сельскохозяйственным и техническим проблемам — начиная с первого конкурса 1766 г. по вопросу, присланному Екатериной II: «В чём состоит собственность земледельца (крестьянина) — в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь может?» В последующем тематика варьировалась — от проблемы улучшения шерсти русских овец, технических аспектов добывания поваренной соли до разработки мер «для водворения деятельности, ревности и прилежания к труду, особенно среди крестьянских жён и детей». Только за первые 100 лет существования ВЭО объявило 243 подобных конкурса.

Общество также занималось бесплатной рассылкой семян, внедрением картофеля, вело работы по прививанию населения от оспы, обучало фельдшеров, издавало популярную литературу.

Большое значение уделялось вопросам сельскохозяйственного и общего научного образования. Уже в конце жизни Екатерины II был объявлен конкурс на составление книги для народного чтения.

ВЭО издавало научные труды («Труды ВЭО»), журналы («Экономические известия») и др.

ВЭО существовало вплоть до революции 1917 г.

Вопросы для учащихся: 1. Для чего нужно было создавать Вольное экономическое общество? 2. Как его создание согласуется с первым пунктом «Пяти предметов» из «Записок императрицы Екатерины Второй» (с. 199 учебника)? 3. В чём вы видите главное значение деятельности Вольного экономического общества?

3. Учитель рассказывает о сельском хозяйстве, вовлекая учеников в диалог.

Напомнив школьникам о начавшемся разложении феодально-крепостнической системы, следует обратить особое внимание на свидетельства подрыва барщинного хозяйства, являвшегося основой этой системы. Можно предложить классу по мере рассказа учителя самостоятельно заполнить таблицу в тетради, а в конце обсуждения этого пункта плана попросить нескольких учеников зачитать сделанные ими записи. Первый столбец таблицы заполняется под диктовку учителя, второй — учащимися самостоятельно по ходу рассказа учителя. Примерное содержание таблицы будет следующим:

Основные черты барщинного хозяйства

Показатели подрыва барщинного хозяйства

Натуральный характер хозяйства

Дальнейшее развитие всероссийского рынка и рост объёмов и географии торговли

Наделение крестьян землёй

Расслоение крестьянства. Разорение большей части крестьянских хозяйств

Личная зависимость крестьян от помещиков (прикрепление крестьян к помещичьей земле)

Отходничество. Фактический отрыв части крестьян от земли (при сохранении личной зависимости от помещика)

Плохое состояние техники

Использование новой агротехники в части помещичьих хозяйств

4. Рассказ о промышленности учитель строит, опираясь на материал учебника, выделяя следующие положения: а) значительный количественный рост мануфактур: конец XVII в. — 30, 1725 г. — более 200, середина XVIII в. — около 650, конец XVIII в. — около 2300 (в том числе крупных промышленных предприятий — 1200). Особенно важно подчеркнуть последнюю цифру, так как в учебной литературе фиксируется только численность крупных мануфактурных предприятий; б) преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне; в) рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие (их численность в годы правления Екатерины II выросла почти вдвое); г) переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими феодальными; д) превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития.

5. Учителю предлагается несколько вариантов изучения данного пункта плана.

Первый вариант — рассказ учителя с опорой на материал учебника и карту «Россия во второй половине XVIII в.».

Второй вариант — самостоятельное чтение учащимися соответствующего текста учебника и выполнение задания 3 к § 26 рабочей тетради.

Третий вариант — выступление ученика с заранее подготовленным сообщением на тему «Развитие торговли при Екатерине II».

6. Ситуация с финансами при Екатерине II может быть представлена кратким рассказом учителя или заранее подготовленным сообщением ученика.

7. Итоги развития экономики можно раскрыть при помощи заполнения и комментирования учащимися таблицы:

Итоги экономического развития России во второй половине XVIII в.

Промышленность

Сельское хозяйство

Торговля

Финансы

Выводы. За годы правления Екатерины II в социально-экономическом развитии России наблюдались два противоречивых процесса. С одной стороны, широко развивались новые формы хозяйства, основанные на наёмном труде и рыночных отношениях, а с другой — сохранялась крепостническая система, тяжёлым бременем ложившаяся на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда и противоречивый характер итогов экономического развития: высокие результаты были лишь там, где влияние крепостнических порядков было незначительным.

Домашнее задание: § 26, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 2, 3 (если учащиеся не выполняли его в классе), 4—7 к § 26. Индивидуальное задание: сообщения (с элементами презентации) на темы «Полководец А. В. Суворов», «Взятие русскими войсками крепости Измаил», «Полководец Г. А. Потёмкин», «Флотоводец Ф. Ф. Ушаков».