БОРЬБА МЕЖДУ РИМОМ И КАРФАГЕНОМ ЗА ГОСПОДСТВО В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ - ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ - ДРЕВНИЙ РИМ

Група в ViberГрупа в Facebook

История Древнего мира - Методическое пособие 5 класс

БОРЬБА МЕЖДУ РИМОМ И КАРФАГЕНОМ ЗА ГОСПОДСТВО В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ - ПРЕВРАЩЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СИЛЬНЕЙШУЮ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКУЮ ДЕРЖАВУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ - ДРЕВНИЙ РИМ

В теме изучаются основные факты истории Рима от первого заморского похода в Сицилию до восстания рабов под предводительством Спартака включительно. В этот период (264- 71 гг. до н. э.) римляне распространили свое влияние сначала на Западное, а затем на Восточное Средиземноморье.

Римские завоевания III-II вв. до н. э. стали предпосылкой взаимосвязанных явлений: небывалого роста числа рабов в Риме, их массового использования в сельском хозяйстве, возникновения целой системы жестоких мер принуждения, разорения мелких земельных собственников. В хозяйстве Италии II в. до н. э. рабовладельческая система достигла своего наивысшего развития.

Углубляется представление учащихся о двух важнейших функциях эксплуататорского государства: держать в повиновении трудящихся (подавление движения крестьян за землю и восстаний рабов); захватывать и грабить соседние страны (завоевание Средиземноморья).


УРОК 1. БОРЬБА МЕЖДУ РИМОМ И КАРФАГЕНОМ ЗА ГОСПОДСТВО В ЗАПАДНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ


В основе Пунических войн - первой (264-241 гг. до н. э.) и второй (218-201 гг. до н. э.) - лежали захватнические планы Рима и Карфагена в Западном Средиземноморье. Оба государства вели несправедливые войны.

Вторжение войск Ганнибала в Италию привело к патриотическому подъему среди римлян. Мужественное сопротивление римских крестьян, защищавших родную землю, должно вызвать симпатию учащихся.

Рим превосходил Карфаген людскими резервами, его крестьянские армии были тесно связаны со своей родиной; наемники Карфагена, естественно, такой связи не имели. В итоге двух войн Карфаген полностью потерял былое морское и военное могущество, а Рим стал господствовать в Западном Средиземноморье.

Объем материала побуждает начать урок непосредственно с его изучения.


План изучения:

1. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию,

2. Вторая Пуническая война.


1. Подчеркивается хищнический характер Римского государства, стремление римлян к захватам за пределами Апеннинского полуострова.

Задание: «Рассмотрите карту № 8. Опишите территорию Римской республики в середине III в. до н. э. Назовите остров треугольной формы близ берегов Италии». Пролив, отделяющий Сицилию от Италии, настолько узок, что на карте № 8 он даже не обозначен. Сицилия как будто «прилипла» к Италии, является ее продолжением. Именно так рассуждали римские аристократы. «Италия принадлежит нам, - говорили они, - а Сицилия - продолжение Италии. Поэтому остров должен быть нашим. Греческие города Сицилии подчинятся нам так же, как подчинились греки Южной Италии. И тогда нам достанутся пшеничные поля, виноградники и оливковые сады Сицилии».

«Однако завладеть Сицилией было не просто,- продолжает учитель. - Определите по условным обозначениям карты № 8, кому принадлежала часть Сицилии, - заштрихованная синими линиями. Кто мог воспротивиться попыткам римлян завоевать Сицилию? Найдите на карте Карфаген и определите словами его местоположение».

Учитель говорит, что Карфаген основали финикийцы. Он либо предлагает учащимся вспомнить, что им известно об этом народе, либо сам напоминает им, что финикийцы были отважными мореплавателями и купцами. Финикийский город Тир разрушили войска Александра Македонского; Карфаген же, расположенный на перекрестке морских путей, процветал в эту эпоху.

Карфаген до наших дней не сохранился, на котором он был расположен, учащиеся рассмотрят на рисунке в учебнике (стр. 187). Предположите, в чем выгоды местоположения Карфагена на этом мысе. Учащиеся способны указать на близость моря, удобные заливы, неприступность города.

Более подробные сведения о Карфагене и его владениях учащиеся могут получить путем чтения вслух учебника (§ 45, п. 1). В дополнение учитель говорит, что в военном флоте Карфагена было много пентер - больших быстроходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны. Сухопутное войско Карфагена состояло из наемников: греков, африканцев (например, нумидийской конницы), испанцев и многих других. Вспомните, в чем сильные и слабые стороны наемного войска (см. выше, стр. 37, 123).

Учитель отмечает, что два хищника - Рим и Карфаген - вступили в борьбу из-за обладания богатой плодородной Сицилией. О первой войне и ее результатах можно сказать в объеме учебника (§ 45, п. 2).

2. Карфаген, потеряв крупные острова на Средиземном море, сохранил свое военное могущество и готовился к новой войне.

