Советский Союз в 1985—1991 гг. - СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Всемирная история 11 класс - методическое руководство

Советский Союз в 1985—1991 гг. - СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Цели

Обучения: изучить причины социально-экономического и политического кризиса в СССР в период перестройки, раскрыть особенности внутренней и внешней политики в данный период; развивать общие способности учащихся, продолжить формирование общеучебных навыков, создавать ситуации активного поиска в решении познавательных задач.

Воспитания: продолжить воспитание активной жизненной позиции учащихся, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, умение объективно оценивать события и факты, обосновывать свою позицию, использовать полученные знания на практике; воспитывать патриотизм и гражданственность на примере изучаемого материала.

Развития: развивать креативное мышление; выполняя нестандартные задания, развивать долговременную память, логическое мышление; способности к сравнению, умение определять главное и второстепенное, сравнивать, сопоставлять, абстрагироваться.

Оборудование урока (см. с. 4).

Тип урока: комбинированный.

Методы: интерактивные, использование опережающего задания, фронтальная беседа, работа с исторической картой, историческим документом, самостоятельная работа с учебником, наглядные, обобщения, сравнения, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские.


Основные события

1985 г.: провозглашение курса на ускорение.

1987 г.: провозглашение политики гласности и концепции перестройки.

1990 г. (весна-лето): “парад суверенитетов”.

1991 г. (17 марта): Всенародный референдум за обновленный Союз.

1991 г. (18—21 августа): попытка государственного переворота ГКЧП.

1991 г. (8 декабря): создание Содружества Независимых Государств.

1991 г. (21 декабря): на встрече в Алматы к СНГ присоединились восемь республик.


Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала. Учитель записывает тему урока на доске, определяет и озвучивает цели урока.

3. Рассказ учителя. Мартовский 1985 г. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

4. Опережающее задание. Рассказ учащихся о М. С. Горбачеве.

5. Учитель организует работу учащихся с текстом учебника.

6. Рефлексия. Что представляли собой концепции ускорения, перестройки и гласности?

7. Работа с ДМ.

8. Рассказ учителя. В 1987—1990 гг. началось реформирование экономической системы. Выдвигалась новая цель — переход к рыночной экономике. Предполагалось: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета; возрождение частного сектора экономики через кооперативное движение; отказ от монополии внешней торговли; интеграция в мировой рынок. Альтернативно была выдвинута программа “500 дней” Шаталина — Явлинского, основанная на поэтапной приватизации экономики.

Создавалась новая законодательная база. С конца 1989 г. по 1991 г. было принято более 100 законов. Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. В 1989 г. началось забастовочное движение.

В 1987 —1988 гг. происходили крупные столкновения на национальной почве в Фергане, Намангане, Ошской области, Сумгаите, Нагорном Карабахе. Весной-летом 1990 г. начался “парад суверенитетов”: сначала прибалтийские, а затем и другие республики приняли декларации о национальном суверенитете.

В ходе Всенародного референдума 17 марта 1991 г. 76,4% населения высказались за сохранение обновленного Союза. 19—21 августа 1991 г. ГКЧП попытался сорвать подписание нового Союзного договора, организовав путч. Переворот не удался.

9. Работа с ДМ.

10. “Парад суверенитетов”. Учитель использует метод инцидента. Учащиеся получают краткое сообщение о событии или процессе в стране. Для принятия обоснованного решения предлагается явно недостаточная информация, поэтому им надо разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем она состоит, что надо делать, что нужно знать для того, чтобы принять то или иное решение.

Учащиеся, опираясь на материал учебника, должны проанализировать данное историческое событие, сделать выводы и высказать свои предположения.

11. Опережающее задание. Рассказ о создании Содружества Независимых Государств. Учащиеся делают записи в тетради.

12. Продолжение объяснения материала: 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры РСФСР, УССР, БССР заявили о роспуске СССР и создании СНГ. 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев официально сложил с себя полномочия Президента СССР.

13. Задание. Изучив материал учебника о попытках августовского переворота, ответьте на вопрос, как бы могли развиваться события в стране в случае осуществления планов ГКЧП.

14. Работа с ДМ.

15. Рефлексия. 1) Почему большинство реформ, проводимых в СССР, не были полностью реализованы? 2) Назовите объективные и субъективные причины, которые способствовали объединению бывших союзных республик в Содружество Независимых государств.

16. Домашнее задание: повторить § 15—18. Опережающее задание: “Особенности социально-экономического и политического развития стран СНГ”.