Образование СССР - Россия, СССР: развитие советского общества в 20—30-х гг.

Поурочные разработки к учебнику - «Россия в XX веке» 10-11 класс

Образование СССР - Россия, СССР: развитие советского общества в 20—30-х гг.

План урока. 1. Объяснение нового материала. 2. Работа с «Хрестоматией...» (с. 81—82). 3. Опрос на закрепление нового материала. 4. Пояснения к домашнему заданию.

Пояснения к теме. Данная тема — одна из самых сложных, поэтому целесообразно излагать ее не в виде лекции, а в виде беседы с учащимися, причем необходимо ставить им вопросы, ответы на которые они смогут найти в учебнике. В заключение следует ознакомить учащихся с материалами «Хрестоматии...» и провести опрос на закрепление материала.

1. Из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период?

О принципиальной невозможности решить национальный вопрос в условиях капитализма; о подчиненности политики марксистов в области межнациональных отношений ключевой задаче — борьбе пролетариата за государственную власть.

2. Как была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу на II съезде в 1903 г.?

Право наций на самоопределение (позднее дополненное правом на отделение и образование самостоятельных государств).

3. Когда был сформулирован принцип широкой областной автономии?

В 1913 г.

4. Как вы понимаете, что такое автономия?

Самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства.

5. Когда был сформулирован принцип федеративного устройства государства?

Незадолго до октября 1917 г.

6. Как вы понимаете, что такое федерация?

Союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т. д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью.

7. Когда был закреплен принцип федерального устройства государства?

В январе 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а затем — в Конституции РСФСР.

8. Как на практике реализовывались программные установки в области национальной политики в первые месяцы после октября 1917 г.?

31 декабря 1917 г. был подписан Декрет о признании государственной независимости Финляндии, в августе 1918 г. — Декрет об отказе от договоров о разделе Польши, заключенных царизмом. В 1918 г. отделилась Тува, образовались и суверенные Советские республики: в декабре 1917 г. — Украинская, в конце 1918 г. — Эстонская, Латвийская и Литовская, в январе 1919 г. — Белорусская и т. д.

9. Как решался национальный вопрос в рамках РСФСР?

В 1918—1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживающие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: республиканскую (Башкирская АССР, Татарская АССР, Дагестанская АССР) и областную (Бурят-Монгольская АО, Вотская АО, Калмыцкая АО, Марийская АО, Чувашская АО и др.). Исключением стали Киргизская (Казахская) и Туркестанская автономные республики, расположенные на окраинах бывшей империи.

10. Какие республики и когда вошли в состав Закавказской федерации?

В марте 1922 г. — Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР.

11. Какие республики объединились в июне 1919 г.?

Россия, Украина, Белоруссия, Литва и Латвия.

12. Как произошло объединение?

Были объединены вооруженные силы, совнархозы, железнодорожный транспорт, наркоматы труда и финансов.

13. Когда сложился дипломатический союз республик? Кто в него входил?

В период подготовки конференции в Генуе, в феврале 1922 г. Россия, Украина, Белоруссия, Закавказские республики.

14. В чем сущность «плана автономизации», предложенного И. В. Сталиным?

Республики должны были войти в РСФСР на правах автономий.

15. Как республики отнеслись к предложенному плану?

Руководители Азербайджана и Армении поддержали план «автономизации», Белоруссия и Украина склонялись к сохранению уже сложившихся отношений с республиками. Грузия план «автономизации» отвергла.

16. Ознакомившись с документом на с. 81—82 «Хрестоматии...», расскажите, на каких условиях планировалось вхождение в СССР Российской Советской республики.

17. Когда был подписан договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик?

30 декабря 1922 г.

18. Кто вошел в Союз?

РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская федерация.

19. Как должен был управляться СССР?

Высшим органом власти был Всесоюзный съезд Советов, а между съездами — ЦИК, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета (избирался съездом из представителей союзных республик пропорционально их населению) и Совета Национальностей (входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному — от автономных областей). Высшим исполнительным органом провозглашался Совет Народных Комиссаров СССР. Он ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и т. д. В ведении союзных республик находились внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Заполнить таблицу:


Год

Какие республики объединились

Уровень и масштаб объединения


Домашнее задание. 1. § 43. 2. Вопросы 1, 3, 4 к параграфу. 3. § 44 — для ознакомления. 4. Составить развернутый план ответа к § 44.