ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ - ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Група в ViberГрупа в Facebook

История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ - ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

На уроке начинается формирование представления о процессе возникновения неравенства, эксплуатации и классов (см. пособие, схему 1).

Появление металлических орудий, изобретение плуга, использование тягловой силы быков явилось предпосылкой того, что земледелие и скотоводство постепенно сделались главными занятиями; стали возможными обработка отдельными семьями участка земли и выращивание скота. Вместе с тем развитие земледелия вызвало появление новых форм совместного труда (осушение болот, расчистка земель от кустарников и т. п.). Поэтому община сохранилась, но изменила свой характер - стала соседской; родственные связи между отдельными семьями постепенно перестали осознаваться людьми. В соседской общине собственность отдельных семей на скот и орудия труда, наделение каждой семьи пахотным участком сочетались с коллективным трудом и коллективной собственностью на земельные угодья и воды.

Распад родовой общины и раздел общинного имущества привели к возникновению неравенства: имущественного (бедные и богатые) и общественного (появление знати - замкнутой группы с наследственными правами и обязанностями).

Варианты начала урока: I. А 1 - 2; Б. 3. II. Б 1 - 2; А 2; Б 3. III. Б 1 - 3.

Вопросы и задания:

А. 1. Составьте рассказ о работе первобытных земледельцев. Учитель напоминает, что ответ должен представлять собой придуманный учеником рассказ (желательно от первого лица), в котором упоминаются орудия труда древнейших земледельцев и виды работ по выращиванию зерна. Нередко учащиеся произвольно меняют характер задания: вместо творческого рассказа о том, как был выращен хлеб, они по памяти воспроизводят рассказ учителя о том, как было открыто земледелие. Учитель стремится разбудить фантазию учащихся, предложив начало рассказа («Я вышел на поляну и увидел мужчин, они напряженно работали...»). Он побуждает «увидеть» описываемую картину в деталях.

Ученик (рассказывает). Мужчины каменными топорами рубили деревья. Затем они...

Учитель (перебивает). Не торопись, ведь ты удивлен: ты никогда не видел подобных топоров! Как же они выглядят? Как ими работают?

Ученик (включает в рассказ описание топоров и расчистки леса, затем продолжает). ...Мужчины подожгли сваленный лес.

Учитель. А как? Где взяли огонь?

Ученик придумывает достоверную ситуацию с факелом, зажженным от общего очага в поселке.

2. Вы знаете, что первобытные люди научились делать глиняную посуду, прясть и ткать. Рассмотрите рис. 3 (стр. 23) и опишите устройство ткацкого станка. Как делали ткань? В чем значение изобретения станка?

«Предположите, - говорит учитель, - что вы должны рассказать о станке человеку, который никогда не видел его даже на рисунке. Как вы это сделаете?» Описание наглядно выраженного материала не затрудняет учащихся: «Две палки вкопаны в землю. Наверху эти палки имеют рогульки. На них лежит поперечная палка, к которой привязаны нити. На концах нитей грузила...» и т. д.

Б. 1. Как возникли скотоводство и земледелие? 2. Расскажите о возникновении гончарного ремесла, прядения и ткачества. 3. Объясните, что такое племя и как оно управлялось.


План изучения:

1. Предпосылки распада родовой общины.

2. От родовой общины к общине соседской.

3. Возникновение неравенства.

4. Религиозные верования в период возникновения неравенства.


1. «Примерно шесть тысяч лет назад, - говорит учитель, - люди заметили, что некоторые камни при обработке не раскалываются под ударами на части, а изменяют свою форму. В таких «камнях» можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимают новую форму. Что это за «камни»? И камни ли это?» Знаний для обоснованного ответа у учащихся нет. Выслушав их догадки, учитель объясняет, что странными «камнями» были красноватые куски самородной меди. Первобытные люди поняли, что перед ними не камни, а какой-то другой материал - металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли (Здесь допущено упрощение: науке неизвестно, предшествовало ли использование самородной меди выплавке металла из медной руды (см.: Амальрик А. С., Монгайт А. Л. Что такое археология, с. 116-117)).

