ЗАХВАТ ЦЕЗАРЕМ ВЛАСТИ В РИМЕ - ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЕЕ МОГУЩЕСТВА - ДРЕВНИЙ РИМ

Група в ViberГрупа в Facebook

История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс

ЗАХВАТ ЦЕЗАРЕМ ВЛАСТИ В РИМЕ - ПАДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ В РИМЕ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД ЕЕ МОГУЩЕСТВА - ДРЕВНИЙ РИМ

В теме изучается история Рима после подавления восстания Спартака и вплоть до последних завоеваний в эпоху императора Траяна (71 г. до н. э. - 117 г. н. э.). Важное место в теме занимает вопрос о переходе в Риме от республики к монархии в виде военной диктатуры. В школьном курсе указывается основная причина этого перехода - необходимость сильной власти для подавления социальных движений.

Следует иметь в «иду, что римские республиканские органы (народное собрание, включавшее всех граждан, небольшое число выборных должностных лиц, несменяемый сенат) были приспособлены для управления сравнительно небольшой территорией и могли нормально функционировать лишь при отсутствии острых противоречий внутри гражданского коллектива.

Во II-I вв. до н. э. Рим превращается в огромную державу, возрастает число рабов, разоряются мелкие собственники, составлявшие основу римского гражданства. Республиканские органы вырождаются: в народном собрании большинство оказывается принадлежащим городским низам, торгующим своими голосами; сенат правит в узкоэгоистических интересах кучки римских богачей; должностными лицами благодаря подкупу избирателей становятся случайные люди. В этих условиях Римское государство уже не могло обеспечить управление, огромной территорией, справиться с народными волнениями в Италии и провинциях. Более ста лет в Риме продолжались гражданские войны, которые окончились установлением империи.

Императорскую власть поддерживали рабовладельцы не только Италии, но и провинций. Последнее объясняется тем, что императоры положили конец наиболее вопиющим злоупотреблениям в провинциях, упорядочили управление ими и систему взимания налогов.


УРОК 1. ЗАХВАТ ЦЕЗАРЕМ ВЛАСТИ В РИМЕ


Мощные восстания рабов и движения бедноты поставили перед римскими рабовладельцами вопрос о необходимости передать власть одному из военачальников, который мог бы с помощью армии поддерживать порядок в государстве.

Победа Цезаря в борьбе за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, вождем которых Цезарь провозглашал себя. Помпеи же был заурядным политиком и полководцем; он действовал от имени сената, потерявшего к этому времени свой авторитет.

Власть Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и поэтому носила антинародный характер.

Урок может быть начат с изучения нового материала.

Другие варианты: I. А 1-2; Б 5; А 3. II. А 1-2; Б 5. III. Б 1-5.

Вопросы и задания:

А. 1. Составьте рассказ.от имени его участника: а) о заговоре гладиаторов в Капуе и их бегстве; б) о спуске с Везувия и сражении с римлянами; в) о прорыве восставшими укреплений Красса.

2. Как В. И. Ленин охарактеризовал Спартака? Вспомогательные вопросы и задания: Раскройте на фактах ленинскую оценку. Докажите, что восстание Спартака было одним из самых крупных восстаний рабов в древности. В чем вы видите выдающиеся способности Спартака? (Как полководца? Как организатора?)

3. Что было раньше и насколько раньше - восстание Спартака или восстание «желтых повязок» в Китае? Начертите на доске «линию времени», отметьте на ней необходимые даты. Объясните ход решения.

Б. 1. Когда, где и как началось восстание? 2, Где был первый лагерь восставших? Расскажите о первой победе рабов над римлянами. 3. Каков был первоначальный план освобождения у восставших? До какого города на севере Италии дошло войско Спартака? 4. Каковы были цели похода восставших на юг? 5. Покажите на карте место последнего сражения восставших. Когда оно произошло?


План изучения:

1. Предпосылки падения республики в Риме.

2. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии.

3. Захват Цезарем власти и его правление в Риме.


1. Главную роль в подавлении восстания Спартака сыграли полководцы Красе и Помпеи. Покончив с восставшими, они не распустили армии: каждый из них хотел захватить власть в Римском государстве. Немало богатых римлян поддерживали эти планы, считая необходимым заменить республику монархией.

Задание: Вспомните, какие государства называются монархиями и какие республиками. (Докажите, что Римское государство действительно являлось республикой. С какого года?) Иногда учащиеся неверно объясняют слово «республика» («это государство, где у власти стоят народное собрание, народ»). Учитель разъясняет ошибку и продолжает рассказ.

Римские рабовладельцы были озабочены тем, как предотвратить новое восстание рабов. А если оно все же вспыхнет, как добиться того, чтобы оно было подавлено в кратчайший срок. Все в Риме знали, что на должность консулов часто избирались люди, несведущие в военном деле. (Как это могло произойти?) Консулов было двое, они должны были согласовывать решение друг с другом, при этом неизбежно возникали споры.

Пока консулы будут спорить, думали рабовладельцы, восставшие сумеют добиться успеха. Не лучше ли лишить сенат власти и передать ее в руки опытного полководца, распоряжающегося сильным войском?

Эти планы поддерживало большинство рабовладельцев Италии и провинций. «Кто из рабовладельцев и почему был заинтересован в сохранении республики? - спрашивает учитель. (Школьникам обычно понятно, что римские сенаторы не желали никому уступать свою власть.) Подумайте, как относились друг к другу Красе и Помпеи». Учащиеся догадываются, что эти полководцы соперничали между собой и ненавидели друг друга. Крассу, однако, не суждено было стать единоличным правителем Рима: он погиб в одной из завоевательных войн.

Красс организовал поход в Междуречье. (Учитель, работая с картой, говорит, что долина Тигра и Евфрата принадлежала в I в. до н. э. сильному Парфянскому царству.) Он рассчитывал на несметную добычу, но потерпел жестокое поражение (место битвы при Каррах, можно показать на настенной карте). Боевые качества римской пехоты оказались бесполезными в сражении с тяжеловооруженными парфянскими всадниками, одетыми в кольчуги, и с легкой кавалерией, осыпавшей римлян стрелами из дальнобойных луков. После поражения римлян парфяне заманили Красса в ловушку и убили.

2. В эти же годы большим влиянием в Риме стал пользоваться еще один человек - Цезарь, которого Помпеи сначала не считал серьезным противником.

Учитель дает сравнительную характеристику Помпея и Цезаря.

В Риме не было человека, который не слышал бы о Помпее, по прозвищу Великий. Помпеи подавил восстание испанских племен против римлян. В 71 г. до н. э. он принял участие в разгроме восстания Спартака. Позже Помпеи разбил флотилии пиратов, разрушил их крепости и надолго покончил с разбоем на Средиземном море. На Востоке Помпеи присоединил к владениям Рима Сирию и другие земли, он внес в казну огромные деньги из военной добычи. Трижды праздновал Помпеи триумф.

Цезарь происходил из знатного рода, был очень умным и одаренным от природы человеком. К тому же он получил образование в лучших школах Рима и Греции. Цезарь всюду хотел быть первым, но у него не было ни богатства, ни славы полководца, ни войска для борьбы за власть. Между тем молодость его прошла. Цезарь жаловался друзьям: «В моем возрасте Александр Македонский уже правил столькими народами, а я до сих пор не совершил ничего замечательного!» Друзья возражали: «Напрасны твои жалобы - ты самый известный среди римской бедноты человек!» Так оно и было: все свои деньги Цезарь потратил на угощения тысяч неимущих граждан, на театральные представления и праздники; однажды он устроил гладиаторские игры, в которых сражались 320 пар гладиаторов в посеребренном оружии. Цезарь даже сделал долги, чтобы доставить бедноте эти удовольствия. (Чем объяснить щедрость Цезаря?)