Карфагенский полководец Гамилькар решил расширить владения карфагенян. Он завоевал почти всю Испанию, но погиб в борьбе со свободолюбивыми испанскими племенами. Во главе испанской армии Карфагена вскоре после смерти Гамилькара стал его сын Ганнибал.

С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, отец его, отправляясь в поход, спросил сына: «Хочешь ли ты поехать со мной в Испанию?» Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гамилькар подвел сына к жертвеннику. «Протяни руку над жертвенником, - сказал Ганнибалу отец, - и повторяй за мной». Ганнибал произнес вслед за ним: «Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу!» Ганнибал до самой смерти остался верен этой клятве.

Рассматривается рис. 1 (стр. 189). Ганнибал был образованным человеком, он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского. Он владел многими языками, а это было важно для командующего карфагенским войском. (Почему?) С каждым из наемников Ганнибал разговаривал на его родном языке.

Римляне говорили, что он хитер и коварен. Это была правда: римляне никогда не могли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости.

Ганнибал командовал сильным войском, состоявшим из пехоты, конницы и боевых слонов. Он готовился напасть на Рим.

Римляне также готовились к войне. Они расширили свои владения, захватив долину реки По, населенную племенами галлов. Для борьбы со своим соперником в Западном Средиземноморье римляне создали две армии. «Предположите, куда римляне собирались направить одну армию и куда вторую»,- говорит учитель. «В Испанию и на Карфаген»,- догадываются учащиеся. «Но Ганнибал спутал все планы римлян,- продолжает учитель,- он решил вторгнуться в Италию».

Показывая путь Ганнибала на настенной карте, учитель предлагает учащимся ответить с помощью карты учебника (стр. 188) на вопросы: 1. Из какого города выступил Ганнибал? 2. Через какие горы, отделяющие Испанию от остальной Европы, перешло его войско? (Учащиеся иногда ошибочно называют Альпы.) 3. Карфагенское войско шло вдоль берега Средиземного моря. Через какую полноводную реку оно переправлялось? 4. Наконец перед ним открылся вид на высочайшие горы Европы. Как они называются?

Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега и ледяная крупа. Дорог не было, войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, вьючные животные, слоны срывались в пропасть. Не хватало топлива для костров, пищи для людей и скота. Карфагенское войско состояло из южан, жестоко страдавших от холода. Между тем на горных перевалах уже лежал снег.


Рис. 28. Кадр из цветного диафильма 'Война Рима с Карфагеном' (художник Рис. 28. Кадр из цветного диафильма «Войны Рима с Карфагеном» (художник Я. Драгунов)

Рис. 28. Кадр из цветного диафильма «Война Рима с Карфагеном» (художник Рис. 28. Кадр из цветного диафильма «Войны Рима с Карфагеном» (художник Я. Драгунов)


Ганнибал не щадил ни себя, ни воинов, он давал им лишь несколько часов для сна и требовал продолжать путь. На привалах оставались замерзшие трупы людей и животных. Ганнибал хотел вторгнуться в Италию внезапно.

Потеряв половину состава, войско наконец перевалило через Альпы и оказалось в долине реки По. (Предположите, как встретили карфагенян местные жители - галлы. Учащиеся не ошибутся, если им было сообщено, что римляне покорили галлов.) Галлы снабжали Ганнибала продовольствием и лошадьми, массами вступали в его войско. «Мы воюем только с римлянами, - говорил Ганнибал галлам,- остальные народы Италии - наши друзья!»

Ганнибал понимал, что с небольшим войском вдали от родины ему не удастся уничтожить Римское государство, если покоренные Римом народы Италии не поддержат карфагенян. Об этих народах учащиеся знают мало; кроме галлов, им нужно напомнить о греках; можно назвать и другие народы (не для запоминания: этруски, самниты, брутии).

Внезапное вторжение карфагенян в Италию вызвало сильное замешательство среди римлян. Навстречу Ганнибалу было выслано войско, которое он разбил. Второе римское войско также потерпело поражение. Население Рима охватил страх, со дня на день ждали Ганнибала под стенами города.

Но Ганнибал сознавал, что его небольшое войско не сумеет овладеть сильно укрепленным городом. Он двинулся на юг страны, стремясь поднять на борьбу с Римом народы Италии.

Однако наемники Ганнибала не считались с тем, к какому народу принадлежит население захваченных ими областей Италии. Они грабили всех подряд, уводили скот, забирали хлеб.

Описывая битву при Каннах, можно использовать план на карте № 9, но лучше начертить его мелом (см. пособие, рис.29).