Путем объяснительного чтения учащиеся знакомятся с технологией изготовления орудий труда и оружия из меди, с понятиями каменный век и век металлов (§ 5, п. 1, абзацы 1-2). В ходе чтения рассматриваются рис. 1-2 на стр. 25,

Подумайте, обладают ли медные орудия преимуществами перед каменными. Задание сложно для пятиклассников, но оно привлекает внимание к важной проблеме. Медь - мягкий металл. Вот почему орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок кремня. Несмотря на это, медным топором срубали дерево в три раза быстрее, чем каменным (Эти данные получены советским исследователем С. А. Семеновым на основании экспериментов (см.: Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке, с. 90-91)). Это объясняется тем, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть - это также облегчает обработку дерева. Медь обладает и другими преимуществами: затупившееся медное острие затачивали заново, а выщербленный кремневый нож или обломившийся наконечник копья приходилось выбрасывать. Камень, расколовшийся при обработке не так, как нужно, никуда более не годился. Кусок меди, принявший не ту форму, переплавляли или перековывали заново. Из меди делали мелкие предметы любой формы (рыболовные крючки, иглы, шилья, гвозди, проволоку, заклепки).

Отмечается, что наряду с медными орудиями люди долгое время продолжали использовать каменные: полностью заменить камень медь все же не могла.

Об изобретении упряжного пахотного орудия путем усовершенствования мотыги (Представление о том, что древнейшее упряжное пахотное орудие возникло в результате усовершенствования мотыги, является гипотезой разделяемой не всеми современными учеными (см.: Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия, гл. 4, а также подстрочное примечание 2 на стр. 19 пособия)), о роли пахотных орудий в земледелии учащиеся могут узнать из объяснительного чтения учебника (§5, п. 2). В дополнение учитель может рассказать об интересном опыте, поставленном советским ученым С. А. Семеновым. Были изготовлены точные модели древней мотыги и древнего плуга. Каждым из этих орудий нужно было разрыхлить участок земли одного и того же размера. Оказалось, что с помощью плуга и лошади требуемую работу можно выполнить в 50 раз быстрее! Таковы огромные преимущества вспахивания земли перед рыхлением ее мотыгой (См.: Семенов С. А. Происхождение земледелия. Л., 1974, с. 225).

В обобщении отмечается, что применение металлических орудий, пахота на быках привели к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока; роль земледелия и скотоводства в хозяйстве значительно выросла. Постепенно эти занятия становятся главными.

2. Теперь уже не было необходимости всей общине трудиться сообща. Поэтому род делится на отдельные семьи, каждая из которых начинает вести самостоятельное хозяйство. Происходит раздел родового имущества: орудий труда, домашних животных. Земля продолжает оставаться имуществом всей общины, но и ее делят на участки, которые переходят в пользование семей. Последнюю мысль целесообразно иллюстрировать меловой схемой (см. пособие, рис. 5). Нарисовав условную территорию общинного поля, учитель рассказывает:

Рис. 5. Раздел земли в общине. Meловой рисунок

Рис. 5. Раздел земли в общине. Meловой рисунок


- Разделом земли руководил старейшина. «Этим участком (рисуется участок 1), - говорил он,- будет пользоваться ваша семья. Этим (2) - ваша...» И т. д. Получив в пользование участок, каждая семья обзаводилась собственным хозяйством: мотыгами, плугом, топором, серпами, быками, овцами и другим имуществом.

На этом работа со схемой временно прекращается.

Община из родовой постепенно превратилась в соседскую, где семьи были связаны между собой не родственными, а соседскими отношениями. Членов соседской общины называют крестьянами-общинниками. Люди продолжали жить общинами потому, что в борьбе с природой нередко необходим был совместный труд (по осушению болот, вырубке леса и кустарников).