Дальновидный Цезарь использовал ненависть бедняков к сенаторам, он обещал улучшить положение свободных бедняков, если придет к власти; он утверждал, что хочет продолжить дело братьев Гракхов. Поэтому народное собрание избрало его консулом.

Учитель объясняет, что консул по окончании года службы получал в управление от сената одну из провинций, обычно на несколько лет. По желанию Цезаря ему была предоставлена Галлия.

Проводится работа с картой: долина реки По, давно завоеванная римлянами, называлась Доальпийской Галлией. Цезарь решил завоевать Галлию Заальпийскую.

Это была огромная страна, богатая железом, медью, золотом, строевым лесом. Ее население превышало численностью население всей Италии. Если бы враждующие между собой галльские племена объединились, Рим не смог бы существовать спокойно.

Климат Галлии казался римлянам очень суровым. Галлы носили теплую одежду: штаны, а поверх коротких рубах - толстые плащи. Волосы галлы красили в рыжий цвет и зачесывали назад высокой копной, стараясь казаться выше; в шлемы они вделывали рога животных.

Галльские племена были храбры и воинственны. Поселки галлов окружали насыпи и частоколы, на которых виднелись высушенные головы убитых врагов: это были знаки доблести.

Галлы поклонялись камням и деревьям. Огромным влиянием у них пользовались жрецы, заставлявшие приносить богатые жертвы - золотые украшения, дорогое оружие, ценную посуду. Эти сокровища лежали прямо на полянах, никем не охраняемые, но никто, кроме жрецов, не смел к ним прикоснуться (Подробнее см.: «Древний Рим». Книга для чтения. М., 1969, с. 214-216).

В своем рассказе учитель упоминает следующие факты: Цезарь провел в Галлии 8 лет; следуя правилу «разделяй и властвуй», он привлек на свою сторону часть знати, громил галльские племена поодиночке и завоевал их страну. Галльские войны принесли Цезарю славу талантливейшего полководца, груды золота и преданное войско.

Работая с картиной А. Мартынова «Римский лагерь», учитель обращает внимание на вид прекрасно организованного войска. Оно делилось на легионы (их знаменем было изображение орла), а легионы на манипулы (также имевшие знамя: изображение руки); войско располагало метательными машинами, легионеры возводили прекрасно укрепленные лагеря. (Вспомните, что вы знаете о римском лагере - пособие, стр. 275).

Наемные солдаты получали от Цезаря двойное жалованье и рабов, они верили в его обещание наградить их земельными участками по окончании службы. Войско готово было идти за Цезарем куда угодно, оно представляло серьезную угрозу для его противника - Помпея.

3. Захват Цезарем власти излагается конспективно (можно начать с рассказа о переправе через Рубикон - стр. 208). Раскрывается причина победы Цезаря над Помпеем. Сенат боялся Цезаря, так как его поддерживала беднота, и предпочел бы, чтобы правителем Рима стал Помпеи (сенат надеялся, что Помпеи будет советоваться с ним). Свободные бедняки, ненавидевшие сенаторов, шли за Цезарем. Они верили, что Цезарь даст им землю и отменит долги. Поддержка народных масс помогла Цезарю прийти к власти в Риме.

Учитель показывает на фактах, что Цезарь стал повелителем Рима. Народное собрание принимало постановления, угодные Цезарю; на все должности оно выбирало тех римлян, на которых указывал Цезарь. Сенат и консулы вынуждены были .послушно выполнять его приказания. Изображения Цезаря чеканились на монетах; его статуи ставили рядом со статуями богов; в сенате он сидел на кресле, отделанном золотом и слоновой костью. Власть Цезаря очень напоминала царскую, однако он не называл себя царем.