Рис. 29. Битва при Каннах. Меловая схема

Рис. 29. Битва при Каннах. Меловая схема


В Риме было создано сильное войско. Во главе войска встали оба консула (Теренций Варрон и Эмилий Павел). Настигнув неприятеля близ селения Канны, консулы увидели равнину и заспорили. «Дальше медлить нельзя, - говорил один, - у нас в два раза больше пехоты, чем у Ганнибала. Римские легионы раздавят проклятых пунов!» Другой консул возражал. «Только безумец может дать здесь сражение Ганнибалу, - говорил он. - Карфагенская конница сильнее нашей, а эта равнина - прекрасное место для действий конницы».

В тот день, когда командовал консул, настаивавший на битве, он приказал войскам строиться на равнине. Пехота выстроилась четырехугольником: плечом к плечу стояло 80 тыс. легионеров. Это была грозная сила! Слабая конница римлян располагалась на флангах.

Ганнибал разгадал план римлян. «Нашей пехоте не сдержать натиск легионов, - говорил он соратникам, - но, увлекшись наступлением, враги откроют свои фланги. Построить пехоту полумесяцем! - приказал Ганнибал. - Лучшие части поставить на флангах, левее и правее пехоты - конницу. Благодарите богов, что они завлекли римлян на эту равнину». Сам Ганнибал командовал центром: это был наиболее опасный участок боя.

Римские легионы всей своей тяжестью обрушились на вражеский центр. Полумесяц карфагенского войска стал прогибаться внутрь. «Победа!» - кричали римляне. Но до победы было далеко. Вихрем налетели на римлян испанские и галльские всадники Ганнибала. Опрокинув римскую конницу, они стали заходить в тыл пехоте. Одновременно отборные части карфагенской пехоты ударили во фланги противнику. Окружение римского войска завершилось.

Сбитые в кучу легионеры служили хорошей мишенью для врага: каждый дротик, каждый камень из пращи Попадал в цель. При Каннах пали десятки тысяч римлян, в том числе консул (Эмилий Павел), так возражавший против битвы.

Дальнейшие события излагаются конспективно. Разгром римлян при Каннах не мог решить исход борьбы. Соратники поздравляли Ганнибала с блестящей победой, предсказывали, что через несколько дней он будет в Риме. Но сам Ганнибал прекрасно понимал, что выиграть сражение еще не значит выиграть войну. Главный же расчет Ганнибала в этой войне не оправдался. «В чем заключался этот расчет и почему он не оправдался?» - спрашивает учитель. Дополняя ответы, он говорит, что народы Италии видели в Ганнибале захватчика. Ганнибал освободителем не был: это ясно поняли все.

Поэтому Ганнибал оказался в трудном положении. Для штурма Рима сил у карфагенян недоставало. Заключить мир римляне отказывались. Они создали новое войско: тысячи крестьян, уже седых и совсем юных, взялись за оружие. Но теперь римляне избегали решительных сражений - война стала затяжной. Еще 12 лет провел Ганнибал в Италии, войско его редело. Он стал понимать, что проигрывает войну.

О битве при Заме и об окончании войны говорится в объеме учебника. Делается вывод: могущество самого опасного соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.

В конце урока можно поставить вопрос 2 к § 45.

Вариант, основанный на работе с цветным диафильмом «Войны Рима с Карфагеном» (кадры 1-36). Раскрыв причины борьбы между Римом и Карфагеном, дав характеристику последнему (как рекомендовано выше), учитель приступает к демонстрации диафильма. Он не только читает текст, но и поясняет его и рисунки, делает дополнения, ставит перед классом вопросы.

Кадр 2. Учитель напоминает, что перед началом войны с Карфагеном пехота римлян считалась лучшей в мире, конница была слабой, а флота у них не было вовсе. Знамя легиона представляло собой изображение орла на древке.

Кадр 3. «Почему греки вынуждены были предоставить римлянам свои корабли?» - спрашивает учитель.

Кадры 4-5. Учитель рассказывает о военном лагере римлян, если это не было сделано раньше.

Кадр 7. Прервав чтение текста на середине, учитель предлагает описать штурм крепости.

Кадры 10-12. Как ни трудно было римлянам за короткий срок создать, флот, значительно сложнее оказалось приобрести опыт вождения кораблей овладеть приемами морского боя.

Кадр 14. Учитель выделяет детали изображения, обращает внимание учащихся на консула, флейтиста, ростральную колонну и т. д.

Кадр 15. Легионеры с большей охотой, чем меч, держат в руках серп. Они разбираются в сортах пшеницы, в качестве почв. Чем обеспокоены воины? Кому могут достаться захваченные земли?

После рассмотрения кадра 17 учитель, прервав работу с экраном, показывает на настенной карте присоединенные римлянами Сицилию, Сардинию и Корсику, а также долину По. Он сообщает о захвате карфагенянами земель в Испании. Просмотр диафильма продолжается.

Кадр 18. Учитель дает характеристику Ганнибалу (см. выше, стр. 278).

Кадр 20 и след. Разъясняется план Ганнибала поднять против Рима покоренные им народы Италии и причины провала этого плана.

Домашнее задание: § 45. Задания и вопросы 3-5 к § 45.








Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.