ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА - КУЛЬТУРА И БЫТ РИМА В КОНЦЕ РЕСПУБЛИКИ - НАЧАЛЕ ИМПЕРИИ - ДРЕВНИЙ РИМ

Група в ViberГрупа в Facebook

История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА - КУЛЬТУРА И БЫТ РИМА В КОНЦЕ РЕСПУБЛИКИ - НАЧАЛЕ ИМПЕРИИ - ДРЕВНИЙ РИМ

Культура Рима развивалась во взаимодействии и под влиянием эллинской культуры. Достижения римской культуры раскрываются на фактах (см. пособие, табл. 20).

Характеризуя быт Рима, следует показать: 1) контраст между бытом императора, его приближенных и бытом остального свободного населения; 2) городское устройство (с одной стороны, прекрасное водоснабжение, культурно-оздоровительные комплексы - термы, с другой - отсутствие удобств в многоэтажных домах); 3) общий невысокий сравнительно с древними Афинами уровень духовной культуры и интересов римлян; 4) растлевающее влияние рабства на мораль римлян.


УРОК 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА


Урок может быть начат с изучения нового материала.

Другие варианты: I. А 1-3. II. А 1, 3; Б 2-3. III. А 2. IV. Б 1-3.

Вопросы и задания:

А. 1. Сравните Римское государство при Октавиане Августе и государство в древнем Египте. Учитель расчленяет задание на части: 1) В чем сходство между ними? (Монархией или республикой были сравниваемые государства? Опишите власть фараона, власть Августа. Докажите, что в обоих государствах правитель обладал огромной властью.) 2) В чем различие? (Что сохранилось в Римском государстве со времен республики?) 3) Чем объясняются различия? («В Египте с самого начала была монархия, - говорят учащиеся, - а в Риме раньше была республика. Август боялся, что народ взбунтуется».)

2. Что можно сказать на основании надписи «Дела божественного Августа» об императоре и населении Рима в I в.? Учащиеся находят документ в учебнике (стр. 212). Учитель говорит, что Август в конце жизни составил надпись, в которой прославлял самого себя и которая должна была украсить его гробницу. Документ читается вслух, затем учитель руководит его разбором:

а) Каким было имущество Августа? (Докажите с помощью документа, что оно было огромным. Предположите, чем объясняется щедрость Августа, его подарки солдатам.)

б) Каким было положение Августа в Риме? (Какие должности он занимал? Сколько раз? Почему Август был народным трибуном? Какое право давала ему эта должность?)

в) Каким было население Рима в I в.? (Много ли бедняков было в Риме?)

3. Сколько лет назад началось правление Августа и сколько лет назад оно кончилось? Отметьте даты на «линии времени». Объясните ход решения.

Б. 1. Опишите устройство Римского государства при Октавиане Августе. Интересы какого класса защищала империя? 2. Расскажите о последних завоеваниях Рима. 3. Что представляла собой территория Римского государства при императоре Траяне? (До какого океана доходили владения империи на западе? До каких рек на востоке? Покажите и назовите страны, подвластные империи при Траяне.)


План изучения:

1. Влияние греческой культуры в Риме.

2. Римская литература.

3. Архитектура.

4. Скульптура.


1. Предположите, культура какой страны оказала наибольшее влияние на культуру Рима? (Почему культура Греции, а не, например, Галлии? Покажите на фактах, что культура Греции была очень высокой.) Где римляне впервые познакомились с греками и греческой культурой? Получив ответы, учитель напоминает, что в середине II в. до н. э. римляне завоевали Грецию. Среди добычи было много статуй, картин, расписных сосудов, ценных рукописей. Немало образованных греков стали рабами в домах римских богачей - воспитателями и учителями их детей, врачами, секретарями, библиотекарями. Влияние греческой культуры на римскую еще более возросло.

В дальнейшем изложении указанная мысль может быть подтверждена на примерах (влияние Демокрита на Лукреция, Гомера на Вергилия, греческой архитектуры на римскую).