Часть материала может быть усвоена учащимися в ходе беседы:

1. Цезарь объявил себя «императором». Вспомните, что означало это слово. В каких случаях давалось звание императора? На какой срок? (См. пособие, стр. 286.) Дополняя ответ, учитель говорит, что звание императора Цезарь носил не временно, а постоянно: опорой его власти были легионы.

2. Предположите, сделал ли Цезарь что-нибудь для римских бедняков. Выслушав ответ, учитель отмечает, что Цезарь продолжал нуждаться в поддержке бедноты, которая помогла ему прийти к власти. Поэтому кое-что для римских бедняков было сделана (раздача земли старым солдатам, облегчение выплаты долгов).

3. Почему, несмотря на эти меры, выгодные бедноте, власть Цезаря нельзя назвать народной? (Народ был лишен участия в управлении государством, вся власть принадлежала Цезарю, каждое его слово являлось законом.)

Понимание причин убийства Цезаря осложнено тем, что заговор возник не среди бедняков, а в сенате, лишенном роли главного органа государства. Заговорщики не должны вызывать симпатии учащихся: под восстановлением республики они понимали восстановление порядков, выгодных только узкой группе знати.

Сенату на протяжении сотен лет принадлежала огромная власть - постановления сената имели силу закона, сенат ведал военным делом, принимал посольства, распоряжался казной. Цезарь же, захватив власть, стал единолично править Римом.

В сенате было много сторонников Цезаря, возвысившихся с его помощью. Но были там и тайные враги Цезаря, недовольные его единовластием; эти люди решили убить правителя. Возглавил заговор молодой сенатор Брут, которого Цезарь считал своим другом и относился к нему как к сыну. Заговорщики договорились убить Цезаря во время заседания сената 15 марта 44 г. до н. э.

Накануне этого дня Цезарь был на пиру и утром почувствовал себя больным. Жена упрашивала его отложить заседание. Однако Цезарь подумал о том, как будут раздражены сенаторы, если он не придет, и приказал подать носилки. Рабы понесли повелителя Рима в сенат.

При входе в здание сената к Цезарю подбежал какой-то человек, протянул свиток и взволнованно сказал: «Прочитай это, Цезарь, - и немедленно, здесь написано об очень важном для тебя деле!» В свитке содержался донос на заговорщиков, но Цезарю читать было некогда. Войдя внутрь помещения, он сел в свое кресло, отделанное золотом и слоновой костью. Позади кресла стояла статуя Помпея, когда-то построившего на свои деньги это здание. (Мертвый Помпеи Цезарю страшен не был, и он приказал оставить статую на ее месте.)

Сенат стоя приветствовал правителя, а заговорщики окружили Цезаря и стали для вида просить его вернуть из ссылки какого-то аристократа. Цезарь решительно отказал, тогда один из заговорщиков схватил его за плащ и резко потянул к себе - это был условный знак. Другой нанес Цезарю тсзади удар мечом. «Что ты делаешь, негодяй!» - закричал Цезарь, и тут он увидел, что окружающие его сенаторы выхватили из-под плащей мечи. Цезарь был безоружен, в руках он держал лишь стиль - острую палочку, которой писали на покрытой воском табличке. С криком Цезарь поворачивался то к одному, то к другому, но, по словам древнего историка, «куда бы он ни обращал взор, он, подобно дикому зверю, окруженному охотниками, встречал удары мечей». Когда Цезарь увидел подходившего к нему с кинжалом Брута, то будто бы горестно воскликнул: «И ты, дитя мое... И ты, Брут!» Перестав сопротивляться и закрыв голову плащом, Цезарь упал на пол у подножия статуи Помпея. Основание статуи было забрызгано кровью, и казалось, что сам Помпеи явился для отмщения своему врагу.

Брут хотел обратиться к сенаторам с речью, но здание сената опустело: все, кроме заговорщиков, в ужасе разбежались.

Домашнее задание: § 50. Вопросы и задания 1, 3-5 к § 50.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.