Различие и сходство между родовой и соседской общинами закрепляется с помощью задания учебника к рисункам на стр. 26: «На верхнем рисунке изображена родовая община, на нижнем - соседская. Сравните рисунки: в чем различия между ними? Какие выводы следуют из этих различий?» Учащиеся охотно выполняют задание, однако часто подменяют сравнение двух объектов их более или менее подробным описанием (сначала одной общины, затем другой). Типичен ответ: «В родовой общине было одно жилище, где жили все родичи, общее поле, общий скот...» и т. д. Поэтому учитель, как только ученик раскрывает один из признаков родовой общины, изображенной на рисунке (например, общее жилище), переключает его внимание на нижний рисунок с помощью вопроса: «Какие изменения произошли в указанном тобой отношении в соседской общине?» В целом учащиеся способны установить следующие различия и сделать из них выводы: 1) вместо одного большого дома появилось много хижин: родовая община распалась на семьи; 2) вместо одной протоптанной скотом тропы появилось много троп: скот был разделен между отдельными семьями; 3) вместо одного поля появилось много небольших полей: пашню также поделили на участки. Отвечая на вопрос: «Что в обеих общинах осталось в совместном пользовании?», учащиеся указывают на пастбище, реку, лес.

3. Учитель формирует представление о возникновении имущественного неравенства. «Предположите, - говорит он,- кому при наделении общинников землей доставались большие и лучшие участки». Получив ответ, он выделяет на меловом рисунке участок родового старейшины. «По справедливости ли родовые старейшины захватывали себе большие и лучшие участки?» - «Нет, это несправедливо, - обычно отвечают учащиеся, - все работали одинаково, поэтому и землю надо делить поровну».

Тогда учитель может возразить, что родовые старейшины и вожди, самые опытные и мудрые среди родичей, все же имели некоторые основания получить большую долю, чем другие. Но, захватив больший участок лучшей земли, большее число голов скота, племенной вождь стремился передать свои богатства по наследству сыну. А сын у него, что вполне возможно, бездарный и ленивый: он не заслужил ни этих богатств, ни права руководить племенем! Однако после смерти отца он наследовал его имущество и положение в племени: становился не только богачом, но и племенным вождем.

Так возникло неравенство между людьми. Дети, внуки и правнуки родовых старейшин и племенных вождей превращались в богатых людей. Они пользовались обширными землями, владели большими стадами скота, медными орудиями и оружием, золотыми украшениями.

Учитель говорит, что семьи старейшин и племенных вождей называли себя знатью, знатными семьями. «Знатный» означает «знаменитый»,- поясняет он. - Чем же были знамениты эти семьи? Чем они гордились?» Выслушав догадки школьников, учитель объясняет, что члены богатых семей гордились не заслугами перед племенем, не собственным умом и знаниями, не храбростью и даже не богатством, а прежде всего тем, что родились в семье старейшины или племенного вождя. Они гордились своими «знаменитыми» предками, поэтому и себя называли знатными (знаменитыми) людьми. Им выгодно было убедить своих соплеменников в том, что в жилах знатных течет кровь иная, чем у остальных людей, что по одному рождению они будто бы имеют право на почет, уважение и власть.

Вожди заводят себе дружины, знатные семьи - вооруженную охрану. (Для чего вождям охрана? От кого она их защищает? Почему ее не было раньше?)

Завершая объяснение, учитель повторяет главную мысль урока: равенство между людьми постепенно исчезло, среди общинников появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Учитель может отметить, что неравенство между людьми впервые возникло в тех районах, где земледелие стало главным занятием.

4. Вопрос либо раскрывается учителем, который указывает на то новое, что появилось в религиозных верованиях (поклонение солнцу, дождю и другим силам природы, от которых зависит урожай; вера в богов, жертвоприношения им), либо изучается путем объяснительного чтения, либо задается на дом без объяснения.

В конце урока можно познакомить класс с обобщением учебника: «Распад общего хозяйства рода и возникновение неравенства между людьми вели первобытнообщинный строй к гибели» (стр. 27).

Домашнее задание: § 5. Вопросы 1, 2, 4 к § 5.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.