2. Вопрос может быть изучен учащимися дома по учебнику. Можно также познакомить их с римской литературой на уроке путем объяснительного чтения (§ 52, п. 2). Чтение перемежается беседой: 1) После слов «...и даже души людей» (стр. 213) вопрос: «Какой ученый впервые высказал мысль, что весь мир состоит из атомов?» 2) По окончании чтения отрывка (§ 52, п. 2а) вопрос: «Совпадают ли взгляды Лукреция и наши взгляды на религию, и если да, то в чем именно?»

«Научные сочинения читали немногие, - объясняет учитель, - поэтому Лукреций писал в доступной форме, красивыми стихами; римляне любили стихи, и поэма «О природе вещей» имела успех».

3) После слов «...защитнике Трои, сыне богини» (стр. 214) учитель говорит:

«Вы помните, как с помощью деревянного коня была захвачена и разграблена Троя. Почти все ее жители были перебиты или обращены в рабов. Немногим удалось бежать, среди них был Эней - сын богини красоты Венеры. Эней бежал из пылающего города, неся на плечах старого отца и держа за руку маленького сына. Эней долго скитался по морям, пока не высадился в устье Тибра. Здесь много лет спустя его потомки основали город Рим. Согласно римскому преданию, Цезарь и Август были из рода Энея, таким образом получалось, что оба они происходят от богини».

4) По окончании чтения отрывка (§ 52, п. 26) рассматривается рис. 1, стр. 214. Дополняя подпись к рисунку, учитель говорит, что Вергилий был высокого роста, черноволосый и смуглый. Он больше походил на крестьянина, чем на друга и приближенного Августа. Вергилий пользовался при жизни огромной славой (например, когда он входил в театр, все вставали, приветствуя поэта). Но он отличался скромностью и даже застенчивостью. Люди на улицах ходили за ним по пятам, показывая друг другу на знаменитого поэта. Вергилий не любил этого и обычно укрывался от почитателей в ближайшем доме.

3. Римляне, используя дешевый подневольный труд, строили много, прочно и быстро.

Задание: в Италии и провинциях строились широкие, удобные дороги. Тысячи рабов прокладывали их через леса и болота, мостили камнем. Многие из дорог сохранились до наших дней. Предположите, как использовали римляне эти дороги. Учащиеся указывают на военное и торговое значение дорог. Учитель дополняет: при первом известии о восстании в одной из провинций император направлял туда войска. Мерной поступью двигались легионы, готовые предать огню и мечу непокоренные страны. По дорогам брели под охраной толпы рабов, двигались повозки с хлебом, предназначенным для раздач римской бедноте, караваны везли товары. В Римской империи впервые в истории была создана почта, перевозившая письма и грузы не только императора, но и всех римлян. (Вспомните, в каком государстве задолго до римлян была основана царская почта.) На дорогах находились почтовые станции, где были конюшни, сараи для повозок, помещения для служителей. Само слово «почта» римского происхождения.

Римляне строили водопроводы, снабжавшие водой города империи. В горах разыскивали источники со здоровой и вкусной водой. Укладывали трубы из обожженной глины, по которым под небольшим уклоном текла вода. Во многих странах сохранились остатки водопроводов. Один из них длиной около 50 км снабжал водой город Ним на юге нынешней Франции. Недалеко от города водопровод проходил над рекой Гард (рис. 2, стр. 215). В верхней части его устроен канал для воды, нижняя служила (и в настоящее время служит) мостом.

Большое строительство в Италии и провинциях побудило римлян искать новые материалы, привело к изобретению бетона.

Задание: При сооружении стены для будущего здания римские строители выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня, а пространство между ними заливали бетоном: смесью песка, щебня, мелких камешков с раствором извести. Через некоторое время бетон затвердевал; обе стенки и бетон между ними соединялись в одну прочную и толстую стену. Вспомните строительные приемы древних египтян и греков. Какие преимущества давало использование бетона? «Так быстрее и дешевле», - обычно отвечают учащиеся. Дополняя, учитель говорит, что римские мосты, храмы, амфитеатры строились из кирпича и бетона (в отличие от каменных храмов Египта и Греции) и облицовывались плитами мрамора или другого красивого камня.

