Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

Група в ViberГрупа в Facebook

История России - Конец XVI-XVIII век - Поурочные разработки 7 класс А. А. Данилов, Л. Г. Косулина

Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва - РОССИЯ В 1760—1790-х гг.

Цели урока: раскрыть учащимся предпосылки, сущность и последствия восстания; раскрыть содержание программы Е. И. Пугачёва; показать основные этапы восстания; проанализировать причины поражения восставших; оценить историческое значение восстания под предводительством Е. И. Пугачёва в истории России.

Основные знания: причины, основные этапы, особенности восстания под предводительством Е. И. Пугачёва; личность руководителя восставших и его программа; причины жестокого характера расправы над восставшими; значение восстания под предводительством Е. И. Пугачёва для последующего развития России.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Российская империя во второй половине XVIII в.», репродукция картины М. И. Авилова «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки».

Внутрипредметные связи: история России: народные движения в XVII в., социальные движения первой четверти XVIII в.

Персоналии: Е. И. Пугачёв, С. Юлаев; Хлопуша, И. Зарубин-Чика, А. И. Бибиков; И. И. Михельсон, П. И. Панин.

Ключевые понятия: восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление.

Даты и событие: 1773—1775 гг. — восстание под предводительством Е. И. Пугачёва.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать положение российских крестьян во второй половине XVIII в.; показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. И. Пугачёва; раскрывать причины восстания, его значение и особенности; давать характеристику личности Е. И. Пугачёва, значение понятиям восстание, прелестные грамоты, самозванец, самоуправление.

Основные сведения

Главной причиной восстания стал произвол помещиков. Тяжёлым было и положение работных людей на мануфактурах. Людьми «второго сорта» правящие круги считали представителей нерусских народов. Вся вторая половина XVIII в. прошла под знаком захвата их земель русским дворянством в Поволжье и Приуралье.

В пугачёвском восстании можно выделить три основных этапа: 1) 17 сентября 1773 г. — 22 марта 1774 г.; 2) апрель—июль 1774 г.; 3) июль 1774 г. — июль 1775 г.

План изучения нового материала: 1. Причины восстания. 2. Пугачёв и его программа. 3. Основные этапы восстания. 4. Расправа с восставшими. 5. Значение восстания.

Ход урока

Перед объяснением нового материала с учениками проводится повторительная беседа, актуализирующая их знания.

Вопросы для учащихся: 1. Какие крупные народные выступления в России вы помните? Чем они были вызваны? Кто был в них движущей силой? 2. Что изменилось в народных выступлениях в первой четверти XVIII в.?

1. Учащиеся анализируют отрывок из журнала помещика XVIII в.:

Впредь, ежели кто из людей наших высечется плетьми на дровнях, дано будет сто ударов, а розгами дано будет семнадцать тысяч, таковым более одной недели лежать не давать; а которым дано будет плетьми по полусотне, а розгами по десяти тысяч, таковым более полунедели лежать не давать же; а кто сверх того пролежит более, за те дни не давать им всего хлеба, столового запасу и указного (мясной провизии, выдававшейся дворовым по барскому указу. — А. Д.)...

Впредь Фёклу Яковлеву именем и отчеством не звать никому, а звать её всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовёт, того сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно...

Девке Дарье Степановой за худое топление кабинета нашего, что подле спальни, не давать в рождественский мясоед указного всего дней семь скоромных.

Ключнице Домне Фроловой за подавание нам худых (плохих, некачественных. — А. Д.) сливок не давать хлеба семь дней.

Впредь, ежели когда во время езды нашей в гости не положится в карман гребёнка [расчёска], да для чищенья платья не возьмётся щётка, то того, кто нас будет одевать, да дневального лакея сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно.

Вопросы для учащихся: 1. Какие виды наказаний преобладали в помещичьей усадьбе? 2. Как часто и за что наказывали крепостных?

Учитель делает выводы, формулируя основные причины Пугачёвского восстания.

2. Учитель кратко знакомит учеников с биографией Е. И. Пугачёва, сделав акцент на происхождении, особенностях воинской службы, личных качествах будущего предводителя восстания.

Вопросы для учащихся: 1. Почему Пугачёв принял имя императора Петра III? 2. Почему восставшим нужна была вера в то, что Пугачёв — истинный Пётр III? Было ли это решающей причиной широкого размаха восстания?

Рассказывая о программе предводителя восстания, учитель предлагает ученикам проанализировать отрывок из манифеста Е. И. Пугачёва (с. 207—208 учебника) и ответить на вопросы к нему.

Учитель отмечает, что программа восставших формировалась постепенно. Если первоначально (летом 1773 г.) Пугачёв жаловал уральских казаков «рекой с вершин до

устья, и землёю, травами, и денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом», обещал киргизам «землю и воды, и травы, реки и соль, хлеб и свинец», всем нерусским народам «сохранение их веры и законов», старообрядцам «крест и бороду», то по мере расширения территории восстания (осень—зима 1773 г.) он впервые начинает обещать крепостным рабочим «вольность», а крестьянам «убивать помещиков» и разрешает им «забирать их имения себе в награждение».

Для систематизации и закрепления материала ученикам можно предложить выполнение задания 1 к § 25 рабочей тетради.

3. Основные этапы восстания учитель раскрывает в форме яркого рассказа, используя карту «Россия во второй половине XVIII в.» (с. 209 учебника) и репродукцию картины М. И. Авилова «Уральские рабочие привозят Пугачёву пушки».

Затем учащиеся выполняют задание 4 к § 25 рабочей тетради.

4. О расправе с восставшими рассказывает учитель. При изучении материала, непосредственно касающегося расправы над восставшими, важно обратить внимание учащихся и на причины поражения восстания. Для этого можно предложить ученикам сначала самим назвать такие причины, опираясь на их знания предыдущих народных выступлений. Учитель дополняет высказывания учащихся и подводит итоги.

5. Значение крестьянского восстания под предводительством Е. И. Пугачёва раскрывается учителем в ходе беседы с учащимися.

Ученикам предлагается определить разницу между крестьянским восстанием и крестьянской войной (параллельно заполняя таблицу задания 5 к § 25 рабочей тетради).

Выводы. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва не изменило к лучшему положения крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Лишь на некоторых горных заводах Урала были приняты меры по увеличению оплаты и улучшению условий труда рабочих. Но «пугачёвщина», потрясшая до основания крепостническую империю Екатерины II, заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса — важнейшей российской проблемы того времени.

Домашнее задание: § 25, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 2, 3, 6, 7 к § 25. Индивидуальное задание: сообщения (с элементами презентации) на темы «Развитие торговли при Екатерине II», «Финансы при Екатерине II».








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.