Римляне при постройке зданий широко использовали арки (Арка была известна жителям Южного Междуречья еще в III тысячелетии до н. э., но только в Риме она получила широкое распространение). Арка позволяет увеличить расстояние между опорами (ширину пролета). На рис. 2 (стр. 215) видно, что ряды арок служат и украшением моста: он кажется легким, будто невесомым. Вместе с тем это очень прочное сооружение. (Где в Риме можно было увидеть арки?)

Характеризуя архитектуру храмов, учитель выявляет и греческое влияние на них, и достижения самих римлян. Рассматривается рис. 3 (стр. 215). Что заимствовали римляне в греческой архитектуре? Учащиеся способны указать на прямоугольную форму храма, тип колонн, портик, двускатную крышу с фронтоном.

Учитель может отметить, что римский храм в отличие от греческого часто имел глубокий портик, полуколонны с боковых сторон, лишь украшающие здание, но не поддерживающие крышу, высокий цоколь (основание). Последний на рисунке учебника не виден.

Впервые в истории римляне научились возводить над зданием свод в форме купола. Самая большая купольная постройка древности - храм Пантеон (в переводе с греческого - «во имя всех богов»). Он имеет свод в виде половины шара; диаметр купола - 43 м. В отличие от других греческих и римских храмов главное в Пантеоне не внешний, а внутренний вид. Благодаря куполу внутри Пантеона создан просторный зал без колонн, поддерживающий перекрытие (рис. 1, стр. 216). Купол разбит на прямоугольные углубления, они не одинаковой величины, а уменьшаются снизу вверх. От этого купол кажется еще выше, он как будто вытягивается, становится яйцевидным. Пантеон выстроен из кирпича и бетона и облицован внутри мрамором коричневато-кофейных тонов.

4. При рассмотрении вопроса желательно не ограничиваться рисунками учебника, а использовать одно из экранных пособий (см. ниже). Учащимся доступны две идеи.

1. С установлением империи одной из главных тем в римском искусстве становится прославление императора.

В статуе Августа, найденной в Риме, император показан полководцем, выступающим перед войском (Амур у его ног напоминает о «божественном» происхождении Августа). В другой статуе (из города Кумы) Август представлен в образе верховного бога Юпитера, в одной руке которого крылатая богиня победы, в другой - жезл, знак власти над миром. Лицо Августа и в особенности его фигура сильно приукрашены (на самом деле Август имел большие уши, впалые щеки и хилое тело). Август изображен полуобнаженным, как это было принято в греческом искусстве в отношении богов и героев.

Император II в. Коммод представлен в виде знаменитого героя греческих мифов Геракла (рис. 2, стр. 217): на его плечах львиная шкура, в правой руке дубина, в левой он держит волшебные яблоки, возвращающие человеку молодость.

2. Высшее достижение римской скульптуры - портретные статуи и бюсты (стр. 216). Можно рассказать, что на развитие искусства портрета повлиял обычай времен республики: с лица умершего снимали гипсовую форму, которую затем наполняли воском, получая восковую маску. Во время похорон в траурных процессиях несли маски предков (казалось, что в похоронах принимают участие все старейшие члены рода). Римские скульпторы стремились передать в своих произведениях не только внешнее сходство, но и характер человека.

Великолепен портрет ростовщика из Помпеи: обрюзгшее лицо, недобрая усмешка человека, жизнь которого прошла в денежных расчетах. Правдиво передан характер этого стяжателя, не знавшего сочувствия к людям, вынужденным просить его об отсрочке платежа.

Выдающееся произведение искусства - портрет императора III в. Филиппа Аравитянина. Этот правитель убил своего предшественника и пришел к власти, опираясь на преданные ему войска. Скульптор передал мрачное, угрюмое выражение лица Филиппа Аравитянина, его сомкнутые губы, обветренную кожу солдата. Портрет раскрывает храбрость и силу императора, а также его подозрительность и недоверие к окружающим.

На уроке может быть использовано одно из экранных пособий (по выбору учителя): 1) диапозитивы «Искусство древних римлян»; 2) диафильм «Быт и культура Рима в начале империи»; 3) кинофрагмент «Римский скульптурный портрет»; 4) учебный кинофильм «Памятники искусства древнего Рима» (2 части, 20 мин. показа).

Домашнее задание: § 52. Вопросы 2, 3 к § 52.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.